ДАТА:
ТЕМА: «Как слона лечили». (По В. Коржикову)
ЦЕЛЬ: прочитать рассказ о животном, которое было благодарно доктору, лечившему его, и сделать вывод о необходимости быть благодарным тем, кто оказывает помощь.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Предметные: чтение и анализ рассказа Н.Коржикова «Как слона лечили»
Личностные: пробуждение любознательности, познания мира животных, воспитание любви, чувства заботы о них, понимание, что животные умеют быть благодарными человеку за его помощь.
Системно-деятельные: владение разными видами чтения: читать по ролям, понимать характер персонажей, передавать при чтении своё отношение к персонажу, умение слушать и слышать собеседника, правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного текста, работа в парах.
Ход урока
Организационный момент. Постановка учебной задачи урока.
Знаете ли вы, что животные умеют быть благодарными человеку? Приведите свои наблюдения из жизни. Сегодня мы прочитаем рассказ о добром докторе, спасшем слона.
Актуализация знаний. Какого литературного героя напоминает доктор? Что у них общего? Учащиеся называют доктора Айболита, вся жизнь которого была посвящена спасению зверей, их лечению. Можно предложить чтение наизусть отрывков из стихотворения К.Чуковского «Айболит»
Доброта , отзывчивость на чужое горе, смелость и решительность-все это роднит Айболита с героем рассказа доктора Миролюбовым.
Анализ рассказа. Рассказ посвящен доктору Миролюбову, которому пришлось лечить слона. Основная мысль рассказа- животные умеют быть благодарными за добро, которое сделал им человек. Она заключена в последнем предложении: «Слон осторожно положил хобот ему на плечи и тихо провел несколько раз по спине: он погладил доктора хоботом».
Учащиеся читают рассказ и отвечают на вопросы, используя слова и выражения текста:
Каким показался вам доктор Миролюбов? Добрым? («Тигров он лечил, коней лечил, а слонов не приходилось. Но надел пиджак и отправился к слону»). Несмелым? (Доктор поежился».) Настойчивым? ( «Но слон опустил доктора на пол. И он снова взялся за работу»)
Перечитывая произведение, учащиеся доказывают, что доктор-человек смелый, несмотря на свою нерешительность в начале рассказа. Он человек умный и знающий, он сумел догадаться, что у слона болит колено. А слон не только умное, но и благодарное животное, он по –своему выразил доктору свою признательность.
Составление плана пересказа. Рассказ предлагается разделить на три части и озаглавить каждую часть.:
Слон вывихнул ногу(Слону нужен доктор)
Доктор Миролюбов лечит слона.
Благодарность слона.
Рассказ пересказывается близко к тексту. Высказывается личная оценка рассказа.
Итог урока. Понравился ли рассказ? Какое место показалось особенно смешным? Почему? Какие рисунки можно нарисовать к рассказу?
Домашнее задание: прочитать рассказ и пересказать близко к тексту; дать характеристику доктору Миролюбову.