Урок по литературному чтению 2 класс. Программа «Школа России»
Тема раздела: И в шутку, и всерьез
Тема урока: Э.Н. Успенский «Чебурашка»
Тип урока: комбинированный
Педагогическая технология: игровая
Цели:
Познакомить детей с творчеством Э.Н.Успенского на примере произведения «Крокодил Гена и его друзья».
Способствовать формированию первичных навыков работы с информацией: осуществлять поиск информации из различных источников (энциклопедии, интернет, периодика и др.); после отбора и анализа информации создавать собственные сообщения и презентации.
Формировать основные умения работы с текстом: умение интонацией передавать настроение, отвечать на вопросы по тексту, определять главную мысль произведения, пополнение словарного запаса, соотнесение иллюстрации с текстом.
Развивать рефлексивные умения.
Воспитывать чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим.
Учебно — методический комплекс: биография и портрет писателя Э.Успенского, карточки – задания для поиска информации, отрывки из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья», иллюстрации из мультфильма «Винни –Пух и все, все, все», игрушка «Чебурашка», кроссворды, выставка книг Э.Успенского, карточки -задания для групп, запись песни «Чебурашка», мультимедиа – презентация к уроку.
Предварительная подготовка к уроку:
Подготовка словарной работы.
Дети заранее записывают в тетрадь по чтению слова: тропический (лес), уцененные (товары), бракованная (игрушка), витрина, гиппопотам.
Задание: Найти значение слов в толковом словаре.
Подготовка сообщения об Э.Н.Успенском.
Ученик заранее получает карточку – задание, работает по ней самостоятельно, при необходимости консультируется с учителем.
Подбор пословиц о дружбе.
Задание: Подобрать пословицы о дружбе и товариществе, записать их в тетрадь.
Ход урока:
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок,
Чтобы много – много знать,
Книги надо нам читать.
— Добрый день, ребята. Скажите, как называется раздел учебника, по которому мы читаем произведения на протяжении последних уроков? («И в шутку, и всерьез») (слайд 1).
Сегодня на уроке мы узнаем биографию замечательного детского писателя Э.Н. Успенского, познакомимся с одним из его произведений, которое тоже относится к этому разделу.
Будем продолжать учиться правильному чтению, отвечать на вопросы, а если появятся трудности, справляться с ними сообща. Работать над такой темой желательно с очень хорошим настроением. Я вижу — у большинства оно есть. Давайте весело и четко проведем речевую разминку, тогда настроение у загрустивших ребят улучшится.
II. Актуализация опорных знаний
Речевая разминка (текст на экране мультимедиа проектора слайд 2)
2.Проверка восприятия материала предыдущего урока
— Вспомните, с каким сказочным героем мы познакомились на прошлом уроке? (Винни- Пухом).
— А кто такой Винни- Пух? (Плюшевый медвежонок)
— Кто придумал историю, про этого медвежонка и его друзей? (Алан Милан)
— А кто научил Винни -Пуха разговаривать по–русски? (русский писатель Борис Заходер)
3. Работа в группах.
Каждая группа ( один ряд) получает карточку задание и 4 рисунка из мультфильма Винни -Пух. (На экране проектора показываются точно такие иллюстрации (слайд 3), учитель поясняет задание, отвечает на вопросы учащихся).
1 группа.
группа:
группа:
Задание проверяется у доски: представитель от группы выходит к доске, показывает выбранную иллюстрацию, учитель показывает правильную иллюстрацию на экране проектора (слайды 4, 5, 6 правильный ответ – цветная картинка, на фоне остальных черно- белых)
— К какой песенке может подойти иллюстрация №4. О чем она? (Дорожная шумелка. О первом снеге. (слайд 7))
Итоги и оценивание данного этапа работы:
После выступления каждой группы идет оценивание работы группы по критериям, указанным в карточке.
III Новая тема.
Вступительное слово учителя.
— Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним плюшевым героем, а вот как его зовут, узнаете, если отгадаете загадку:
Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда — то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены — ….. (ЧЕБУРАШКУ)
— Правильно. Это – Чебурашка ( показ игрушки). Чебурашка – герой сказки – повести Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Ребята подготовили сообщение об этом удивительном человеке. (Сообщение и показ презентации об Успенском) (слайд 8). Учитель может добавить или обобщить материал.
Родился он 22 декабря 1937 года. Он жив и по сей день. Ему скоро будет 75 лет. Писателем Успенский стал не сразу. Сначала он строил самолеты, поэтому в его книгах все падает: то Печкин падает с велосипеда, то Шарик — с телеги. В результате получается очень весело, ведь Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг. Посмотрите на выставку его книг, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.
Рассматривание книжной выставки:
“Крокодил Гена и его друзья”
“Дядя Федор, пес и кот”
“Тетя дяди Федора”
“Любимая девочка дяди Федора”
“Про Веру и Анфису”
“Разноцветная семейка” и др.
Дополнительная информация о книгах Успенского (слайд 9)
Словарная работа.
— Прежде чем начнем читать текст, давайте выясним значение некоторых слов: (слова написаны на карточках)
Тропики — наиболее жаркий пояс земного шара. Тропический лес – жаркий влажный лес.
Уцененные (товары)— товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
Брак, бракованная (игрушка) – товар, оказавшийся негодным, порченным.
Витрина — в переводе с фр. – хранилище для чего–нибудь под стеклом.
Гиппопотам— толстокожее африканское животное, бегемот.
Физминутка
А теперь мы отдохнем.
Мы теперь не второклашки,
Мы теперь все Чебурашки.
Утром в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли, (размеренное приседание)
Наклонялись, собирали, ( наклоны вперед)
По дороге растеряли ( разведение рук в стороны).
Чтение текста учителем и хорошо подготовленными учениками.
— Начинаем чтение отрывка из книги Э.Успенского «Чебурашка» с. 137
Следите и слушайте внимательно, потому, что после прочтения текста, надо будет ответить на вопросы.
Первичная проверка понимания текста (Для проверки правильности ответов – показ отрывков из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»)
— Кто является главным героем этого отрывка? (Чебурашка)
— Как Чебурашка оказался в магазине? (Его привезли в ящике с апельсинами) (показ отрывка 1)
-Почему у главного героя такое странное имя? (Он все время падал, чебурахался) (слайд 10)
— Почему его не приняли в зоопарк? (Не знали, куда его поместить).
— Куда потом директор магазина отнес Чебурашку? (В магазин уцененных товаров).
— Что предложили Чебурашке делать в этом магазине? (Стоять в витрине и привлекать покупателей).
— Где он стал жить? (В телефонной будке) (показ отрывка 2) (слайд 11)
Выборочное чтение.
— Найдите отрывок, в котором рассказывается о первоначальном месте проживания Чебурашки.
— Отрывок, о том, как Чебурашка провел утро в своем тропическом лесу.
— Отрывок, к которому подойдет иллюстрация из учебника на с. 141.
— Отрывок, где описывается новый дом Чебурашки.
7. Работа с пословицами.
— Почему Чебурашке некому было позвонить? (Он никого еще не знал, у него не было друзей)
— Если вы читали книгу или видели мультфильм, вспомните, кто стал первым другом Чебурашки? (Крокодил Гена).
— Чебурашка хотел иметь много друзей, давайте дадим ему совет, как найти настоящих друзей и как сохранить крепкую дружбу. А сделаем мы это с помощью пословиц, которые вы нашли сами. (слайд 12)
(Выразительное чтение пословиц)
— Попробуйте сформулировать основную мысль произведения «Крокодил Гена и его друзья». О чем хотел сказать Успенский, какую мысль донести до читателя? (Трудно жить одному, хорошо, когда рядом есть верные друзья).
(В подтверждение ответа иллюстрации из мультфильма)
-Посмотрите, как было грустно Чебурашке, когда он жил один в телефонной будке. (слайд 13)
-И каким он стал, когда нашел друга. (слайд 14)
— В книге Э.Успенского у Чебурашки появилось много друзей.
8. Домашнее задание.
(Показ игрушки с заданиями в лапах.)
— Наш Чебурашка не будет называть имен всех своих друзей, а предлагает сделать это вам.
Для каждого Чебурашка приготовил кроссворд. Чтобы его разгадать — надо вспомнить имена друзей крокодила Гены и Чебурашки.
Кроссворд «Чебурашка и его друзья»
1
2
3
4
5
6 7 8 9
Носорог…. 2. Крокодил…..3. Пёсик….4. Отличница….. 5. Лев…. 6. Жирафа…..
7. Старуха-проказница…..8.Крыса….. 9. Девочка, друг Гены……
— А что делать тому, кто не знает имен героев этой книги? Попробуйте, сами себе задать домашнее задание. (Прочитать книгу Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)
—Если вы обратили внимание, то кроссворды имеют разный цвет. На обратной стороне записано еще одно домашнее задание, его надо выполнить к следующему уроку, а кроссворд можно отгадывать по мере прочтения книги.
Красный цвет — прочитать с. 137-142, пересказать самые интересные
отрывки.
Желтый цвет — прочитать с. 137-142, придумать вопросы к отрывку и
записать их в тетрадь по чтению.
Зеленый цвет — прочитать с. 137-142, составить словесный портрет
Чебурашки.
9. Итог урока. Рефлексия.
— Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Вам понравилось сегодня работать на уроке? Мне тоже понравилось, как вы работали. Я сейчас покажу вам два рисунка Чебурашки, встаньте и подойдите к той стороне экрана, у кого такое же настроение как у нашего героя. (мультимедиа приложение – отрывки из мультфильмов) (слайд 15)
-Мы с Чебурашкой рады, что у вас (у большинства) хорошее настроение. А в подарок за это, Чебурашка споет для вас песню. Если вы ее знаете, можете петь вместе с ним. (слайд 16)
— Мы с Чебурашкой желаем вам всем удачи! (слайд 17)