ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Цель урока:
создать условия для
формирования учащимися действий по классификации
сказок (бытовые, о животных, волшебные);
открытия и осмысления литературоведческих понятий «зачин» и «концовка» и понимания своеобразия сказочного жанра;
ознакомления с картинами русских художников И.Билибина и М.Васнецова и соотнесения их изображения с содержанием народных сказок
9. Задачи:
— обучающие: организовать деятельность учащихся по актуализации и углублению знаний обучающихся о видах русских народных сказок, своеобразии жанра «сказка», признаках волшебной сказки, особенностях построения сюжета сказок;
-развивающие: содействовать развитию умения работать самостоятельно и творчески, выделяя жанровые особенности сказки; находить среди предложенных произведений изобразительного творчества картины русских художников И.Билибина и М. Васнецова к рассматриваемой сказке;
-воспитательные: способствовать формированию интереса к произведениям, созданным русским народом; развитию и поддержке интереса к дополнительному чтению и изучению произведений русских художников
Тип урока: открытие и углубление новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ПО для демонстрации электронных модулей.
Структура и ход урока:
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1 | Эмоциональная мотивация на работу с волшебными сказками | Иллюстрации И.И.Билибина № 137049 (3) | Использует ЭОР для введения учащихся в атмосферу волшебства, сказки и тайны; создания необходимого эмоционального настроя | Воспринимают информацию ЭОР. Эмоционально проживают её. Входят в необходимое для успешной работы эмоциональное состояние | 1мин. |
2 | Введение в тему урока через постановку проблемного вопроса «В чем своеобразие жанра сказки?» | Аудиозапись фрагмента сказки «Сивка-Бурка» (1) | Предлагает аудиофрагмент с целью организации парной деятельности по формулированию учащимися темы урока, выделения особенных и существенных признаков волшебной сказки.
| Осмысливают поставленный учителем проблемный вопрос. Определяют основную задачу деятельности на этапе. Ученики воспринимают информацию ЭОР. Анализируют её в соответствии с определенной задачей. Формируют мнение в паре. Готовятся сообщить его классу. Предлагают сформулированное мнение классу. Проводится коллективное обсуждение. Итоги деятельности фиксируются в рабочих тетрадях после сравнения с образцом.
| ЭОР – 3 мин.
Весь этап – 9 мин
|
3 | Актуализация знаний
| Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (2)
| Использует 3 часть модуля. Создает условия для осмысления содержания и способов выполнения заданий. Предлагает определить тип сказки «Сивка-бурка» через сравнение со сказками «Лисичка-сестричка и волк» и «Каша из топора»
| Анализируют представленную информацию. Вычленяют существенные особенности сказок, относящихся к разным жанрам. Определяют жанровые особенности сказки «Сивка-бурка» Делают вывод о том, что это волшебная сказка. Доказывают примерами из текста.
| ЭОР — 2 мин
Весь этап – 5 мин
|
4 | Открытие новых знаний
|
Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (2)
|
Предлагает 4 часть модуля с целью организации деятельности наблюдения за тем, с каких слов начинается и какими словами заканчивается сказка «Сивка-бурка».
Демонстрируется страничка 4 части с новыми терминами «зачин» и «концовка» и часть 5. (справочник)
|
Учащиеся работают с началом и концом сказки. Наблюдают и анализируют. Делают выводы по содержанию. В коллективном обсуждении формируют единое мнение. Сопоставляют его с ранее усвоенным .Сами пытаются дать названия этим частям композиции (начало конец). Учащиеся воспринимают и осмысливают информацию. Сравнивают со своими выводами. В ходе коллективной беседы присваивают научный смысл понятий «зачин» и «концовка» Дополняют ранее составленный перечень признаков волшебной сказки новыми признаками. Отвечают на проблемный вопрос: «Ко всем ли сказкам они применимы или только к волшебной?» Определяют содержание домашнего задания |
ЭОР – 4 мин.
Весь этап – 12 мин. |
5 | Физкультминутка |
| Организует проведение зрительной гимнастики на содержании, связанной с темой урока | Дети выполняют гимнастику для глаз | 1 мин |
6 | Углубление и расширение открытых знаний. знакомство с произведениями художников И.Билибина и Васнецова как с иллюстрациями к русским народным сказкам. Демонстрация подборки книг сказок с иллюстрациями данных художников | Иллюстрации И.И.Билибина № 137049 (3)
Иллюстрация Васнецова «Кощей-бессмертный» № 203307 (4)
Иллюстрация Васнецова «Баба Яга» № 203103 (5)
Иллюстрация Васнецова «Аленушка» № 203297 (6)
| ЭОР демонстрируются на общем слайде одновременно с целью соотнесения произведений изобразительного искусства и народных русских сказок, группировке иллюстраций на основании авторской принадлежности
| Учащиеся рассматривают картины художников. Анализируют содержание. Определяют сказочных персонажей, сказочные предметы. Устанавливают их принадлежность к определённой сказке. | ЭОР – 2 мин
Весь этап – 6 мин |
7 | Обобщение и контроль по теме урока в виде теста и оценивание знаний учащихся | Иллюстрированный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (7) | Организует коллективный анализ содержания и порядка действий для успешного прохождения тестирования.
| Анализируют задания теста. Обсуждают порядок и содержание необходимых действий для прохождения теста в парной деятельности. Выполняют тестирование.
Фиксируют в процессе деятельности затруднения. Сообщают о встретившихся затруднениях классу. Обсуждают коллективно. Устанавливают обобщенный уровень усвоения учебного материала. Определяют успешность учебной деятельности на уроке
| ЭОР – 5 мин
Весь этап — 8 мин |
8 | Рефлексия |
| Учитель предлагает определить новое, открытое на этом уроке.
| Определяют полученные на уроке новые знания | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Тема урока: Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
№ 1 | Аудиофрагмент сказки «Сивка-бурка» | Аудиофргмент | Демонстрация | |
2 | Фольклор. Своеобразие русской народной сказки
| Информационный модуль (ч.3 типы фольклорных сказок ) Ч.4 особенности повествования в сказке Сивка-Бурка (зачин, концовка, троекратное повторение, постоянные эпитеты, сравнения) Ч.5 Справочник (термины зачин, концовка) | Гипертекст с иллюстрациями, видеофрагмент мультфильма«Лиса и Волк», аудиозапись отрывка из сказки «Каша из топора» | https://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html |
3 | Иллюстрации И.И.Билибина (№ 137049) | Презентация | Презентация | |
4 | Иллюстрация Васнецова «Кощей-бессметрный» № 203307
| Информационный
| Иллюстрация
|
|
5 | Иллюстрац ия Васнецова «Баба Яга» № 203103
|
|
|
|
6 | Иллюстрация Васнецова «Аленушка» № 203297 |
|
| https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/6e5e3dad-f756-4d41-967a-909ef5813fdc/48646/
|
7 | Иллюстрированный тест по теме «Фольклор.Своеобразие русской народной сказки» | Практический тип | Задание-тест для фронтальной работы под руководством учителя |