Урок литературного чтения во 2-А классе
Учитель: Луханина Ирина Александровна
25 ноября 2014 года .
Тема: В. Берестов «Кошкин щенок»
Цели: познакомить учащихся с веселым стихотворением В. Берестова «Кошкин щенок»; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать отличительные особенности поэтического текста; уметь находить в тексте слова и выражения, создающие художественный образ героев; правильно интонировать, читать по ролям; уметь находить в тексте строки, которые являются ответами на вопросы, составлять рассказ по рисунку.
Метапредметные:
регулятивные: определять учебные задачи при работе с произведением, удерживать их в памяти; оценивать результаты своего труда и труда одноклассников; устанавливать очерёдность работы в паре, освоить одно из правил работы в группе (распределение ролей при инсценировании);
познавательные: осознавать переносное значение художественной детали текста;
коммуникативные: воссоздавать образы по вопросам учителя, работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.
Личностные: выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; самоопределяться в выборе заданий; проявлять фантазию и творческие способности, реализовывать свой творческий потенциал в процессе инсценировки и создания собственных текстов.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 2 класс», часть 1, предметные картинки с домашними животными и их детеныши, оценочные листы
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Речевая разминка.
Хорошие люди всегда благодарны-
За службу , за верность, за радость для глаз.
Недаром же памятник есть сенбернару,
Что многих людей заблудившихся спас.
Разыскивал он их сквозь грозную вьюгу,
При жгучем морозе и в темную ночь.
Чтобы человеку- не брату, не другу,-
Как брату и другу, коль надо, помочь! (обратить внимание на слово «сенбернар»)
— За что люди так благодарны собаке? Как они отблагодарили ее? (после высказывания детей обобщить , дополнить).
— Прочитать еще раз выразительно, утвердительно.
III. Проверка домашнего задания :
1. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Жила-была собака».
Работа в парах .
-Подумайте, где надо изменить тон чтения, прочитайте стихотворение в паре .
Чтение стихотворения (2 пары).
Самооценка чтения. Оценка одноклассников и учителя.
IV.Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
-Какой раздел мы изучаем?
(Формулирование темы урока.)
-Вспомните стихотворение Шибаева «Кто кем становится?» (с. 127).
-Кем стал щенок, когда вырос?
-Кем в детстве был кот?
-Составьте пары: «Взрослые животные -детёныши» (картинки на доске)
-Откройте учебник на стр.131 и прочитайте, кто автор стихотворения, которое мы будем читать.
-Прочитайте тему нашего урока (В. Берестов « Кошкин щенок» , запись на доске была закрыта.)
Формулирование учебной задачи.
-Что необычного в названии ? Интересно узнать , почему Берестов так назвал произведение? Что для этого необходимо сделать?
(Познакомиться с произведением , определить его героев, поразмышлять над содержанием, понять главную мысль)
-Откройте учебники на с. 130, рассмотрите рисунки. Можно ли по этим рисункам догадаться, о чём произведение и почему такое необычное название?
-Как вы думаете, каким будет его содержание?
—Проверим ваши предположения.
(Рисунок на с. 131 не иллюстрирует стихотворение. Он нужен для выполнения творческого задания : составления рассказа).
V. Работа над новым материалом.
1. Слушание стихотворения «Кошкин щенок»
2. Словарная работа: уточнение значения слов приёмный, скромный, чистоплотное, верзила.
Вопросы после слушания:
-Верны ли оказались наши предположения о названии?
-Вы прослушали прозаическое произведение или стихи? Обоснуйте своё мнение.
Физминутка. «Не упади». (исходное положение: стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, руки в стороны. Поднять одну ногу и сделать хлопок под коленом, затем поднять другу -хлопок). Раз, два- прямо стой!
Три, четыре-руки шире.
Пять, шесть- потихоньку присесть.
Встать –ногу правую поднять.
Три, четыре – хлопнуть.
Ногу левую поднять,
Раз, два-хлопнуть.
VI.Продолжение работы по теме урока.
Чтение стихотворения и выполнение заданий:
1.Чтение стихотворения вслух .
2.Выборочное чтение.
-Каким был щенок?
-Как кошка ухаживала за ним?
-Каким стал сынок?
-С какими трудностями встретилась кошка-мать?
-Какой выход она нашла?
-Как по-другому можно назвать стихотворение? (Придумайте свое название)
-Какой характер у щенка?
3.Творческое задание. Составление по рисунку рассказа про цыпленка. Придумать конец рассказа.
-Кто расскажет свою историю?
4. Проверка самостоятельной работы и самооценка (за каждый правильный ответ 1 балл).
5.Выразительное чтение стихотворения .
Работа в паре.
-Подумайте , какие слова надо выделить голосом. Какие чувства передадите при чтении?
-Какую часть стихотворения можно разыграть по ролям? Подготовьте любую часть для чтения. (Подготовка к чтению. Чтение подготовленных фрагментов (2-3 пары)
-Знаете ли вы истории из жизни, когда животные воспитывали не своих детёнышей? Расскажите.
VII. Подведение итогов урока, рефлексия.
-Ребята, наш урок подошёл к концу.
-Выберите и продолжите любое предложение:
«На сегодняшнем уроке я узнал(а)…
«На этом уроке я бы похвалил себя за…»
«После урока мне захотелось…»
«Сегодня я сумел…».
-Вспомните задачи, которые мы формулировали на урок. Подумайте, чему мы научились, что получилось хорошо. А над чем ещё хотелось бы поработать?
VIII. Домашнее задание. Выразительно читать стихотворение «Кошкин щенок».
-Знаете ли вы истории , когда животные воспитывали не своих детенышей? Нужно вспомнить или придумать такую историю и рассказать ее на следующем уроке.