Интегрированный урок литературного чтения и трудового обучения
2 класс
Тема: Н. Вагнер «Облака». Ч. Айтматов «Когда тебе плохо».
Цели; 1. Чтение новых произведений.
2. Совершенствовать технику и выразительность чтения, умение находить изобразительные средства языка.
3. Развивать воображение, фантазию, связную речь учащихся, обогащать их словарный запас. —
4. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения, любовь к природе.
Оборудование: 1 Репродукции с картин русских художников:
— А. Саврасов «Лосиный остров в Сокольниках»,
— В. Поленов «Московский дворик»,
— Ф.Васильев «Мокрый луг»,
— И. Левитан «Над вечным покоем»,
— Н. Рерих, из серии «Гималаи».
2. Песни:
— «Кораблики» В. Шаинский, Л. Яхнин,
— «Облака» В. Шаинский, С. Козлов.
3. Музыка Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна».
Ведущие образовательные технологии :
— гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили;
— приёмы проблемного обучения.
Ход урока.
1. Организационный момент. Активизация систем организма обоих полушарий: массаж ушных раковин.
II. 1) Речевая разминка.
— дыхательная гимнастика: вдох-выдох на счет 7.
— на одном выдохе: подуть на воображаемую пушинку,
на легкое облачко,
на тяжелую тучу.
2) Проверка домашнего задания.
— Чтение.
— Без чего не обходится гроза? – Загадка:
Нахмурится, насупится,
В слезы ударится –
Ничего не останется. (Туча)
III. 1) Чем туча отличается от облака?
Может ли облако превратиться в тучу? – Загадка:
Пушистая вата плывет куда-то:
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
— На что приятнее смотреть: на тучу или на облако? Почему?
— Откуда появляются облака? Тучи?
2) Рассмотрите репродукции с картин русских художников (на доске).
Посмотрите на фотографии и репродукции, которые лежат у вас на столах. Какими вы увидели облака?
— Какова их форма? Цвет? На что похожи?
— Как вы думаете, почему они такие разные?
— Сравните состояние природы на земле с внешним видом облаков.
IV. 1) Облака привлекали к себе внимание не только художников, но и писателей, поэтов и композиторов.
Чтение учителем рассказа Н. Вагнера «Облака» под музыку Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна»,
— Что увидел в облаках автор?
— Какие чувства испытывали вы, слушая музыку и рассказ? Почему?
2) Словарная работа.. Запись на доске:
зеленоватое ослепительно яркое
бесконечные громадные массы
безобразные — (подобрать синоним)
мантия приближаются
— Значение какого слова не ясно? (мантия)
— Кто сможет объяснить?
— Знакомство со значением слова МАНТИЯ по «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н. Ю. Шведова. г
3) Чтение рассказа учащимися про себя.
— Найдите изобразительные средства языка, использованные автором. Приведите примеры.
эпитеты метафора
сравнение олицетворение
4) Выразительное чтение вслух
— О чем вы думаете, глядя на облака?
— Устают ли облака летать? Где они отдыхают?
— Есть ли у них родители? Кто?
— С кем дружат облака? О чем они говорят?
V. Физкультминутка.
Снятие напряжения, гармонизация систем организма, расслабление глаз, мозга позвоночника.
Под музыку «превратились в облачка» — покачивания головы, перенос тяжести с ноги на ногу; потянуться к солнышку.
VI. 1) — Какое у вас сейчас настроение?
— А бывает плохое настроение? Что вы тогда делаете?
— А что советует делать автор?
— Чтение учащимися рассказа Ч. Айтматова «Когда тебе плохо» про себя ( подготовка к чтению вслух).
2) Выразительное чтение вслух: выразите интонацией своё согласие или несогласие с автором.
— Почему облака помогают, когда человеку плохо?
— О чем бы в этот момент вы поговорили бы с облаками
VII. 1) Я тоже люблю смотреть на облака. И вот однажды, глядя на них, я увидела целую картину (показ аппликации из ваты на голубом листе бумаги):
— Что вы увидели?
— А какие облака видели вы?
2) — Сейчас и вы сделаете портрет своего друга-Облака или пейзаж из облаков.
— Но сначала вспомним правила техники безопасности при работе с клеем.
— Определим порядок выполнения работы
А) разместить кусочки ваты так, чтобы можно было узнать ваше Облачко—друга или картину из облаков;
Б)смазать клеем бумагу под ватой и вновь положить вату, придавливая ее; к листу бумаги.
3 ) Выполнение работы.
Учащиеся выполняют работу под песни «Кораблики», «Облака».
4) Просмотр работ. По желанию — взаимные подарки.
VIII. Итог урока.
Домашнее задание: сочинение на выбор: — Мои друзья – облака.
— Путешествие с облачком.
Рефлексия: Сегодня на уроке я узнал …
Мне понравилось …
Я хочу …
Урок окончен.
Учитель: Сазнова Татьяна Евгеньевна.