Тема урока | Л.Н. Толстой «Филиппок». | |
Класс | 2 | |
Педагогическая цель | познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Филиппок”; работать над навыками осмысленного, правильного чтения, вырабатывать умения работать с текстом; развивать творческие способности детей, учить их различать автора и героя. | |
Тип урока | усвоение новых знаний | |
Планируемые | Должны уметь воспринимать на слух художественное произведение; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. | |
Личностные | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
Универсальные | Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. | |
Оборудование | портрет Л.Н. Толстого; карточки (текст для речевой разминки); презентация (иллюстрации по рассказу из книги – зрительный ряд к уроку) «Филиппок».
| |
Сценарий урока | Примечание | |
— Прочитайте произведение Е. Тараховской “Заяц” (вполголоса): Я боюсь, я боюсь Волка и кукушку. Я боюсь, я боюсь Жабу и лягушку. Я боюсь, я боюсь Муравья и мушку. И ужа, и ежа, И чижа, и стрижа. Поглядите, как дрожат Ушки на макушке. Учитель: – О ком стихотворение? – Что можете сказать о зайце? – Прочитайте стихотворение так, чтобы все поняли, как боится зайчик. Для этого используйте мимику, жесты. Чтение учащимися вслух с инсценировкой. Итог. Минутки выразительного чтения помогут нам в течение урока читать выразительно новое произведение. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирова- ние учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
— С каким русским писателем мы познакомились на прошлом уроке? (Высказывания детей) — Л. Н. создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Прочитайте название рассказа на с. 112, рассмотрите иллюстрацию. Предположите о чем рассказ? Слайд 1. | Коммуникативные: планирова- ние учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков | |
IV. Работа над новым материалом Работа по содержанию произведения Л.Н. Толстого “Филиппок” 1. Первичное чтение. 2. Беседа эмоционально-оценочного характера. Учитель: – Поделитесь своими мыслями и чувствами. 3. Чтение вслух “цепочкой” и проведение словарной работы: поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням; слобода – большое село, деревня; сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом; полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды; бедовый – шустрый, смелый. Пострелёнок – непоседа, шалун. 4. Чтение по частям. Учитель: – Каков же Филиппок? Слайд 2. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем это произведение. а) Чтение первой части “цепочкой”. (Филиппок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться). Слайд 3. – А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе). Слайд 4. – Торопился ли Филиппок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря). б) Чтение второй части “цепочкой”. Учитель: – Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село) – Почему собаки залаяли на Филиппка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А ещё собаки лают, когда бежишь. Филиппок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе). Слайд 5. – Что мог сделать Филиппок, когда на него залаяли собаки? – А почему он не вернулся, хотя и было страшно? – Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филиппком. Слайд 6. в) Чтение третьей части про себя. Учитель: – Какое чувство охватило Филиппка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги) г) Чтение четвёртой и пятой частей. Слайд 7. Учитель: – Как вошел Филиппок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить). – Как вел себя Филиппок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”). Слайд 8. – Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. – Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться). Слайд 9. 5. Инсценировка. Дети инсценируют пятую часть произведения Л.Н. Толстого “Филиппок”. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные моделирование, анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме | |
Физкультминутка: Кузнечики |
| |
– Так каков же Филиппок? (Филиппок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели). – Какая у него цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания). – Мог ли писатель дать другое название рассказу? – Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филиппка). | личностные: самоопределение | |
VI. Рефлексивно-оценочный — Что вы узнали на сегодняшнем уроке? — За что похвалили бы себя? Д/з перечитать текст | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знания, контроль, коррекция, |
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку.
И ужа, и ежа,
И чижа, и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку.
И ужа, и ежа,
И чижа, и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку.
И ужа, и ежа,
И чижа, и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку.
И ужа, и ежа,
И чижа, и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку.
И ужа, и ежа,
И чижа, и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку.
И ужа, и ежа,
И чижа, и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.