Конспект урока литературного чтения во 2 классе.
Учитель начальных классов: Рыспаева А.Б., СОШ №39 г.Павлодара
Тема урока: Потешки, пестушки, прибаутки.
Цель: ознакомить учащихся с жанром устного народного творчества: потешками, пестушками, прибаутками.
Задачи: — Дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках;
—вести детей в мир народного искусства как источника обогащения их ума и чувств и как средство развития у них интереса к чтению и потребности в нём;
Результаты обучения: — ученики могут охарактеризовать жанры устного народного творчества;
-ученики могут назвать назначения и основные признаки;
— ученики умеют применять жанры устного народного творчества для общения в устной форме.
Ключевые идеи: Потешки– песенки, сопровождающие игры, забавы с малышами, которых учат ходить или выполнять разные действия с пальцами, ручками, ножками.
Пестушки- это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождаются движения младенца.
Прибаутки- это маленькие песенки, напоминающие сказочки, но не связанные с игрой.
Ресурсы ИКТ-доска, фотоаппарат, наглядность, листы А-4, маркеры, задания по группам.
Источники Учебник 2 класса «Литературное чтение» стр.22-24
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Организационный момент:
| Деление на группы по фишкам: ( 1 группа – зелёного цвета, 2 группа – жёлтого цвета, 3 группа – красного цвета) Создание эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности Самостоятельная работа в группах: каждая группа получает лист с правилами, но нужно подчеркнуть нужные для урока) Обсуждение: на доске список, от групп выходит представитель и подчеркивает одно предложение — нужное правило. Остальные оценивают «согласны» (большой палец вверх или «не согласны» (большой палец вниз). |
Распределились по цвету фишек в группы.
Нам важно: (на икт доске подчёркивают) Ребята |
Проверка домашнего задания. | — Что такое колыбельная песня? Считалка? Закличка? -Расскажите заклички и считалки, которые вы узнали от своих родных. Оценка учащихся, подготовивших творческое задание. | Ответы детей.
Выступление ребят с закличками, считалками, колыбельными песнями. |
2. Постановка целей. Открытие нового2 этап
3. Работа по теме урока.
| Вступительная беседа. Предлагаю посмотреть презентацию«Устное народное творчество»? Найти в словаре и записать значение слов на листочках:Устный – ……. Сказитель,…….. Устное народное творчество – ……, Проверка: прочитайте, что вы написали. 2. Откройте содержание учебника, прочитайте, какие произведенияустного народного творчества русского, казахского и других народов мира включены раздел «Фольклорные мотивы» в содержании учебника(стр.189) — Проблемный вопрос: Кто автор этих произведений? Самостоятельная работа: каждая группа получает задание: 1 группа: А) Что такое пестушка? (стр.23) 2. Прочитать пестушки, которые помогают успокоить плачущего малыша, выбрать одну и показать классу (инсценировка): Если будешь плакать- Не плачь, детка, 1.Что такое потешки? 5.Ехала барыня 3 группа: 1.Что такое прибаутки 2.Чтение прибаутки стр24. (Диаграмма Венна)
|
Работа в парах. (выслушивают друг друга в паре) Записать значение слов на листочках. Устный – уста, губы, рот. Сказитель, рассказчик, певец, акын. Дети самостоятельно в парах просматривают содержание раздела и отвечают: Раздел включает: Дети обсуждают в группе и делают вывод: -Это произведения созданные народом, у них нет определенного автора. .
1 группа. 1. Пестушки получили своё название от слова «пестовать», что значит нянчить, оберегать, успокаивать. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождаются движения младенца.
2 группа: Потешки – песенки, сопровождающие игры, забавы с малышами, которых учат ходить или выполнять разные действия с пальцами, ручками, ножками.)
3 группа: 1. Прибаутки – это маленькие песенки, напоминающие сказочки, но не связанные с игрой. |
Музыкальная физминутка |
| Под музыку «Весёлые зверята» ученики танцуют. |
Домашнее задание | По группам выучить 1 группа.Потешки 3 группа: Пестушки | Записывают в дневник С.22-24 |
3 этап Рефлексия.
| Защита презентации групп. Ф.И.ученика ____________ Ребята, напишете номера заданий, с которыми вы легко справились, на листочках, которые останутся на дереве, а с заданиями, которые вам непонятны, на опавших листочках.
-Чему посвятили урок? – Что такое устное народное творчество? Вы сегодня славно поработали! |
Индивидуальная работа: Каждый получает рефлексивный лист и отмечает свою работу на уроке.
Ответы детей: Мне особенно понравилось ….., потому что….. Мне особенно запомнилось…, потому что…… Мне было трудно…, потому что…. |