Конспект урока для 2 класса «Потешки, пестушки, прибаутки»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе.

Учитель начальных классов: Рыспаева А.Б., СОШ №39 г.Павлодара

Тема урока: Потешки, пестушки, прибаутки.

Цель: ознакомить учащихся с жанром устного народного творчества: потешками, пестушками, прибаутками.

Задачи:  Дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках; 

вести детей в мир народного искусства как источника обогащения их ума и чувств и как средство развития у них интереса к чтению и потребности в нём; 


Результаты обучения: — ученики могут охарактеризовать жанры устного народного творчества;

-ученики могут назвать назначения и основные признаки;

— ученики умеют применять жанры устного народного творчества для общения в устной форме.

Ключевые идеи: Потешки песенки, сопровождающие игры, забавы с малышами, которых учат ходить или выполнять разные действия с пальцами, ручками, ножками.
Пестушки- это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождаются движения младенца.

Прибаутки- это маленькие песенки, напоминающие сказочки, но не связанные с игрой.

Ресурсы ИКТ-доска, фотоаппарат, наглядность, листы А-4, маркеры, задания по группам.

Источники Учебник 2 класса «Литературное чтение» стр.22-24

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный  момент:






Деление на группы по фишкам:

( 1 группа – зелёного цвета, 2 группа – жёлтого цвета, 3 группа – красного цвета)

Создание эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности 
— Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того, чтобы выполнить эту работу хорошо? 
Предлагаю детям выработать правила работы на уроке. 
Чтобы выполнить работу быстро и правильно нам нужно соблюдать определенные правила.

Самостоятельная работа в группах: каждая группа получает лист с правилами, но нужно подчеркнуть нужные для урока)

Обсуждение: на доске список, от групп выходит представитель и  подчеркивает одно предложение — нужное правило. Остальные оценивают «согласны» (большой палец вверх или «не согласны» (большой палец вниз).
— Почему вы решили, что эти правила нам не подходят? Прочитайте, как же мы будем работать на уроке. 


Распределились по цвету фишек в группы.



Нам важно: (на икт доске подчёркивают)
1. Доказать свою точку зрения. 
2. Перебивать товарищей. 
3. Видеть глубину и красоту авторского слова. 
4. Выкрикивать свое мнение. 
5. Внимательно выслушивать мнение товарищей. 
6. Молчать, когда спрашивают. 
7. Быть готовым протянуть руку помощи. 
8. Бояться высказывать сое мнение. 
9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках. 
10. Обижаться и обижать товарищей. 
11. Быстро и дружно работать в паре и группе. 
12. Быть бесполезным для товарищей

Ребята

Проверка домашнего задания.

Что такое колыбельная песня? Считалка? Закличка?

-Расскажите заклички и считалки, которые вы узнали от своих родных.

Оценка учащихся, подготовивших творческое задание.

Ответы детей.



Выступление ребят с закличками, считалками, колыбельными песнями.

2. Постановка целей. Открытие нового2 этап








































3. Работа по теме урока. 






































Вступительная беседа. 
Как вы понимаете выражение «Устное народное творчество»? 

Предлагаю посмотреть презентацию«Устное народное творчество»? 

Найти в словаре и записать значение слов на листочках:Устный – ……. Сказитель,…….. 
Народный – …… Творчество – ………. Произведения, созданные устами народа – это ………, устное народное творчество. 

Устное  народное творчество – ……,

Проверка: прочитайте, что вы написали.

2. Откройте содержание учебника, прочитайте, какие произведенияустного народного творчества русского, казахского и других народов мира включены раздел «Фольклорные мотивы» в содержании учебника(стр.189)

— Проблемный вопрос: Кто автор этих произведений?













Самостоятельная работа: каждая группа получает задание:

1 группа: А) Что такое пестушка? (стр.23)

2. Прочитать пестушки, которые помогают успокоить плачущего малыша, выбрать одну и показать классу (инсценировка): 
Ай, не плачь, не плачь.
 
Я куплю тебе калач!

Если будешь плакать- 
Куплю худой лапоть!

Не плачь, детка, 
Прискачет белка,
 
Тебе для потешки!
 
— Вспомните, какими словами вас успокаивали, когда вы плачете?
 
— Какими словами успокаивают малыша в прочитанных пестушках?
 
— Как вы думаете, для чего были созданы пестушки?
 
— Кто в них особенно нуждался?
 
2 группа:

1.Что такое потешки?
2.Чтение потешкистр22-23«Пошел котик на торжок».
 (При чтении показатьдействия с пальцами, ручками, ножками. )
3. Выберите потешки, которые сопровождаются притоптыванием, прихлопыванием, потягиванием, подскоками. (3)
1. Тяни холсты, тяни холсты
 
На рубашку, на столешничек.
 
2. – Ладушки, ладушки!
 
Где были? – У бабушки.
 
Что ели? – Кашку.
 
Что пили? – Брашку.
 
3. – Ножки, ножки,
 
Куда вы бежите?
 
— В лесок, по мошок,
 
Избушку мшить,
 
Чтоб не холодно жить.
 
4. Скок – поскок!
 
Молодой дроздок.
 
По водичку пошёл,
 
Молодичку и нашёл.

5.Ехала барыня 
По ровненькой дорожке,
 
По кочкам, по кочкам-
 
Да бух

3 группа:

1.Что такое прибаутки

2.Чтение прибаутки стр24.
3.Найдите различие между потешкой и прибауткой.
 

(Диаграмма Венна)



Работа в парах. (выслушивают друг друга в паре)
( Работа со словарём.)

Записать значение слов на листочках.

Устный – уста, губы, рот. Сказитель, рассказчик, певец, акын. 
Народный – народ – не один человек, а коллектив, поэтому автор безымянен. 
Творчество – творить, творение, создавать, рождать, придумывать, сочинять. 
Произведения, созданные устами народа –
это фольклор, устное народное творчество.

Дети самостоятельно в парах просматривают содержание раздела и отвечают:

Раздел включает: 
Народные песенки Заклички и приговорки; 
— Пестушки, потешки, прибаутки;
 
— Скороговорки и чистоговорки;
 
— Пословицы; — Сказки

Дети обсуждают в группе и делают вывод:

-Это произведения созданные народом, у них нет определенного автора. . 
сопереживать и радоваться.






1 группа.

1. Пестушки получили своё название от слова «пестовать», что значит нянчить, оберегать, успокаивать. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождаются движения младенца.
















2 группа: Потешки – песенки, сопровождающие игры, забавы с малышами, которых учат ходить или выполнять разные действия с пальцами, ручками, ножками.)
2.Чтение потешкистр22-23«Пошел котик на торжок».





















3 группа:

1. Прибаутки – это маленькие песенки, напоминающие сказочки, но не связанные с игрой. 
Прибаутки созданы для того, чтобы развеселить ребёнка, пошутить вместе с ним. В них даются красочные яркие картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка. Прибаутка лишена нравоучений, она предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове, при этом прибаутка всегда сохраняет серьёзную интонацию, представляя возможность слушателю самому разобраться смешно или нет.)

Музыкальная

физминутка


Под музыку «Весёлые зверята» ученики танцуют.

Домашнее задание

По группам выучить

1 группа.Потешки

2 группа: Прибаутки

3 группа: Пестушки

Записывают в дневник

С.22-24

3 этап Рефлексия.






Защита презентации групп.

Ф.И.ученика ____________

Ребята, напишете номера заданий, с которыми вы легко справились, на листочках, которые останутся на дереве, а с заданиями, которые вам непонятны, на опавших листочках.

image



-Чему  посвятили  урок?
– Что  особенно  понравилось? Запомнилось?

Что  такое  устное  народное  творчество?

Вы  сегодня  славно  поработали!





Индивидуальная работа:

Каждый получает рефлексивный лист и отмечает свою работу на уроке.







Ответы детей:

Мне особенно понравилось ….., потому что…..

Мне особенно запомнилось…, потому что……

Мне было трудно…, потому что….

Свежие документы:  Сочинение на тему «Фантастическое и реалистическое изображение действительности в творчестве Н.В. Гоголя»





Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: