Тема урока: Н. Н. Носов «На горке»
Цель:
— познакомить учащихся с рассказом Н. Носова «На горке»;
— развивать умение бегло читать, делить текст на части, находить главную мысль, подробно пересказывать прочитанное
Планируемые результаты:
— учащиеся научатся прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря,
— высказывать своё мнение, рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним, характеризовать героя, используя антонимы, соотносить смысл пословиц и содержания текста, составлять план произведения, пересказывать текст на основе плана.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 часть Л. Ф. Климанова, В. Г.
Портрет и выставка книг Н. Н. Носова; карточки.
Ход урока
Оргмомент.
Звонок нам снова говорит:
«Пора урок начать».
Домашнее задание
Мы будем проверять.
Проверка домашнего задания
( Рассказывают рассказ по серии картинок со стр. 118)
Речевая разминка.
— Прочитайте стихотворение про себя.
Коля Кнопкин проживает
В нашем доме пятый год.
Не скандалит, не хворает,
Не дерётся, не ревёт…
Подрастает этот мальчик
Не по дням, а по часам…
Не умеет этот мальчик
Ничего на свете сам:
Ни убрать свою кровать,
Ни башмак зашнуровать. В. Волина
— Прочитайте это стихотворение с выражением. Какую интонацию нужно выбрать? (осуждением)
— Какие качества ценятся в людях больше всего?
— А что вы умеете делать лучше всего?
— Предположите, какова тема урока на сегодня.
4. Работа по теме.
— Откройте учебник на стр. 119.
— Кто автор произведения?
— Знакомо ли вам это имя?
СЛАЙД 1
— Посмотрите на портрет. ( портрет Н Носова)
— Как называется произведение? ( На горке)
— Как вы думаете, о чём этот рассказ?
— Проверим, подтвердятся ли ваши предположения.
Чтение рассказа учителем.
— Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?
— Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Расскажите.
5. Физкультминутка
Линейку на пол положу
И выпрямляюсь с ходу.
И выровняю позу.
Проделаю так много раз,
Чтоб отдохнуть от книжных фраз.
6. Работа по теме – продолжение
— Прочитайте ещё раз текст.
— Каким вы представляете Котьку?
— Какую ошибку он совершил? Почему?
— Как он её исправил?
— Давайте опишем образ Котьки. Вам в этом помогут слова-определения. Выберите нужные.
РАБОТА В ПАРЕ. КАРТОЧКА.
Умный, весёлый, глупый, маленький, честный, злой, терпеливый, трудолюбивый, ленивый, вредный, добрый.
— Что бы вы ещё о нём сказали?
Составление плана.
— На стр. 121 учебника дан рисуночный план. Рассмотрите внимательно и скажите, соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа.
— Каких рисунков не хватает?
— Мы восстановили рисуночный план. Он поможет нам разделить текст на части и составить другой план – цитатный.
— Всё ли вам показалось понятным? СЛАЙД 2 — 8
Цитата – точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.
План.
Целый день ребята трудились – строили горку на дворе.
А Котька Чижов из шестой квартиры – хитрый какой!
Только полез на горку – бух носом!
Он стал из ящика песок на горку таскать.
Коньки-то по песку не едут!
Тут прибежали ребята.
Бери сейчас же лопату!
— Сопоставьте свой план с предложенным на стр. 122 учебника.
Пересказ текста.
7.Рефлексия.
— Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось …
Сегодня я сумел…
8. Подведение итогов
— Какой рассказ мы читали на уроке?
— Понравился ли вам Котька? Почему?