Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 2 урок.
Цели урока:
Продолжить знакомство с произведением В. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
Формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности
Формирование умения доказывать свое мнение, правильно строить речь
Работать над повышением техники чтения.
Развивать умения и навыки работать с художественным текстом.
Расширять кругозор и словарный запас.
Воспитывать чуткость по отношению к людям, умение противостоять злу.
Воспитание любви к прекрасному, выражение эмоционального отношения к героям, действию сказки.
ФОРМА: урок – исследование.
ОБОСНОВАНИЕ:
совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.
исследование текста, с последующим доказательством правильности рассуждения
словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение в тексте
создание эмоционального отклика – грусть, трагедия
Оборудование: презентация «Интересные факты из жизни В.Гаршина», иллюстрация розы и жабы, тест на каждого учащегося
Ход урока:
Организационный момент.
Введение
Дома вы должны были прочитать трогательную сказку Всеволода Михайловича Гаршина «Сказка о жабе и розе». Я обещала вам рассказать об интересных фактах из жизни В.М. Гаршина
Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. Детство у него не было счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным ребёнком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!
Художник Илья Ефимович Репин просил Гаршина позировать ему, когда работал над известной картиной «Иван Грозный и сын его Иван». С Гаршина он написал царевича, убитого тяжёлым посохом царя. Так же писатель позировал художнику для картины «Не ждали». Посмотрите на эти картины, найдите сходство.
Этот человек прожил небольшую, но очень интересную жизнь. Писателя не стало, когда ему исполнилось всего 33 года. Однако он не только остро чувствовал противодействие добра и зла, справедливости и несправедливости, но и смог оставить свои ощущения в виде рассказов и прекрасных сказок. С какой сказкой Всеволода Михайловича мы познакомились в 3 классе? («Лягушка-путешественница»)
Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов писателя, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня мы говорим о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе», с которой вы познакомились в процессе домашнего чтения.
3. Настрой на урок: звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна.
— Ребята, понравилась ли вам музыка?
Однажды Всеволод Михайлович Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского. В доме был гость — композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Рубинштейн сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. Прямо против Музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку о жабе и розе. Писатель слушал музыку, а в голове его уже складывались трогательные слова этой сказки.
Мы сегодня не просто будем говорить о содержании сказки, но попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности.
4. Постановка проблемного вопроса.
— Какова же основная мысль сказки? О чём хотел сказать В.М. Гаршин? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.
5. Работа с текстом
Где происходят события, описанные в сказке. Какие это пространства?
(Цветник и дом)
Какое пространство или место можно назвать природным? (цветник), а бытовым (дом)
(Учитель заполняет таблицу на доске по мере работы с текстом, учащиеся на отдельных листочках или в тетрадях)
Обратимся к первому абзацу, где автор создает образ дикого сада. Каким нам показан дикий сад? Подтвердите текстом.
(Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась).
Что хотел показать автор в этом абзаце? Подтвердите текстом.
(Роза расвела среди запустения. Но среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное).
А так ли некрасив был этот цветник?
Прочитайте II абзац. Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами?
(Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность).
Что придало красоту и индивидуальность этому запустению? Подтвердите словами из текста.
(…Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов)
Кто же был обитателем цветника? (роза, жаба, хозяин-мальчик)
Что такое роза?
Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени. (вывешивается иллюстрация на доску)
Формирование умения давать описательную характеристику на основе текста
Как среди такой красоты выглядела роза?
(Она выглядела торжественной и прекрасной).
Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Прочитайте III абзац.
(Она чувствовала себя необыкновенно счастливой).
Итак, роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру.
Каким изобразил Гаршин майское утро?
(Ярко светит солнце. Все искрится и играет в лучах майского солнца. Дует ветерок, несущий свежий запах молодой травки. Природа просыпается ото сна, зеленеют деревья. Природа оживает).
Оживает природа, казалось бы, все хорошо, а роза плачет.
Отчего плачет роза?
(Она плачет от счастья. Ведь она дарит красоту миру).
Словарная работа
Подберите синонимы к слову «добрая», отражающие высокие качества личности.
(милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милостивая, заботливая, добросердечная…).
А что особенного, духовного, было в поступке розы? Найдите в тексте слова, подтверждающие эту мысль.
(Она молилась).
О чем могла молиться роза? Подтвердите текстом.
(Она молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях).
Какой персонаж в сказочной истории изображает зло?
(Жаба) (вывешивается иллюстрация на доску)
К какому классу животных относится жаба
Класс земноводных.
Что это за животные?
Формирование умения давать описательную характеристику на основе текста
Прочитайте описание жабы.
Какие отрицательные черты характера символизирует (подчеркивает) она?
(Ненависть к прекрасному, зависть, жестокость, стремление погубить красоту).
Словарная работа
Подберите синонимы к слову «злая», отражающие мир души жабы.
(Жестокая, коварная, черствая, завистливая, грубая, безжалостная, бесчувственная, бессердечная…).
Мы подчеркивали, что роза мечтала служить миру красотой, изливая чудесный свет…
А о чем мечтала жаба?
(Поесть и отдохнуть).
Перед вами карточки с изображением розы и жабы. Соедините стрелочками с каждым из этих героев определения, которые к ним относятся.
Физкультминутка
Перенесёмся в другое пространство – дом.
Почему Гаршин упоминает о мальчике в этой истории с жабой и розой? Что сближает мальчика и розу? (они оба любят и ценят прекрасное, он, как и роза умирает)
Кто же главный обитатель цветника, его хозяин? Найдите слова, которые характеризуют мальчика.
Как вы понимаете слово кроткий?
Кроткий, значит смиренный со всеми неудачами, обидами и трудностями жизни. А смиренным Господь дарует благодать.
Можно ли розу назвать кроткой? Почему?
Можно, потому что она тоже смиряется с тем, в каких условиях она живет.
Какое чувство вызывает мальчик у читателя? (сочувствует, жалеет)
О чём читал мальчик в книгах? Почему ему нравились именно эти книги? (он мечтал о приключениях, нравились сильные люди)
Почему мальчик перестал посещать цветник? Прочитайте.
Что почувствовала жаба, увидев прекрасный цветок? (понравилась роза, она хотела быть ближе к цветку и ничего другого не придумала, как съесть его?) Почему она этого не сделала?
О чём молила роза, когда поняла, что её хочет «слопать» жаба?
(Господи! Хоть бы умереть другой смертью)
Умение сравнивать, находить общее у героев разного плана.
Как автор показывает розу?
(Бледное создание)
Можно ли провести аналогию с кем-нибудь?
(С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни)
Почему роза тогда «бледное создание»?
(От страха)
Давайте вернёмся в пространство дом.
Что происходит с мальчиком? Прочитайте о том, как приходит к нему смерть.
Он боялся умирать? Зачем ему была роза?
Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?
(Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.
Какой последний долг исполнила роза?
(Обращаемся к тексту, где повествуется о последних часах жизни мальчика, в жизни которого роза имела большое значение).
Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?
(Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные минуты…).
Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась неуслышанной?
(Нет, Господь исполнил просьбу розы принести пользу людям.)
Забыли ли розу после этого случая?
(Нет, ее засушили и, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике)
6. Итог урока
Что символизирует жаба? (зло, уродство.)
Что символизирует роза? (доброту, красоту, душевную чистоту)
Можно ли сказать, что жаба и роза противостоят друг другу?
Кто одержал победу в этом поединке и почему?
(Роза одержала победу, так как правда была на ее стороне).
А что случилось с розой? Она умерла?
А в час, когда мой след во всех сердцах сотрется,
Лишь в этот страшный час, скажи, что умер я.
АРРАНИ Атааллах
Как понимаете этот афоризм?
(Человек жив, пока жива память о нём)
Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение сказкой?
(В ней много фантастического: роза и жаба думают, чувствуют, говорят)
В чём же основная мысль сказки? Почему возникла идея о написании сказки?
(Гаршин хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое. Показать противостояния добра и зла. Добро всегда побеждает зло)
Мир жабы злобен и коварен; нам предстояло весь его раскрыть,
А роза, милое создание, она сотворена любить.
Задача нашего урока — добро и зло разоблачить.
7. Тест по проверке знания содержания и идеи сказки
1. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к …
А) жабе
Б) розе
В) бабочке
2. О чём думает роза в период своего цветения?
А) быстрей бы распуститься
Б) умереть бы другою смертью
В) цвести вечно
3. Что в жабе самое омерзительное?
А) грязно-серые бородавчатые бока
Б) скверные липкие лапы
В) бесчувственность и равнодушие
4. Роза не жалеет о преждевременной гибели, так как
А) она не досталась жабе
Б) её гибель была неизбежна
В) она украсила последние минуты жизни мальчика
5. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А) роза
Б) жаба
Взаимопроверка результатов теста по ключу:
1 — А
2 — Б
3 – В
4 – В
5 – А
8. Домашнее задание:
Основное – ответить на вопросы в конце сказки. Выразительное чтение и пересказ.
Творческое – придумайте жизненную ситуацию, которая могла бы привести к созданию подобной сказки. Вспомните историю создания сказки.
« В жизни по-разному можно жить
В горе можно, и в радости
Вовремя есть, вовремя пить
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать, и, не помышляя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям.
Спасибо за урок!