Конспект урока для 2 класса «Э.Н. Успенский «Чебурашка»



Урок по литературному чтению 2 класс. Программа «Школа России»

Тема раздела: И в шутку, и всерьез

Тема урока: Э.Н. Успенский «Чебурашка»

Тип урока: комбинированный

Педагогическая технология: игровая

Цели:

  • Познакомить детей с творчеством Э.Н.Успенского на примере произведения «Крокодил Гена и его друзья».

  • Способствовать формированию первичных навыков работы с информацией: осуществлять поиск информации из различных источников (энциклопедии, интернет, периодика и др.); после отбора и анализа информации создавать собственные сообщения и презентации.

  • Формировать основные умения работы с текстом: умение интонацией передавать настроение, отвечать на вопросы по тексту, определять главную мысль произведения, пополнение словарного запаса, соотнесение иллюстрации с текстом.

  • Развивать рефлексивные умения.

  • Воспитывать чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим.



Учебно — методический комплекс: биография и портрет писателя Э.Успенского, карточки – задания для поиска информации, отрывки из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья», иллюстрации из мультфильма «Винни –Пух и все, все, все», игрушка «Чебурашка», кроссворды, выставка книг Э.Успенского, карточки -задания для групп, запись песни «Чебурашка», мультимедиа – презентация к уроку.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Подготовка словарной работы.

Дети заранее записывают в тетрадь по чтению слова: тропический (лес), уцененные (товары), бракованная (игрушка), витрина, гиппопотам.

Задание: Найти значение слов в толковом словаре.



  1. Подготовка сообщения об Э.Н.Успенском.

Ученик заранее получает карточку – задание, работает по ней самостоятельно, при необходимости консультируется с учителем.

Задание

  1. Найди информацию о писателе Эдуарде Николаевиче Успенском из разных источников: энциклопедии, интернета или других источников.

  2. Выбери интересный материал о творчестве писателя. Например, его детские годы, кем были его родители, любимые занятия и т.д.

  3. Составь небольшое сообщение из 10-15 предложений.

  4. Подготовь пересказ своего сообщения: говори четко, понятно, чтобы слушателям было интересно тебя слушать.

  5. По возможности сопровождай свой рассказ показом фотографий писателя (посоветуйся с родителями, библиотекарем или учителем, где их можно найти), по –желанию, можно создать презентацию.



  1. Подбор пословиц о дружбе.

Задание: Подобрать пословицы о дружбе и товариществе, записать их в тетрадь.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок,

Чтобы много – много знать,

Книги надо нам читать.

— Добрый день, ребята. Скажите, как называется раздел учебника, по которому мы читаем произведения на протяжении последних уроков? («И в шутку, и всерьез») (слайд 1).

Сегодня на уроке мы узнаем биографию замечательного детского писателя Э.Н. Успенского, познакомимся с одним из его произведений, которое тоже относится к этому разделу.

Будем продолжать учиться правильному чтению, отвечать на вопросы, а если появятся трудности, справляться с ними сообща. Работать над такой темой желательно с очень хорошим настроением. Я вижу — у большинства оно есть. Давайте весело и четко проведем речевую разминку, тогда настроение у загрустивших ребят улучшится.



II. Актуализация опорных знаний

  1. Речевая разминка (текст на экране мультимедиа проектора слайд 2)





2.Проверка восприятия материала предыдущего урока

— Вспомните, с каким сказочным героем мы познакомились на прошлом уроке? (Винни- Пухом).

— А кто такой Винни- Пух? (Плюшевый медвежонок)

— Кто придумал историю, про этого медвежонка и его друзей? (Алан Милан)

— А кто научил Винни -Пуха разговаривать по–русски? (русский писатель Борис Заходер)



3. Работа в группах.

Каждая группа ( один ряд) получает карточку задание и 4 рисунка из мультфильма Винни -Пух. (На экране проектора показываются точно такие иллюстрации (слайд 3), учитель поясняет задание, отвечает на вопросы учащихся).



1 группа.

  1. Определите, какая иллюстрация подходит к песенке Винни Пуха

«Ворчалка». О чем эта песенка? Объясните, почему вы выбрали эту иллюстрацию.


  1. Подготовьте выразительное чтение или чтение наизусть этой песенки.

  1. Выберите одного представителя от группы, который прочитает эту песенку наизусть или по учебнику выразительно, без ошибок.

Работа группы будет оцениваться по критериям:

«5»- иллюстрация выбрана верно, выбор обоснован, песенка прочитана выразительно, без ошибок и заминок;

«4»- иллюстрация выбрана верно, выбор обоснован, песенка прочитана с единичными ошибками;

«3»- иллюстрация выбрана верно, но выбор не поясняется, много ошибок при чтении песенки.





  1. группа:

    1. Определите, какая иллюстрация подходит к первой песенке Винни Пуха. О чем эта песенка? Объясните, почему вы выбрали эту иллюстрацию.


    1. Подготовьте выразительное чтение или чтение наизусть этой

    песенки.

    1. Выберите одного представителя от группы, который прочитает эту песенку наизусть или по учебнику выразительно, без ошибок.


    Работа группы будет оцениваться по критериям:

    «5»- иллюстрация выбрана верно, выбор обоснован, песенка прочитана выразительно, без ошибок и заминок;

    «4»- иллюстрация выбрана верно, выбор обоснован, песенка прочитана с единичными ошибками;

    «3»- иллюстрация выбрана верно, но выбор не поясняется, много ошибок при чтении песенки.



  2. группа:

1.Определите, какая иллюстрация подходит ко второй песенке Винни Пуха. О чем эта песенка? Объясните, почему вы выбрали эту иллюстрацию.


2.Подготовьте выразительное чтение или чтение наизусть этой

песенки.

3.Выберите одного представителя от группы, который прочитает эту песенку наизусть или по учебнику выразительно, без ошибок.

Работа группы будет оцениваться по критериям:

«5»- иллюстрация выбрана верно, выбор обоснован, песенка прочитана выразительно, без ошибок и заминок;

«4»- иллюстрация выбрана верно, выбор обоснован, песенка прочитана с единичными ошибками;

«3»- иллюстрация выбрана верно, но выбор не поясняется, много ошибок при чтении песенки.










1

2


3

4



Задание проверяется у доски: представитель от группы выходит к доске, показывает выбранную иллюстрацию, учитель показывает правильную иллюстрацию на экране проектора (слайды 4, 5, 6 правильный ответ – цветная картинка, на фоне остальных черно- белых)



— К какой песенке может подойти иллюстрация №4. О чем она? (Дорожная шумелка. О первом снеге. (слайд 7))





  1. Итоги и оценивание данного этапа работы:

После выступления каждой группы идет оценивание работы группы по критериям, указанным в карточке.



III Новая тема.

  1. Вступительное слово учителя.

— Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним плюшевым героем, а вот как его зовут, узнаете, если отгадаете загадку:

Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда — то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены — ….. (ЧЕБУРАШКУ)

— Правильно. Это – Чебурашка ( показ игрушки). Чебурашка – герой сказки – повести Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Ребята подготовили сообщение об этом удивительном человеке. (Сообщение и показ презентации об Успенском) (слайд 8). Учитель может добавить или обобщить материал.

Родился он 22 декабря 1937 года. Он жив и по сей день. Ему скоро будет 75 лет. Писателем Успенский стал не сразу. Сначала он строил самолеты, поэтому в его книгах все падает: то Печкин падает с велосипеда, то Шарик — с телеги. В результате получается очень весело, ведь Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг. Посмотрите на выставку его книг, здесь представлены самые известные и любимые его произведения.

Рассматривание книжной выставки:

  • Крокодил Гена и его друзья”

  • Дядя Федор, пес и кот”

  • Тетя дяди Федора”

  • Любимая девочка дяди Федора”

  • Про Веру и Анфису”

  • Разноцветная семейка” и др.

Дополнительная информация о книгах Успенского (слайд 9)

  1. Словарная работа.

Прежде чем начнем читать текст, давайте выясним значение некоторых слов: (слова написаны на карточках)

Тропики наиболее жаркий пояс земного шара. Тропический лес – жаркий влажный лес.



Уцененные (товары)— товары, которые стоят меньше прежней стоимости.



Брак, бракованная (игрушка) – товар, оказавшийся негодным, порченным.



Витрина — в переводе с фр. – хранилище для чего–нибудь под стеклом.



Гиппопотам— толстокожее африканское животное, бегемот.



  1. Физминутка

А теперь мы отдохнем.
Мы теперь не второклашки,

Мы теперь все Чебурашки.

Утром в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли, (размеренное приседание)
Наклонялись, собирали, ( наклоны вперед)
По дороге растеряли ( разведение рук в стороны).

  1. Чтение текста учителем и хорошо подготовленными учениками.

Начинаем чтение отрывка из книги Э.Успенского «Чебурашка» с. 137

Следите и слушайте внимательно, потому, что после прочтения текста, надо будет ответить на вопросы.

  1. Первичная проверка понимания текста (Для проверки правильности ответов – показ отрывков из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»)

— Кто является главным героем этого отрывка? (Чебурашка)

Как Чебурашка оказался в магазине? (Его привезли в ящике с апельсинами) (показ отрывка 1)

-Почему у главного героя такое странное имя? (Он все время падал, чебурахался) (слайд 10)



— Почему его не приняли в зоопарк? (Не знали, куда его поместить).

— Куда потом директор магазина отнес Чебурашку? (В магазин уцененных товаров).

— Что предложили Чебурашке делать в этом магазине? (Стоять в витрине и привлекать покупателей).

— Где он стал жить? (В телефонной будке) (показ отрывка 2) (слайд 11)

  1. Выборочное чтение.

— Найдите отрывок, в котором рассказывается о первоначальном месте проживания Чебурашки.

— Отрывок, о том, как Чебурашка провел утро в своем тропическом лесу.

— Отрывок, к которому подойдет иллюстрация из учебника на с. 141.

— Отрывок, где описывается новый дом Чебурашки.

7. Работа с пословицами.

Почему Чебурашке некому было позвонить? (Он никого еще не знал, у него не было друзей)

— Если вы читали книгу или видели мультфильм, вспомните, кто стал первым другом Чебурашки? (Крокодил Гена).

— Чебурашка хотел иметь много друзей, давайте дадим ему совет, как найти настоящих друзей и как сохранить крепкую дружбу. А сделаем мы это с помощью пословиц, которые вы нашли сами. (слайд 12)

(Выразительное чтение пословиц)

— Попробуйте сформулировать основную мысль произведения «Крокодил Гена и его друзья». О чем хотел сказать Успенский, какую мысль донести до читателя? (Трудно жить одному, хорошо, когда рядом есть верные друзья).

(В подтверждение ответа иллюстрации из мультфильма)

-Посмотрите, как было грустно Чебурашке, когда он жил один в телефонной будке. (слайд 13)

-И каким он стал, когда нашел друга. (слайд 14)

— В книге Э.Успенского у Чебурашки появилось много друзей.

8. Домашнее задание.

(Показ игрушки с заданиями в лапах.)

— Наш Чебурашка не будет называть имен всех своих друзей, а предлагает сделать это вам.

Для каждого Чебурашка приготовил кроссворд. Чтобы его разгадать — надо вспомнить имена друзей крокодила Гены и Чебурашки.

Кроссворд «Чебурашка и его друзья»

1



2



3



4



5



6

7

8

9











    1. Носорог…. 2. Крокодил…..3. Пёсик….4. Отличница….. 5. Лев…. 6. Жирафа…..

7. Старуха-проказница…..8.Крыса….. 9. Девочка, друг Гены……



— А что делать тому, кто не знает имен героев этой книги? Попробуйте, сами себе задать домашнее задание. (Прочитать книгу Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)

Если вы обратили внимание, то кроссворды имеют разный цвет. На обратной стороне записано еще одно домашнее задание, его надо выполнить к следующему уроку, а кроссворд можно отгадывать по мере прочтения книги.

Красный цвет — прочитать с. 137-142, пересказать самые интересные

отрывки.

Желтый цвет — прочитать с. 137-142, придумать вопросы к отрывку и

записать их в тетрадь по чтению.

Зеленый цвет — прочитать с. 137-142, составить словесный портрет

Чебурашки.

9. Итог урока. Рефлексия.

— Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Вам понравилось сегодня работать на уроке? Мне тоже понравилось, как вы работали. Я сейчас покажу вам два рисунка Чебурашки, встаньте и подойдите к той стороне экрана, у кого такое же настроение как у нашего героя. (мультимедиа приложение – отрывки из мультфильмов) (слайд 15)



-Мы с Чебурашкой рады, что у вас (у большинства) хорошее настроение. А в подарок за это, Чебурашка споет для вас песню. Если вы ее знаете, можете петь вместе с ним. (слайд 16)

— Мы с Чебурашкой желаем вам всем удачи! (слайд 17)











Свежие документы:  Конспект урока по технологии "Профессия моей мечты" 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: