Валентин Берестов «Хитрые грибы».
Цель:
— познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.
Задачи:
— учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;
— отрабатывать навыки выразительного чтения;
— расширить знания о грибах;
— учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;
— формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;
— развивать память, речь, внимание;
— воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Познавательные УУД:
— умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;
— умение ориентироваться в учебнике;
— умение находить вопросы в тексте;
— умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;
Коммуникативные УУД:
— умение слушать и понимать других;
— умение правильно оформлять свои мысли;
— умение грамотно строить речевые высказывания;
— умение работать в паре;
Регулятивные УУД:
—умение прогнозировать работу;
-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Личностные УУД:
— умение высказывать своё отношение к событиям и героям;
-умение выражать эмоции.
Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, картины на тему осени, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.
Тип урока: урок формирования знаний
Вид урока: беседа
Ход урока.
1. Организационный момент.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года…
Как зовётся?
Сегодня мы продолжим говорить про осень.
-Какие приметы осенней поры были названы в стихотворении?
Вчера мы познакомились с произведением Ирины Токмаковой об осеннем явлении природы – листопаде. Дома вам надо было выучить стихотворение наизусть. Проверим домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
3. Постановка цели урока.
А сегодня мы совершим путешествие в осенний лес.
Какие природные богатства хранит лес? Что полезное нам даёт?
А знаете ли вы, какой из этих даров леса не является ни растением, ни животным?
Подсказка. И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
4. Изучение нового материала.
Откроем учебник стр. 77 и прочитаем статью про грибы.
-Значит, кто написал эту научную статью?
Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?
Сколько видов грибов существует?
Какие грибы вам известны? Картины с грибами.
Всё это шляпочные грибы, но есть и другие. Например: плесень на хлебе — это тоже грибы, есть и молочный грибок. Он помогает молоку скисать и превращаться в простоквашу.
И дрожжи, которые мама добавляет в тесто.
Мы же поговорим о шляпочных грибах, т. к. их собираем в лесу.
Таблица с грибами. Все эти грибы называют шляпочные грибы. Вернее их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из белых тонких нитей – грибницы. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастает плодовое тело: ножка и шляпка. На шляпке снизу у одних грибов слой трубочек, а у других — пластинки.
Мы называем поддон. В этих трубочках и пластинках созревают споры гриба – крошечные живые «пылинки». Они у грибов вместо семян, то есть служат для размножения.
Размеры грибов тоже разные. Есть грибы гиганты (до 1,5м), а есть малютки – всего мм.
Шляпочные грибы очень важно распознавать. Ведь именно их мы собираем в лесу. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в грибах.
Загадки.
Серенькие шляпки, рябенькие ножки. Вот он гриб – боровик,
Под берёзою растут. Как их зовут? (подберёзовик) И красив он и велик.
Средь молодых сосёнок (синонимы к слову «боровик»)
В блестящей тёмной шапочке
Растёт грибок … (маслёнок)
-Почему его так назвали?
Люблю я в разных шапках быть, то в жёлтой, то в зеленоватой,
То в красной, или в сероватой.
Собирай, не мешкай – это .. (сыроежки)
Очень дружные сестрички — золотистые сестрички. (лисички)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, -зовусь я … (подосиновик)
Многие грибы очень дружат с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.
-Как называют эти грибы?
Но не все грибы — наши друзья. Есть и злейшие враги. И если человек их съест, у него наступает тяжёлое отравление, иногда и смерть. Эти грибы называют несъедобные.
Отгадайте.
У него невзрачный вид. Валанчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб. Учти — он очень ядовит.
Смотри,не бери его с полянок. Его называют … (поганок)
Главный признак бледной поганки – чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки у них белый или зеленоватый, жёлтый или оливковый.
А этот красавец на беленькой ножке.
Он в красненькой шляпке, на шляпке горошки.
-Почему его так назвали?
К старости шляпка гриба загибается по краям и становится похожей на блюдце, в ней скапливается вода, которая смешивается с ядовитым соком гриба. Если муха или др. насекомое прикоснётся к «воде», она погибает.
А можно ли сбивать ногой, раз он ядовит?
(Если он и опасен для насекомых, то для некоторых зверей служит лекарством.)
Ребята, ядовитые грибы надо знать в лицо. (объяснение фразеологизма)
Ведь и есть опасные двойники.
Поможет вам разобраться в грибах атлас – определитель. На стр. 102 есть рисунки и описание грибов. Дома вместе с родителями ознакомитесь с разными грибами и изучите, какие грибы можно собирать, а какие нельзя.
Предостережение: если ты не знаешь, какой гриб, то лучше его не бери.
Очень много можно узнать о грибах в энциклопедии.(Показать детскую энциклопедию «Что это? Кто это?»)
Физкультминутка.
Мы входим с вами в лес.
Сколько здесь вокруг чудес.
Посмотрели вправо влево
Наклонились и присели
Заниматься тихо сели.
5. Закрепление нового материала.
Подготовка к восприятию.
-Ребята, в какое время года собирают грибы?
-Кто из вас любит собирать грибы?
-Как называют людей, которые собирают грибы? грибники
-А знаете ли вы ,как правильно собирать грибы?
Грибы надо аккуратно срезать, не вырывать мох вокруг гриба, чтобы не повредить грибницу.
А сейчас детский писатель Валентин Берестов расскажет нам, как он ходил в лес за грибами.
Первичное чтение.
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Много ли грибов нашёл автор?
-Как называют таких грибников? горе-грибник
-Прочитаем трудные слова по слогам. карточки
Чтение стихотворения учениками. Беседа после чтения.
1).-Какое настроение вызвало оно у вас? Почему? (По четверостишиям)
2)-Какие строки стихотворения показались вам смешными? Почему?
-Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.
-Чем же автор перепугал грибы?
-Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?
-Почему же он не нашёл ни одного гриба?
-С какой интонацией надо читать это стихотворение?
Работа над выразительностью.
Прочитайте первое четверостишие.
-О чём здесь рассказывает автор? С какой интонацией надо читать? (с радостью)
Прочитаем второе четверостишие.
О чём здесь автор рассказывает? С какой интонацией надо читать? ( недоумённо)
Прочитаем третье четверостишие.
-О чём здесь автор рассказывает? С какой интонацией надо читать? (с сожалением, грустно)
-Прочитайте выразительно, передавая настроение.
5) Выразительное повторное чтение.
6.Итог урока.
-Какие открытия сделали на уроке?
-Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъедобных?
-Как правильно нужно собирать грибы?
-Почему нужно соблюдать эти правила?
Грибы надо срезать, чтобы не повредить грибницу.
Собирать грибы нужно только со взрослыми.
У меня 2 рисунка. Какой рисунок выберет поэт для иллюстрации обложки своего стихотворения, а какой – учёный. Почему?
7. Прочитаем стих на стр. 80.
Какая часть стихотворения похожа на скороговорку? Как её надо читать?
8.Домашнее задание.
Нарисовать три съедобных гриба и три несъедобных.