Урок № 3
Тема урока. Внеклассное чтение. Фольклорные жанры: пословицы, считалки, народные песни, заклички.
Цель. Обобщить знания детей по изученной теме.
Образовательная. Применять полученные знания, выполнять анализ и синтез, давать свою оценку.
Развивающая: содействовать развитию творческой и познавательной активности через изодеятельность и поиск дополнительной информации.
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса и уважения к насдению народа, народной мудрости.
Методы : практический, частично – поисковый
Оборудование: учебник, интерактивная доска, тест, флипчарты, наборы пословиц, загадок, оценочные листы, смайлики.
Ход урока.
І- Организационный момент.
Психологический настрой
Встаньте ровно. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Протяните друг другу руки, мысленно пожелайте хорошего настроения.
Скороговорка.
В ложке у Антошки кашки немножко
А у Тимошки в ложке немножко картошки.
Говорим тихо медленно
Громко медленно
Говорим быстрее, еще быстрее.
Для чего служит скороговорка?
ІІ – Проверка знаний.
Выполнение тестового задания.
Из века в век, из уст в уста передавались песни, пословицы, поговорки, загадки, сказки – это ________________________________________
Этот жанр устного народного творчества применяли при распределенрии ролей в игре ____________________________________
Этот жанр использовали для обращения к явлениям природы. Природу уговаривали, упрашивали.
А) закличка. Б) прибаутка. В) загадка.
Без птицы озеро – сирота, без людей, земля – сирота.
Это __________________________
«Голод не тётка»
А) пословица. Б) поговорка. В) прибаутка.
Этот малый жанр очень полезен для развития речи, дикции ____________________
Короткое выражение, описывающее какой – либо предмет, который нужно отгадать ______________________________
Небольшое шуточное произведение, сопровождающее игры ребенка
А) пословица. Б) поговорка. В) потешка.
Тра – тра – тра –
Начинается игра
Тру – тру – тру
Мы хотим начать игру
А) скороговорка. Б) чистоговорка. В) приговорка.
Для того, чтобы успокоить, укачать малыша, мама пела ему __________________________________________________________
Критерии оценки:
«5» — все ответы правильные
«4» — 8-9 ответов правильных
«3» — 6-7 ответов правильные
Взаимопроверка.
— Обменяйтесь тестами в парах, проверьте ответы по коду на интерактивной доске.
Поставьте оценку в соответствии с критериями. (Слайд 2, 3)
Диалоговая беседа.
Проблемный вопрос.
Определите, о чем идет речь. Назовите тему урока.
— Он бывает словесный, музыкальный, танцевальный. Всегда мелодичен , часто сопровождается движениями или танцами.
(Ответы детей)
Это слово не родное,
А английского покроя.
Скажем слово мы все хором,
Называется… ( ФОЛЬКЛОРОМ) (Слайд 4)
? А какое родное название у фольклора? («народная мудрость; устное народное творчество)
— Как связано устное народное творчество с нашей жизнью? ( мы не представляем жизни без сказок, считалок, пословиц и поговорок. На уроках мы часто произносим скороговорки, чистоговорки …)
(активные дети получают смайлики)
ІІІ – Работа по теме урока.
Создание коллаборативной среды.
Детям раздаются малые фольклорные жанры. Читают, определяют жанр и садятся за столик с надписью.
(«пословицы», «считалки», «народные песни», «заклички»)
На чужой сторонушке рад родной воронушке.
Пчелки роем налетели
Зажужжали, загудели,
Сели пчелки на цветы
И сказали: «Водишь ты!»
Баю – баю – баиньки –
Прибежали заиньки.
Спит ли наша девочка,
Девочка – припевочка.
Дождик – дождик, лей, лей
Дождик – дождик, веселей.
Дождик- дождик, пуще
Дадим тебе гущи.
Весёлая физинутка.
Работа в группах.
Задание 1.
— Первое задание связано с пословицами. Вопрос группе «Пословицы»: — Что такое пословица? (…). Мы узнали, что пословицы в основном состоят из двух частей. Вам даны пословицы. Прочитайте начало, во второй графе найдите конец пословицы объедините их стрелкой и второй стрелкой покажите, к какому виду она относится.
сделано на смех | Слово | |
Нет друга — ищи,
| на ветер | Любовь к Родине
|
Делано наспех и
| как без рук | Дружба
|
Дома и стены помогают.
| и в горести мила | Образование
|
Своя земля
| а нашел — береги | Семья
|
Не бросай слова | помогают | Трудолюбие |
Дополнительное задание для тех, кто раньше справиться
Подобрать одну пословицу к ситуации:
Дамир жил в поселке Бурабай. Он окончил в школу и поступил в Университет в городе Алматы. Все было хорошо, но Дамир скучал по дому. И вот однажды в Университете он встретил Аслана, который учился на втором курсе. Ребята очень обрадовались встрече.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
На чужой сторонушке рад родной воронушке
Друзья познаются в беде
Старый друг лучше новых двух
2.Проверка ответов.
Представители от групп объясняют, как справилась группа с ответом.
Что вызвало трудности?
Зачитывают по несколько пословиц, все группы сверяют свои ответы.
Выставление оценок в оценочный лист участникам групп. (На обратной стороне листа)
2. «Ищем таланты»
1) У. – Мы хорошо поработали, а теперь отдохнем. Ребята приготовили для нас творческие номера: нарисовали рисунки, выучили наизусть малые фольклорные жанры. Слово для выступления я предоставляю группе «народные песенки» (исполняют колыбельную, дети задают выступающим перекрестный вопрос).
2) Дополнительная информация. (выступление учеников)
Колыбельные песенки и потешки называются еще детскими байками. Вам, наверное интересно будет узнать, что такими же байками убаюкивала Сашу Пушкина его няня Арина Радионовна. А само название «байка» пошло от глагола «баять» «баить» — говорить.
У этого слова есть еще и более древнее значение – «шептать», «заговаривать». Колыбельные песенки – это еще и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Такое значение колыбельных песен Про сон, Дрёму, Угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку сон.
Аплодисменты выступающим.
3) Выступление группы «Заклички»
4) Выступление группы Пословицы и поговорки.
ІV – Итог урока.
— Что особенно запомнилось на уроке?
— Что понравилось?
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
сделано на смех | Слово | |
Нет друга — ищи,
| на ветер | Любовь к Родине
|
Делано наспех и
| как без рук | Дружба
|
Дома и стены помогают.
| и в горести мила | Образование
|
Своя земля
| а нашел — береги | Семья
|
Не бросай слова
| помогают | Трудолюбие
|
Урок по литературному чтению во втором классе является завершающим в серии последовательных уроков «Малые жанры фольклора». Цель урока направлена на формирование умения применять полученные знания, выполнять анализ и синтез, давать свою оценку. Урок способствует развитию творческой и познавательной активности через изодеятельность и поиск дополнительной информации. Направлен на содействие воспитанию интереса и уважения к наследию народа, народной мудрости.На уроке применяются активные формы работы в парах и группах.