ГУО «Гимназия №1 г. Жодино»
Урок русской литературы
К. Чуковский
«Серебряный герб»
(глава из повести)
4 класс
Учитель Н.И. Карпович
2014 год
Тема: Корней Иванович Чуковский «Серебряный герб» (глава из повести)
Цели:
познакомить учащихся с отрывком из книги «Серебряный герб», совершенствовать навыки беглого, выразительного, осознанного чтения;
создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы;
способствовать развитию речи, мышления учащихся;
воспитывать чувство взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.
Оборудование:
портрет К. И. Чуковского
выставка книг
пословицы
На доске высказывание И. Андроникова о Чуковском: «Талант Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка (2-3 скороговорки)
“Три сороки, три трещотки потеряли по три щетки, три сегодня три вчера, три еще позавчера”.
“Шла Саша по шоссе и сосала сушку”.
“От топота копыт, пыль по полю летит”.
III. Проверка домашнего задания
1. Из каких сказок Чуковского приведённые ниже отрывки?
Сыграем в игру «Найди пару». Ребята, вам предстоит поработать в парах. Нужно соединить отрывок из соответствующего произведения с названием этого произведения (на партах лежат карточки, соедините отрывок из произведения с его названием).
«Цапнул солнце с небосвода «Тараканище»
И с набитым животом
Завалился под кустом…»
«И сейчас же брюки, брюки «Муха-Цокотуха»
Так и прыгнули мне в руки.
А за ними пирожок:
«Ну-ка съешь меня дружок!»
«А посуда вперёд и вперёд « Краденое солнце»
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
«Я больше идти не могу».
«Музыканты прибежали, «Федорино горе»
В барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшут муха с комаром.»
«А слониха – щеголиха «Мойдодыр»
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала».
2. Путаница.
В названиях стихотворений К. И. Чуковского кто-то перепутал одну букву. Как правильно пишутся названия этих стихотворений?
Гадость Муза-Цокотуха
Кармалей Пил на свете человек
Мокдодыр Федорино море
Козауси и Мауси Худо-дерево
Крашеное солнце Кутаница
3. Герой-Крокодил.
Героем многих сказок является крокодил. Вспомните, какие это сказки?
Долго, долго Крокодил
Море синее тушил:
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами. («Путаница»).
Бедный Крокодил
Жабу проглотил. («Тараканище»).
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил
Он с Татошей и Кокошей
По аллее проходил. («Мойдодыр»).
И со слезами просил:
Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Татоше.
(«Телефон»).
Повернулся, улыбнулся
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея
Словно муху проглотил.
(«Бармалей»).
А в большой реке
Крокодил лежит
А в руках его
Не огонь горит.
(«Краденое солнце»)
Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил,
А за ним-то народ
И поет, и орет.
(«Крокодил»).
4. Вспомни сказку, доскажи словечко.
Только вдруг из-за кусточка
Из-за синего лесочка
Из далеких из полей
(Прилетает воробей).
А в Африке, а в Африке
На черной Лимпопо
Сидит и плачет в Африке
(Печальный Гиппопо).
Я великий умывальник
Знаменитый Мойдодыр
Умывальников начальник
(И мочалок командир).
Вдруг из подворотни
Страшный великан
(Рыжий и усатый Таракан).
Веселися народ,
Муха замуж идет
И лихого, удалого
(Молодого Комара_)….
5. Корзина с потерянными вещами.
Учитель достает вещи из корзины, дети называют произведения К. И. Чуковского и строки, относящиеся к этим вещам: мочалка («Мойдодыр»), сито («Федорино горе»), перчатки («Телефон»), монеты («Муха Цокотуха»), мыло с полотенцем («Мойдодыр»).
IV. Формулирование темы и цели урока
— Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из книги К.И. Чуковского «Серебряный герб».
V. Рассказ подготовленного учащегося о поэте
— К.И. Чуковский – это псевдоним или настоящее имя поэта? (псевдоним)
— Как звали его? (Николай Васильевич Корнейчуков).
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.
Такова внешность К. И. Чуковского.
В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в п. Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил этот удивительный человек. Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своем саду: зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом капался в огороде или цветнике перед домом. В шесть часов утра он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за просторным столом и писал. Поработав несколько часов, К. И. Чуковский отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.
Стихи Корнея Ивановича Чуковского легко запоминаются, “сами лезут с языка”, говорят малыши. Поэт использовал в своих произведениях фольклор, считалки, присказки, сказки, поговорки, загадки, любил шутить. Корней Иванович отличался большим трудолюбием. “Всегда, — писал он, — где бы я не был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, — я, чтобы не тратилось время, сочинял произведения для детей”.
VI. Работа над новым материалом
1. Работа с текстом до чтения:
а) беседа с учащимися по иллюстрации к главе
— Кого вы видите на рисунке к тексту? (мальчиков-гимназистов)
— Как вы думаете, где они находятся?
— Обратите внимание на одежду учащихся.
— Так в современной школе одеты мальчики? (нет, так одевались гимназисты в 30-е годы)
Мы привыкли читать произведения Корнея Ивановича Чуковского, записанные в стихотворной форме, а, глядя на этот текст, ждете ли вы неожиданное открытие о поэте? (был поэт, а сегодня познакомимся с Чуковским писателем)
2. Чтение учителем главы из повести «Серебряный герб». Выявление эмоционального восприятия текста:
— Что привлекло в рассказе, особенно впечатлило, понравилось?
3. Словарная работа.
Таможня, мираж, Багдад, контрабандист.
4. Чтение текста учащимися.
5. Работа над текстом.
5.1. Порадовались ли вы дружбе рассказчика с Тимошей? Сочувствуете ли вы герою? Почему?
5.2. Какие факты свидетельствуют о том, что рассказчик — хороший человек?
5.3. Что привлекало мальчика в Тимоше? Найдите и прочитайте.
5.4. Что вас привлекает в Тимоше?
5.5. Как описывает своего друга К. Чуковский? Какие черты выделяет в его характере?
5.6. Определите черты характера будущего писателя.
5.7. Почему с рассказчиком Тимоша чувствовал себя свободно и даже не заикался?
5.8. Можно ли сказать, что у ребят была настоящая дружба?
VII. Итог урока.
Произведения Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Воспитывают драгоценную способность опереживать, сострадать, радоваться успехам других. Ведь без этой способности человек – не человек. Вы можете еще познакомиться с Корнеем Ивановичем – переводчиком. Он перевел с английского “Приключения Барона Мюнгхаузена”, “Приключения Робинзона Крузо”, “Принц и Нищий”, “Рики — Тики – Тави”.
Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.
VIII. Домашнее задание:
С. 108 – 111, выразительно читать.