Конспект урока для 3 класса «Устное народное творчество. Сказка «Сивка-Бурка»



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сивка-бурка»


ФИО (полностью)

Гусева Татьяна Владимировна

Место работы

ГБОУ СОШ пос. Новоспасский муниципального района Приволжский Самарской области.

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Устное народное творчество. Сказка «Сивка-Бурка», урок 2

Базовый учебник

Учебник для общеобразовательных учреждений «Литературное чтение»,3 класс, в 2 –х частях Н.Ф.Виноградова, И.С.Хомякова, И.В.Сафонова. – М.: Вентана-Граф, 2012


  1. Цель урока:
    создать условия для

  • формирования учащимися действий по классификации
    сказок (бытовые, о животных, волшебные);

  • открытия и осмысления литературоведческих понятий «зачин» и «концовка» и понимания своеобразия сказочного жанра;

  • ознакомления с картинами русских художников И.Билибина и М.Васнецова и соотнесения их изображения с содержанием народных сказок

9. Задачи:

— обучающие: организовать деятельность учащихся по актуализации и углублению знаний обучающихся о видах русских народных сказок, своеобразии жанра «сказка», признаках волшебной сказки, особенностях построения сюжета сказок;


-развивающие: содействовать развитию умения работать самостоятельно и творчески, выделяя жанровые особенности сказки; находить среди предложенных произведений изобразительного творчества картины русских художников И.Билибина и М. Васнецова к рассматриваемой сказке;


-воспитательные: способствовать формированию интереса к произведениям, созданным русским народом; развитию и поддержке интереса к дополнительному чтению и изучению произведений русских художников


  1. Тип урока: открытие и углубление новых знаний

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ПО для демонстрации электронных модулей.

Структура и ход урока:

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Эмоциональная мотивация на работу с волшебными сказками

Иллюстрации И.И.Билибина № 137049 (3)

Использует ЭОР для введения учащихся в атмосферу волшебства, сказки и тайны; создания необходимого эмоционального настроя

Воспринимают информацию ЭОР.

Эмоционально проживают её.

Входят в необходимое для успешной работы эмоциональное состояние

1мин.

2

Введение в тему урока









через постановку проблемного вопроса «В чем своеобразие жанра сказки?»

Аудиозапись фрагмента сказки «Сивка-Бурка» (1)

Предлагает аудиофрагмент с целью организации парной деятельности по формулированию учащимися темы урока, выделения особенных и существенных признаков волшебной сказки.


Осмысливают поставленный учителем проблемный вопрос.

Определяют основную задачу деятельности на этапе.

Ученики воспринимают информацию ЭОР.

Анализируют её в соответствии с определенной задачей.

Формируют мнение в паре.

Готовятся сообщить его классу. Предлагают сформулированное мнение классу.

Проводится коллективное обсуждение.

Итоги деятельности фиксируются в рабочих тетрадях после сравнения с образцом.


ЭОР – 3 мин.


Весь этап – 9 мин











3

Актуализация знаний






























Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (2)





















Использует 3 часть модуля. Создает условия для осмысления содержания и способов выполнения заданий. Предлагает определить тип сказки «Сивка-бурка» через сравнение со сказками «Лисичка-сестричка и волк» и «Каша из топора»



Анализируют представленную информацию.

Вычленяют существенные особенности сказок, относящихся к разным жанрам.

Определяют жанровые особенности сказки «Сивка-бурка»

Делают вывод о том, что это волшебная сказка. Доказывают примерами из текста.


ЭОР —

2 мин









Весь этап – 5 мин









4

Открытие новых знаний









Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (2)













Предлагает 4 часть модуля с целью организации деятельности наблюдения за тем, с каких слов начинается и какими словами заканчивается сказка «Сивка-бурка».








Демонстрируется страничка 4 части с новыми терминами «зачин» и «концовка» и часть 5.

(справочник)



Учащиеся работают с началом и концом сказки.

Наблюдают и анализируют.

Делают выводы по содержанию.

В коллективном обсуждении формируют единое мнение. Сопоставляют его с ранее усвоенным .Сами пытаются дать названия этим частям композиции (начало конец).

Учащиеся воспринимают и осмысливают информацию.

Сравнивают со своими выводами. В ходе коллективной беседы присваивают научный смысл понятий «зачин» и «концовка»

Дополняют ранее составленный перечень признаков волшебной сказки новыми признаками.

Отвечают на проблемный вопрос:

«Ко всем ли сказкам они применимы или только к волшебной?»

Определяют содержание домашнего задания



ЭОР – 4 мин.





















Весь этап – 12 мин.

5

Физкультминутка


Организует проведение зрительной гимнастики на содержании, связанной с темой урока

Дети выполняют гимнастику для глаз

1 мин

6

Углубление и расширение открытых знаний.







знакомство с произведениями художников И.Билибина и Васнецова как с иллюстрациями к русским народным сказкам. Демонстрация подборки книг сказок с иллюстрациями данных художников

Иллюстрации И.И.Билибина № 137049 (3)



Иллюстрация Васнецова «Кощей-бессмертный» № 203307 (4)



Иллюстрация Васнецова «Баба Яга» № 203103 (5)


Иллюстрация Васнецова «Аленушка» № 203297 (6)


ЭОР демонстрируются на общем слайде одновременно с целью соотнесения произведений изобразительного искусства и народных русских сказок, группировке иллюстраций на основании авторской принадлежности








Учащиеся рассматривают картины художников.

Анализируют содержание. Определяют сказочных персонажей, сказочные предметы. Устанавливают их принадлежность к определённой сказке.

ЭОР – 2 мин


Весь этап – 6 мин

7

Обобщение и контроль по теме урока в виде теста и оценивание знаний учащихся

Иллюстрированный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (7)

Организует коллективный анализ содержания и порядка действий для успешного прохождения тестирования.


Анализируют задания теста. Обсуждают порядок и содержание необходимых действий для прохождения теста в парной деятельности. Выполняют тестирование.


Фиксируют в процессе деятельности затруднения.

Сообщают о встретившихся затруднениях классу.

Обсуждают коллективно.

Устанавливают обобщенный уровень усвоения учебного материала.

Определяют успешность учебной деятельности на уроке


ЭОР – 5 мин



Весь этап — 8 мин

8

Рефлексия


Учитель предлагает определить новое, открытое на этом уроке.



Определяют полученные на уроке новые знания

2 мин





Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока: Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сивка-бурка»


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Аудиофрагмент сказки «Сивка-бурка»

Аудиофргмент

Демонстрация

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0cce15dc-76b6-4130-9d9c-40cf2430768f/%5BLI5RK_7-02%5D_%5BAU_19%5D.htm

2

Фольклор. Своеобразие русской народной сказки


Информационный модуль

(ч.3 типы фольклорных сказок )

Ч.4 особенности повествования в сказке Сивка-Бурка (зачин, концовка, троекратное повторение, постоянные эпитеты, сравнения)

Ч.5 Справочник (термины зачин, концовка)

Гипертекст с иллюстрациями, видеофрагмент мультфильма«Лиса и Волк», аудиозапись отрывка из сказки «Каша из топора»

https://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html

3

Иллюстрации И.И.Билибина (№ 137049)

Презентация

Презентация

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000127-1000-4ddd-ab84-5d00469b3d82/i02_11_12_04.swf

4

Иллюстрация Васнецова «Кощей-бессметрный» № 203307


Информационный


Иллюстрация


https://school-collection.edu.ru/catalog/res/8146029a-65b1-4a20-be05-f9c710e59870/?sort=order&interface=catalog&rubric_id[]=116148&rubric_id[]=116200



5

Иллюстрац ия Васнецова «Баба Яга» № 203103




https://school-collection.edu.ru/catalog/res/06f6800b-f381-4f75-85d8-766d7d18995a/?sort=order&interface=catalog&rubric_id[]=116148&rubric_id[]=116200




6

Иллюстрация Васнецова «Аленушка» № 203297



https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/6e5e3dad-f756-4d41-967a-909ef5813fdc/48646/



7

Иллюстрированный тест по теме «Фольклор.Своеобразие русской народной сказки»

Практический тип

Задание-тест для фронтальной работы под руководством учителя

https://fcior.edu.ru/card/28424/kontrolnyy-test-po-teme-folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html









Свежие документы:  Реальное и мифологическое в повести Ч.Айтматова «Белый пароход» 7 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: