Урок литературного чтения 2 класс
Тема урока :
Николай Николаевич Носов. Рассказ « Живая шляпа».
Цель :
познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова « Живая шляпа» ;
уточнить представление детей о смелости и трусости ,развивать чувство юмора;
учить пересказывать текст и работать с пословицей ;
формировать представление детей о средствах создания художественного образа .
Оборудование урока :
портрет писателя Н. Н. Носова
аудиозапись рассказа « Живая шляпа»
выставка книг Н. Н. Носова
наглядные пособия : кочерга , шляпа , лыжная палка , « котёнок» – мягкая игрушка ,картофель,
картинки с мимическим выражением лица .
Ход урока :
I . Организационный момент.
I I. Речевая разминка.
Сова
У совы- совищи
Круглые глазищи.
В темноте горят огнём,
Ночью видят всё , как днём !
Неохота , братцы ,
Мне с совой встречаться !
III.Постановка целей урока .
-Как вы думаете, почему герой стихотворения не желает встречаться с совой ?( Испытывает чувство страха )
-А когда вам бывает страшно ? ( Ответы детей )
— Сегодня мы будем читать рассказ о страхе. Прочитайте его название. Как вы его понимаете ?( Живая – это значит одушевлённая , может передвигаться )
IV.Работа по теме урока.
Сегодня мы познакомимся с Николаем Николаевичем Носовым – автором этого рассказа .
( слайд №1 портрет Н. Н . Носова )
Обратите внимание на выражение его лица , на глаза , на улыбку. Что вы можете сказать об этом писателе? Как вы думаете , каким был по характеру этот человек ?
( У него добрые, весёлые глаза .А глаза – отражение души .Значит , это
весёлый , открытый , душевный человек ) .
« Взрослым ребёнком»в шутку называли Н. Н. Носова его друзья. А сейчас мы послушаем рассказы о нём учеников нашего класса.
I ученик : Н. Н. Носов стал писать рассказы , когда у него родился сынишка. Отец наблюдал за сыном и интересные случаи из его жизни старался записать.
II ученик: Свои рассказы для детей Н. Н. Носов писал с юмором с иронией Дети , читая его рассказы , от души смеются.
III ученик : Радуя и веселя юных читателей , его произведения заставляют о многом задуматься : о честности , о долге , о дружбе , о совести.
IV ученик : Рассказчиком у Н. Н. Носова всего бывает ребёнок , чаще всего мальчик.
Учитель : Обратите внимание на выставку книг, которые написал Н. Н. Носов. Надеюсь вы узнали героев его рассказов ? Можете вспомнить , как их звали ?
(Ответы детей ) .
V. Физкультминутка.
Мы немножко отдохнём.
Встанем , глубоко вдохнём.
Руки в стороны , вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И лучи детей согрели.
Чудеса у нас на свете :
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
И большими разом стали.
VI.Продолжение работы по теме урока.
-А теперь давайте обратим внимание на непосредственно на рассказ Николая Николаевича Носова « Живая шляпа».Мы заметили , что герои его рассказов напомнили вам самих себя .Как вы думаете , почему ? Да потому, что все дети похожи в чём-то друг на друга. На нашем уроке произойдёт знакомство с весёлым ,но в тоже время чуть таинственным рассказом , который ….( раздаётся стук в дверь ). Кто это может быть ? ( открываю дверь , стоит сумка , вношу в класс , достаю предметы :лыжную палку , кочергу , картошку , шляпу ,игрушечного котёнка ).Узнали , из какого рассказа Н. Н. Носова эти предметы ? ( Рассказ « Живая шляпа» ).
Сейчас прослушаем аудиозапись этого рассказа. Наша задача обратить внимание на выразительность прочтения текста и после прослушивания ответить на вопрос, кто является главным героем рассказа . Подумайте также , какова основная мысл ь этого произведения ( Вопросы записаны на доске )
(Главные герои — Володя и Миша. Страх прошёл , вернулась радость . Все остались довольны ).
1. Первичное чтение .
-Почему нам , читателям , эта история совсем не страшна , а для героев рассказа она очень страшная ?
(Потому что автор сразу же ввёл читателей в произошедшее событие, а главные герои пока не знают , они в это время заняты своим делом – рисованием).
VII. Словарная работа.
— Как можно заменить слова и выражения ?
Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками.
Кочерга –толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
Плюхнулось – грузно , тяжело упало.
Швырять – разбрасывать в разные стороны.
XI.Обсуждение рассказа .
-Понравился ли вам рассказ ?
-А почему он так называется ?
VIII.Физкультминутка.
Встали прямо , подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда , что места мало.
Разомнёмся для начала :
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала — ещё раз !
XI. Закрепление изученного.
1. Работа с текстом.
-Чувства радости у человека , удивления ,страха можно определить по выражению лица. Я вам предлагаю посмотреть на схематические выражения лица и объяснить что выражает каждое из них? ( слайд №2 выражения лиц ).
1 ) «Удивление»- необычайность , неожиданность чего- нибудь, чувство неясности , странности.
2 ) «Радость»- чувство внутреннего удовольствия , большого душевного удовлетворения.
3 ) « Страх» — очень сильный испуг , сильная боязнь. ( Толковый словарь С .Ожегова )
-Что заставило мальчиков удивляться ? Найдите эти предложения в тексте.
-Что напугало детей ? Найдите эти строки.
-Как мальчики уговаривают себя не бояться?
Сейчас мы поработаем в парах .Вспомните случаи , когда вы вели себя так же, как эти мальчики? Задайте друг другу вопросы.
-Зачитайте фрагменты рассказа так , чтобы слушателям было интересно. Каким тоном будете читать ?
-Изменится ли интонация в конце рассказа ?
-Чтение в лицах .Найти в тексте и прочитать по ролям отрывок , где дети испытывают чувство радости.
( Ученики читают , готовятся к пересказу текста ).
XI .Подведение итогов урока.
Итак , как же называется рассказ , который мы сегодня изучали ? Кто автор ?
Как можно по- другому назвать этот рассказ ?
-В этом ,я думаю , нам помогут русские пословицы:
« Дрожит как лист на осине»
« У страха глаза велики»
« Всё хорошо , что хорошо кончается»
( Ученики делают свой выбор ) .
Домашнее задание .
Научиться выразительно читать и художественно пересказывать рассказ Н. Н. Носова « Живая шляпа».