Конспект урока для 3 класса «Секреты рождения образа»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе (система

Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).


Секреты рождения образа.


Цель: пробудить интерес к стихотворным произведениям через авторские секреты.


Задачи:

1. Понять природу авторской позиции, уловить авторское отношение к предмету описания.

2. Вместе с автором пройти нелегкий, но заманчивый путь от замысла, идеи до создания особой картины (образа), воплощенной в слове.

3. Учиться осознанно искать в произведениях секреты создания художественного образа у разных авторов.

4. Развивать воображение, логическое и образное мышление.

5. Работать над выразительным интонированием.


Оборудование:

Тексты стихотворений, раздаточный материал.


Знакомясь с новым произведением, читатель всегда находится в определенной позиции по отношению к тому миру, который предъявляется автором, к его мыслям и чувствам, переживаниям героев, способам изображения картины мира. Читатель ощущает себя не только участником показанных событий, но и собеседником автора, который какими-то своими особыми средствами вызывает его на диалог. Даже если читателю что-то не нравится, все равно этот диалог может состояться. Именно на организацию такого продуктивного диалога направлен урок.


Ход урока:

  1. Организационно-психологический момент.

Метафора о пазлах.

Когда я была маленькая, мне подарили картинку-мозаику. Знает, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но вытряхнув ее из коробки, я оказалась в растерянности. Там было так много маленьких кусочков, что мне совершенно было непонятно с чего начать. Кто-то помог мне выявит секрет. Я научилась брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовывали один побольше. Затем я научилась складывать несколько больших кусочков в один еще больший, и так до тех пор, пока не получалась вся картинка, Так что я вполне понимаю, если вы в этом месте, может быть, почувствуете себя не вполне уверенными. Я надеюсь помочь сложить вам все маленькие кусочки в большие, пока не получится вся картина.

  1. Актуализация необходимых знаний.

Ребята, на уроках литературного чтения вы учитесь не только читать, но и становитесь исследователями чудес русской речи: открываете авторские секреты, которые помогают понять, что хотят сказать автор и его герои – рассказчики. Вот и сегодня на уроке мы будем искать в произведениях Валентина Берестова и Галины Новицкой секреты рождения художественного образа, с секретами, которые придают яркость, выразительность и эмоциональную окраску произведениям. А знакомы ли вам эти имена? Давайте узнаем этих авторов поближе.

Валентин Дмитриевич Берестов – человек душевный, интеллигентный, философ, лирик, умеющий подшучивать над самим собой. Он не утратил непосредственности и остроты взгляда на жизнь. Строчки его стихотворений обладают притягательностью, живостью, искренностью. Его творчество разнообразное и разножанровое.

Галина Михайловна Новицкая – замечательный поэт, тонко чувствующий душу ребенка. Ее стихи, адресованные маленькому читателю, всегда находят искренний отклик у детей. Галина Михайловна – мастер, умеющий сочинять для детей забавные произведения.


  1. Введение в тему.

А теперь познакомимся с произведениями этих авторов. Первое стихотворение «Жуки», автор – Валентин Берестов.

Так устроен наш мир, что люди и другие живые существа все время находятся во взаимодействии. Человек связан с природой кровными узами. Эту связь наиболее тонко чувствуют писатели и поэты, посвящая природе свои произведения: кто-то из них пишет о человеке, кто-то о деревьях, а кто-то о жуках, кузнечиках.

Прочитайте стихотворения в парах, «пожужжите».

О ком же первое стихотворение?

Не удивил ли вас выбор героя?

А как вы относитесь к жукам?

А как рассказчик относится к насекомым?

Как вы об этом догадались?

Может быть какие-то слова стихотворения помогли вам ответить на этот вопрос?

Каким мы видим жука?

Групповая работа.

Давайте представим, что слово «жук» стало магнитом и имеет свойство притягивать слова, которые помогают нам увидеть жука, нарисовать его образ. Выпишите слова из текста стихотворения. Выделите слова, которые дают нам возможность сопоставить жука с другими предметами. Что у вас получилось?

Эти слова помогают нам нарисовать образ, представить жука. Именно эти слова есть авторский изобразительный прием, построенный на сопоставлении одного явления с другим с целью выявления особо важного в художественном отношении признака объекта, если проще сказать, мы сравниваем предметы. А какова тема нашего урока? Секреты рождения образа. Вот мы и открыли один из секретов автора.

Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.

Многие сравнения входят в наше сознание с раннего детства. Помните «Мойдодыра» К.И.Чуковского, где подушка, как лягушка, ускакала от грязнули? Или «Федорино горе»? Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга. Какую наглядность придают речи эти тропы! Не случайно сравнения считают одним из самых сильных средств изобразительности.

На автомобильчик он похож,

И усами движет, как чудовище,

И блестит, как золотая брошь,

Сам себе разбойник, сам сокровище.

На каком основании сравнивается жук с перечисленными предметами?

Какие слова подсказки вы заметили при сравнениях?

Действительно, очень часто сравнение оформляется с помощью слов-помощников как, как бы, как будто, словно. Это словесная форма выражения сравнения.

Зачем автор прибегает к стольким сравнениям?

Берестов как художник, детально выписывает каждый штрих в описании своих любимцев, именно выписывает, что дает нам полное право называть сравнение — изобразительным средством. Валентин Дмитриевич показывает жука с разных сторон, он отлично знает не только его внешность. Главное в произведении – это любовь поэта к природе, любовь поэта к детству. Его эмоциональная палитра (опять связь с изображением) отличается яркостью, разнообразием чувств.

А какое сравнение вам показалось самым интересным?

Берестов – мастер выдумывать сравнения. При этом обильное количество сравнений нисколько не кажется навязчивым. Каждое новое сравнение – новая картина, новый кусочек мозаики, составляющей образ жука.

А с какой целью мы раскрываем творческие секреты авторов?

Для создания яркого, интересного образа. Благодаря творческим секретам автора очень легко представить лирического героя, его чувства и переживания и попытаться передать их в чтении.

Кто хочет прочитать стихотворение, передав все чувства и ощущения от встречи с жуками от лица рассказчика – героя?


4. Закрепление изученного материала

А теперь обратимся к стихотворению Галины Михайловны Новицкой.

Прослушивание записи.

Прочитайте про себя стихотворение.

Называется ли в тексте животное, о котором рассказывается в стихотворении?

Догадались ли вы, кого изобразил автор?

Найдите слова, которые подсказывают это.

Групповая работа. Найдите слова, которые подсказывают это.

Так о ком же стихотворение Новицкой?

Красивая лошадь, к которой герой относится с чувством восхищения. Он искренне любуется ею, наделяет чудодейственной силой. Образ лошади вызывает ощущение солнечного света, тепла, доброты и силы. Восхищение невиданной красотой. Ощущение счастья, нежности, связи с родным домом.

Попробуем найти сравнения.

А что интересного заметили?

На каком основании сравниваются предметы?

Во второй строке есть прямое сравнение. Есть форма словесного выражения.

А в первой строчке грива лошади сравнивается с ливнем на основании свойства струиться.

Струиться – течь, распространяться струями. Потоки дождя струятся за стеклом.

Есть ли здесь словесная форма сравнения?

Сравнение носит скрытый характер. Такое сравнение называется метафорой.

Метафора представляет собой перенос значения слова по сходству, переназывание предмета. Метафоры по праву могут претендовать на главенствующую роль в художественных произведениях. Художники слова любят использовать метафоры, их употребление придает речи особую выразительность, эмоциональность. Наблюдательный глаз писателей и поэтов находит общие черты в самых различных предметах. Метафора неожиданна, оригинальна, точна в смысле соотнесения явлений. Вот еще один секрет рождения образа.

С метафорами в нашей речи произошла замечательная история. Они живут в языке, мы их на сто раз на день употребляем, но не замечаем совершенно. А вы задумайтесь! Мы говорим: «Солнце встало, зашло, село». Да разве солнце может «встать»? Мы говорим: «крыло» самолета, «нос» лодки. Да разве есть у самолета «крылья», как у птицы? Та деталь самолета, которую мы «крылом» называем, просто очень похожа на крыло птицы. Вот эту деталь и назвали «крылом». А задумайтесь: «Сладкая улыбка, железная воля». Что в самом деле улыбка из сахара, а воля – из железа? Это все переназывания. Они вошли в речь, и мы не замечаем в ней метафор. И не надо. А в художественной речи – наоборот. Если автор употребит обычную метафору, которая живет в обычной речи, то мы ее не заметим, а если он употребит поэтическую метафору, то есть необычную, которая живет только в художественной литературе, или сам придумает свою метафору, то тогда настоящий читатель сразу заметит и порадуется или погрусти вместе с автором и его героями. А этого-то автору и надо. И чтецы все это должны попытаться в своем чтении передать.

В конце стихотворения Галины Михайловны есть еще одна удивительная метафора. Найдите ее.

Сравнение подков – творческая удача автора. Необходимая метафора не просто удачно завершает стихотворение, она позволяет увидеть в небольшом тексте много солнечных добрых чувств. Подкова — символ счастья, она не названа автором, а лишь подразумевается, становится этим символом и для героя, и для его деда, и для нас. С помощью этой необычной метафоры стихотворение приобретает новую образность и эмоциональную окраску, приобретает образность и эмоциональную окраску.

И сравнения, и метафоры помогают передать свои чувства и мысли читателю. Выразите понимание текста выразительным чтением.

Давайте попробуем открыть еще один секрет. Для этого нам надо разгадать кроссворд.

  1. Как называется скрытое сравнение.

  2. Какое средство выразительности речи основано на сопоставлении одного предмета с другим.

  3. Кто автор стихотворения «Ливнем грива падает седая…»

  4. Автор стихотворных, поэтических произведений.

Какое слово получилось в выделенных клетках кроссворда?

Троп – это второе название наших секретов – средств выразительности речи.

  1. Поисковое домашнее задание.

Домашнее задание: прочитать произведения В. Берестова и Г. Новицкой, найти в них сравнения и метафоры.

Спасибо за работу.



Свежие документы:  Конспект урока по литературе для 6 класса Тема: «Календарно-обрядовый фольклор»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: