Урок литературного чтения во 2-А классе
Учитель: Луханина Ирина Александровна
26 декабря 2014 года .
Тема урока. Люблю природу русскую Зима.
Форма урока «Творческая мастерская».
Цели урока: познакомить учащихся с разделом , учить детей прогнозированию; развивать память, внимание, навыки выразительного чтения; формировать навык сравнения и анализа; обогащать и активизировать словарь учащихся; прививать любовь к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: умение совершенствовать навык выразительного чтения вслух и про себя.
Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением.
Метапредметные:
Познавательные: умение самостоятельно работать с учебником; обогащать свои представления об окружающем мире, анализировать и сравнивать произведения.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и правильно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать произведения в стихотворной форме, выслушивать мнение партнера и вырабатывать общую позицию.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; соотносить загадки и отгадки.
Оборудование: сборники стихов русских поэтов; фотоматериалы и репродукции картин с зимним пейзажем; карточки(текст для речевой разминки, задания), учебник по литературному чтению, запись на доске.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока.
!. Организационный момент. Проверка готовности детей к уроку ( наличие учебников), организация рабочего места.
II. Речевая разминка.
1. Прочитайте, пожалуйста, стихотворение ( у каждого на карточке):
Спит первый снег.
Открыт букварь зимы.
Его еще не прочитали мы,
Но вот уже на чистую страницу
Вспорхнула буквиной синица.
Она звени , как маленький звонок,
Как будто первый начался урок… (А.Горбунова)
— Как вы понимаете выражение «открыт букварь зимы» ?
— Как вы понимаете строчку «вспорхнула пестрой буквиной синица»?
— Прочитать стихотворение, разделяя слова на слоги.
-Прочитать стихотворение плавно, певуче.
— Начать читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
-Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
-Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.
-Прочитать стихотворение хором, в парах, индивидуально.
-Прочитать стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
— Назовите признаки зимы ( наглядность, из наблюдений).
-Вспомните : как назывался раздел об осени?
-Как вы думаете, как может называться раздел о зиме?
-Чем различаются эти времена года?
-Чем вам нравится зима?
Учитель. У писателей, поэтов прежних веков и нашего времени многие произведения о зиме наполнены приятным удивлением, восхищением, радостью, весельем. Радует первый снег. Приятно , когда снег искрится на солнце. Все вокруг становится каким?
(используются наблюдения детей , иллюстрации, фотографии парковой зоны школы в зимнее время).
-Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся с вами?
-Чему мы научимся? Чему будем учиться на уроке?
-Давайте прочитаем с вами об этом в учебнике на стр. 187.
-Давайте сравним с вашими ответами.
IV. Составление небольшого рассказа о зиме.
( используются фотографии , иллюстрации, репродукции, наблюдения детей).
V.Физминутка ( с оречевлением и движениями):
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок-
Получается –снежок.
Мы деревья побелили-
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Чтение авторского текста:
-самостоятельное чтение текста, стр.188.
— чтение текста вслух (хоровое, несколько учащихся «цепочкой», в парах, индивидуально )
2.Выборочное чтение :
— найти и прочитать строчки, в которых говорится, как нравится зима первому собеседнику.
-Что он вспоминает летом, закрывая глаза?
-Что захотелось другому собеседнику?
-Что в тексте сказано о стихах?
— Что нужно для того, чтобы стать поэтом?
3.Зимняя викторина. ( задание читает ученик)
1) Взял дубовых два бруска
На бруски набил я планки,
Дайте снег. Готовы …(санки).
2) Стали дни короче.
Ночью дождик лил.
И пришел стекольщик,
Лужи застеклил…(мороз).
3) Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей…(снеговик).
4) Красавица какая-
Стоит , светло сверкая.
Как пышно убрана…
Скажите, кто она?(елка)
5) Что делает еж зимой? (спит)
Кто был летом рыжий, а зимой –серый(белка).
Как называются птицы, которые остаются зимовать?
Какая птица выводит птенцов зимой?(клест)
Разрешена ли охота на зверей зимой?
Как называются атмосферные осадки в виде больших хлопьев?( снег)
4.Чтение и отгадывание загадок. Стр.189.
( в помощь использовать иллюстрации)
VII. Рефлексия.
— Что вы узнали на уроке?
-За что вы бы похвалили себя?
-Что у вас особенно получилось?
VIII. Подведение итогов урока.
— Какой раздел мы начали изучать?
— Что особенно вам понравилось на уроке?
-Что должно быть в стихах?
— Что нужно для написания стихов?
( добиваться от учащихся полных ответов).
Х I. Анализ работы учащихся на уроке. Домашнее задание.
Приготовить народные приметы на зимнюю тему (используя детские журналы, беседу со взрослыми )
( на каждом этапе работы дети получают смайлики, жетоны. В конце урока подсчитываем баллы)
Урок литературного чтения во 2-А классе
Учитель: Луханина Ирина Александровна
25 ноября 2014 года .
Тема: В. Берестов «Кошкин щенок»
Цели: познакомить учащихся с веселым стихотворением В. Берестова «Кошкин щенок»; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать отличительные особенности поэтического текста; уметь находить в тексте слова и выражения, создающие художественный образ героев; правильно интонировать, читать по ролям; уметь находить в тексте строки, которые являются ответами на вопросы, составлять рассказ по рисунку.
Метапредметные:
регулятивные: определять учебные задачи при работе с произведением, удерживать их в памяти; оценивать результаты своего труда и труда одноклассников; устанавливать очерёдность работы в паре, освоить одно из правил работы в группе (распределение ролей при инсценировании);
познавательные: осознавать переносное значение художественной детали текста;
коммуникативные: воссоздавать образы по вопросам учителя, работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.
Личностные: выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; самоопределяться в выборе заданий; проявлять фантазию и творческие способности, реализовывать свой творческий потенциал в процессе инсценировки и создания собственных текстов.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 2 класс», часть 1, предметные картинки с домашними животными и их детеныши, оценочные листы
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Речевая разминка.
Хорошие люди всегда благодарны-
За службу , за верность, за радость для глаз.
Недаром же памятник есть сенбернару,
Что многих людей заблудившихся спас.
Разыскивал он их сквозь грозную вьюгу,
При жгучем морозе и в темную ночь.
Чтобы человеку- не брату, не другу,-
Как брату и другу, коль надо, помочь! (обратить внимание на слово «сенбернар»)
— За что люди так благодарны собаке? Как они отблагодарили ее? (после высказывания детей обобщить , дополнить).
— Прочитать еще раз выразительно, утвердительно.
III. Проверка домашнего задания :
1. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Жила-была собака».
Работа в парах .
-Подумайте, где надо изменить тон чтения, прочитайте стихотворение в паре .
Чтение стихотворения (2 пары).
Самооценка чтения. Оценка одноклассников и учителя.
IV.Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
-Какой раздел мы изучаем?
(Формулирование темы урока.)
-Вспомните стихотворение Шибаева «Кто кем становится?» (с. 127).
-Кем стал щенок, когда вырос?
-Кем в детстве был кот?
-Составьте пары: «Взрослые животные -детёныши» (картинки на доске)
-Откройте учебник на стр.131 и прочитайте, кто автор стихотворения, которое мы будем читать.
-Прочитайте тему нашего урока (В. Берестов « Кошкин щенок» , запись на доске была закрыта.)
Формулирование учебной задачи.
-Что необычного в названии ? Интересно узнать , почему Берестов так назвал произведение? Что для этого необходимо сделать?
(Познакомиться с произведением , определить его героев, поразмышлять над содержанием, понять главную мысль)
-Откройте учебники на с. 130, рассмотрите рисунки. Можно ли по этим рисункам догадаться, о чём произведение и почему такое необычное название?
-Как вы думаете, каким будет его содержание?
—Проверим ваши предположения.
(Рисунок на с. 131 не иллюстрирует стихотворение. Он нужен для выполнения творческого задания : составления рассказа).
V. Работа над новым материалом.
1. Слушание стихотворения «Кошкин щенок»
2. Словарная работа: уточнение значения слов приёмный, скромный, чистоплотное, верзила.
Вопросы после слушания:
-Верны ли оказались наши предположения о названии?
-Вы прослушали прозаическое произведение или стихи? Обоснуйте своё мнение.
Физминутка. «Не упади». (исходное положение: стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки в стороны. Поднять одну ногу и сделать хлопок под коленом, затем поднять другу -хлопок). Раз, два- прямо стой!
Три, четыре-руки шире.
Пять, шесть- потихоньку присесть.
Встать –ногу правую поднять.
Три, четыре – хлопнуть.
Ногу левую поднять,
Раз, два-хлопнуть.
VI.Продолжение работы по теме урока.
Чтение стихотворения и выполнение заданий:
1.Чтение стихотворения вслух .
2.Выборочное чтение.
-Каким был щенок?
-Как кошка ухаживала за ним?
-Каким стал сынок?
-С какими трудностями встретилась кошка-мать?
-Какой выход она нашла?
-Как по-другому можно назвать стихотворение? (Придумайте свое название)
-Какой характер у щенка?
3.Творческое задание. Составление по рисунку рассказа про цыпленка. Придумать конец рассказа.
-Кто расскажет свою историю?
4. Проверка самостоятельной работы и самооценка (за каждый правильный ответ 1 балл).
5.Выразительное чтение стихотворения .
Работа в паре.
-Подумайте , какие слова надо выделить голосом. Какие чувства передадите при чтении?
-Какую часть стихотворения можно разыграть по ролям? Подготовьте любую часть для чтения. (Подготовка к чтению. Чтение подготовленных фрагментов (2-3 пары)
-Знаете ли вы истории из жизни, когда животные воспитывали не своих детёнышей? Расскажите.
VII. Подведение итогов урока, рефлексия.
-Ребята, наш урок подошёл к концу.
-Выберите и продолжите любое предложение:
«На сегодняшнем уроке я узнал(а)…
«На этом уроке я бы похвалил себя за…»
«После урока мне захотелось…»
«Сегодня я сумел…».
-Вспомните задачи, которые мы формулировали на урок. Подумайте, чему мы научились, что получилось хорошо. А над чем ещё хотелось бы поработать?
VIII. Домашнее задание. Выразительно читать стихотворение «Кошкин щенок».
-Знаете ли вы истории , когда животные воспитывали не своих детенышей? Нужно вспомнить или придумать такую историю и рассказать ее на следующем уроке.