Конспект урока для 2 класса «Валентин Берестов «Хитрые грибы»

Валентин Берестов «Хитрые грибы».

Цель:

— познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:

— учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

— отрабатывать навыки выразительного чтения;

— расширить знания о грибах;

— учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

— формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

— развивать память, речь, внимание;

— воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

— умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

— умение ориентироваться в учебнике;

— умение находить вопросы в тексте;

— умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

— умение слушать и понимать других;

— умение правильно оформлять свои мысли;

— умение грамотно строить речевые высказывания;

— умение работать в паре;

Регулятивные УУД:

умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

— умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, картины на тему осени, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.

Тип урока: урок формирования знаний

Вид урока: беседа



Ход урока.

1. Организационный момент.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года…

Как зовётся?

Сегодня мы продолжим говорить про осень.

-Какие приметы осенней поры были названы в стихотворении?

Вчера мы познакомились с произведением Ирины Токмаковой об осеннем явлении природы – листопаде. Дома вам надо было выучить стихотворение наизусть. Проверим домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка цели урока.

А сегодня мы совершим путешествие в осенний лес.

  • Какие природные богатства хранит лес? Что полезное нам даёт?

  • А знаете ли вы, какой из этих даров леса не является ни растением, ни животным?

Подсказка. И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

4. Изучение нового материала.

Откроем учебник стр. 77 и прочитаем статью про грибы.

-Значит, кто написал эту научную статью?

  • Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?

  • Сколько видов грибов существует?

  • Какие грибы вам известны? Картины с грибами.

Всё это шляпочные грибы, но есть и другие. Например: плесень на хлебе — это тоже грибы, есть и молочный грибок. Он помогает молоку скисать и превращаться в простоквашу.

И дрожжи, которые мама добавляет в тесто.

Мы же поговорим о шляпочных грибах, т. к. их собираем в лесу.

Таблица с грибами. Все эти грибы называют шляпочные грибы. Вернее их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из белых тонких нитей – грибницы. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастает плодовое тело: ножка и шляпка. На шляпке снизу у одних грибов слой трубочек, а у других — пластинки.

Мы называем поддон. В этих трубочках и пластинках созревают споры гриба – крошечные живые «пылинки». Они у грибов вместо семян, то есть служат для размножения.

Размеры грибов тоже разные. Есть грибы гиганты (до 1,5м), а есть малютки – всего мм.

Шляпочные грибы очень важно распознавать. Ведь именно их мы собираем в лесу. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в грибах.

Загадки.


Серенькие шляпки, рябенькие ножки. Вот он гриб – боровик,

Под берёзою растут. Как их зовут? (подберёзовик) И красив он и велик.

Средь молодых сосёнок (синонимы к слову «боровик»)

В блестящей тёмной шапочке

Растёт грибок … (маслёнок)

-Почему его так назвали?

Люблю я в разных шапках быть, то в жёлтой, то в зеленоватой,

То в красной, или в сероватой.

Собирай, не мешкай – это .. (сыроежки)

Очень дружные сестрички — золотистые сестрички. (лисички)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, -зовусь я … (подосиновик)

Многие грибы очень дружат с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.

-Как называют эти грибы?

Но не все грибы — наши друзья. Есть и злейшие враги. И если человек их съест, у него наступает тяжёлое отравление, иногда и смерть. Эти грибы называют несъедобные.

Отгадайте.

У него невзрачный вид. Валанчик на ножке его украсит.

Ты не трогай этот гриб. Учти — он очень ядовит.

Смотри,не бери его с полянок. Его называют … (поганок)

Главный признак бледной поганки – чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки у них белый или зеленоватый, жёлтый или оливковый.

А этот красавец на беленькой ножке.

Он в красненькой шляпке, на шляпке горошки.

-Почему его так назвали?

К старости шляпка гриба загибается по краям и становится похожей на блюдце, в ней скапливается вода, которая смешивается с ядовитым соком гриба. Если муха или др. насекомое прикоснётся к «воде», она погибает.

  • А можно ли сбивать ногой, раз он ядовит?

  • (Если он и опасен для насекомых, то для некоторых зверей служит лекарством.)

Ребята, ядовитые грибы надо знать в лицо. (объяснение фразеологизма)

Ведь и есть опасные двойники.

Поможет вам разобраться в грибах атлас – определитель. На стр. 102 есть рисунки и описание грибов. Дома вместе с родителями ознакомитесь с разными грибами и изучите, какие грибы можно собирать, а какие нельзя.

Предостережение: если ты не знаешь, какой гриб, то лучше его не бери.

Очень много можно узнать о грибах в энциклопедии.(Показать детскую энциклопедию «Что это? Кто это?»)

Физкультминутка.

Мы входим с вами в лес.

Сколько здесь вокруг чудес.

Посмотрели вправо влево

Наклонились и присели

Заниматься тихо сели.

5. Закрепление нового материала.

  1. Подготовка к восприятию.

-Ребята, в какое время года собирают грибы?

-Кто из вас любит собирать грибы?

-Как называют людей, которые собирают грибы? грибники

-А знаете ли вы ,как правильно собирать грибы?

Грибы надо аккуратно срезать, не вырывать мох вокруг гриба, чтобы не повредить грибницу.

А сейчас детский писатель Валентин Берестов расскажет нам, как он ходил в лес за грибами.

  1. Первичное чтение.

-Понравилось ли вам стихотворение?

-Много ли грибов нашёл автор?

-Как называют таких грибников? горе-грибник

-Прочитаем трудные слова по слогам. карточки

  1. Чтение стихотворения учениками. Беседа после чтения.

1).-Какое настроение вызвало оно у вас? Почему? (По четверостишиям)

2)-Какие строки стихотворения показались вам смешными? Почему?

-Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.

-Чем же автор перепугал грибы?

-Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?

-Почему же он не нашёл ни одного гриба?

-С какой интонацией надо читать это стихотворение?

  1. Работа над выразительностью.

Прочитайте первое четверостишие.

-О чём здесь рассказывает автор? С какой интонацией надо читать? (с радостью)

Прочитаем второе четверостишие.

  • О чём здесь автор рассказывает? С какой интонацией надо читать? ( недоумённо)

Прочитаем третье четверостишие.

-О чём здесь автор рассказывает? С какой интонацией надо читать? (с сожалением, грустно)

-Прочитайте выразительно, передавая настроение.

5) Выразительное повторное чтение.


6.Итог урока.

-Какие открытия сделали на уроке?

-Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъедобных?

-Как правильно нужно собирать грибы?

-Почему нужно соблюдать эти правила?

  • Грибы надо срезать, чтобы не повредить грибницу.

  • Собирать грибы нужно только со взрослыми.

У меня 2 рисунка. Какой рисунок выберет поэт для иллюстрации обложки своего стихотворения, а какой – учёный. Почему?

7. Прочитаем стих на стр. 80.

Какая часть стихотворения похожа на скороговорку? Как её надо читать?

8.Домашнее задание.

Нарисовать три съедобных гриба и три несъедобных.


Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "упражнение в чтении. Формирование навыка различения звуков [С] и [Ш] при чтении. Обучение выборочному списыванию"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: