Конспект урока по литературному чтению по теме: Н Носов «На горке»
Цель: совершенствовать технику чтения, учить пересказу по плану, развивать творческое мышление, образное воображение, речь детей.
Встали ровно, подравнялись. Давайте познакомимся с гостями. Они пришли посмотреть на вашу работу на уроке. Начнем урок с дыхательной гимнастики.
I. Работа над развитием техники чтения.
1. Дыхательная гимнастика
Вдох носом выдох через рот
Нюхаем цветок
Тушим свечи
Читаем на выдохе
ВДФХФГМНБСКТФМН
2. отработка дикции
Ок-ок-ок — падает снежок
Ип-ип-ип- слышу снега скрип
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре
Прочитать конец первого предложения с вопросительной интонацией
Прочитать конец второе предложения с восклицательной интонацией
Сделайте логическое ударение на слове снежном.
3. Снежинки ловит Тая.
Они слетают тая.
Прочитайте глазами
Шепотом и медленно
Громко и медленно
Громко и быстро
II. Работа над текстом «На горке»
Знакомство с автором.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слов. АН КЕГОР
Правильно. Произведение называется «На горке»
— Ребята, перед вами 4 фамилии известных писателей и поэтов. Предположите, кто может быть из них автором рассказа «На горке»?
Ребята, вы правильно догадались — это произведение написал Н.Носов.
Вот его портрет. Н. Носов родился 23 ноября в городе Киеве, в семье актера. В юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. Работал кинорежиссёром и постановщиком мультипликационных фильмов. Н.Носов писатель юморист. Он написал такие произведения «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей» Как вы понимаете писатель – юморист? Да, его рассказы смешные, но поучительные.
Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением Н Носова «На горке», давайте прочитаем слова, которые встретятся в тексте.
Читаем по слогам, а затем целым словом.
Сгре-ба-ли сгребали Подберите к слову синоним собирали
Сва-ли-ва-ли сваливали
Тру-дят-ся трудятся А сможете ли вы подобрать антоним? ленятся
Сколь-зка-я скользкая
На-пор-тил напортил синоним сломал
Чет-ве рень-ки четвереньки Как понимаете это слово?
III работу с тестом.
Ребята, а вы любите бывать на горке? Почему? Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
Давайте прочитаем и узнаем.
Чтение текста учащимися по цепочки. Чьё чтение вам понравилось больше всего?
— Понравился ли вам рассказ?
— Среди ваших друзей есть похожие на Котьку?
Физ. Мин. Покажите мимикой. Как удивились ребята, когда увидели, что горка в песке?
IV Работа в парах.
Ребята я приготовила много интересных вопросов по тексту. Но я хочу, чтобы вы придумали свой вопрос. Я предлагаю поработать в парах, обсудить с друг с другом, чтобы вы хотели спросить у своих товарищей.
Отвечаем на вопросы.
-Что делали ребята?
-А как они это делали?
— Кто с ребятами не строил горку?
— Почему он не вышел? Какой он? Хитрый
— Что произошло , когда ребята ушли обедать?
— А зачем он посыпал горку песком?
— Что из этого вышло?
-Как на это отреагировали ребята?
— Чем дело кончилось?
-Представьте себе, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка и забраться на нее невозможно. Как бы вы себя повели?
V Составление плана.
Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Назовите картинки по порядку. Что у нас получилось? (картинный план) Давайте, озаглавим каждую картинку.
План
Строительство горки ребятами
Хитрый Котька на скользкой горке
Котька посыпает горку песком.
Ребята недовольны
Заставили работать
Ребята, а это что у нас получилось? (словесный план) Что нам помогает делать план? По какому плану легче пересказывать? Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана, ко второму, к третьему, к четвертой, к пятой части. Прочитайте. Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть кто –то попробует пересказать текст от лица Котьки. Хорошо! Молодцы.
Домашнее задание я вам предлагаю на выбор. Подготовить пересказ текста или пересказать этот текст от лица Котьки, или от лица другого персонажа.
VI Групповая работа.
А) А сейчас мы проведем групповую работу по рядам. Вам нужно найти пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.
1. Поспешишь – людей насмешишь
2. Семь раз отмер, а один раз отрежь.
3. Умел ошибиться, сумей и поправиться.
Ребята, все выбрали пословицу под цифрой три. Почему?
Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.
Б) Сейчас я предлагаю вам представить себя в роли артистов. Вы должны мимикой и жестами обыграть отрывок из этого рассказа. Каждому ряду дается задание.
VII Ребята вам понравился урок? Что вам запомнилось больше всего? Перед вами лежит снежинка, возьмите её. Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок. А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.
.