Тема урока: Л.Толстой«Акула».
Задачи урока: — познакомить обучающихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность. — работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений. — расширять кругозор обучающихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление. — воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; любовь и уважение к близким. Планируемые результаты: Личностные УУД: Эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений; основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению. Метапредметные УУД: Регулятивные: Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию. Познавательные: Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы. Коммуникативные: Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя Л. Толстого, карточки с заданиями, учебник по литературному чтению для 2 класса.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Ожидаемые образовательные результаты: в процессе деятельности на уроке учащиеся должны знать название рассказа и его автора; характеризовать действующих лиц рассказа на основании их поведения; отбирать в тексте материал для выборочного чтения; составлять рассказ о герое, выражать личностное отношение к событиям и героям; составлять план рассказа.
Ход урока
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
— Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте успехов в уроке. Я хочу, чтобы хорошее настроение и желание трудиться сохранилось у нас на протяжении всего урока.
1. Введение в тему. Постановка темы и цели урока. — Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого.
– Что вы узнали о писателе? (Ответы детей) — Какое произведение Л. Толстого читали на прошлом уроке? Это сказка или правдивая история? Расскажите , что вы узнали о капитане корабля? о его сыне?( Ответы детей)
—Сегодня мы вместе с вами познакомимся с еще одним произведением Льва Толстого. Называется оно «Акула». Чему же будем учиться на уроке? ( познакомимся с новыми героями; — будем учиться анализировать их поступки; — научимся понимать мотивы их поведения, давать им оценку.)
3. Подготовка к восприятию рассказа . — Ребята, что вы знаете об акулах? (ответы детей) — Послушайте внимательно текст об акуле.
(Ученик зачитывает статью об акуле)
Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула — самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют «белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой. Что нового узнали об акулах? — Как называется такой текст? (научно-познавательный). Почему?
– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием? — Как выдумаете, кто будет героем этого произведения? – Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным? — Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания. 4.Знакомство с текстом. 1. Чтение текста учителем.
-Взволновало ли вас это произведение? — За кого вы переживали, слушая рассказ?
— Подтвердились ли ваши предположения относительно названия рассказа?
— К какому литературному жанру мы отнесем это произведение? (Это рассказ — небольшое повествовательное произведение о каком-то событии в жизни героев) — Назовите героев этого рассказа (мальчики, матросы, капитан, старый артиллерист) а). Подготовка к чтению рассказа учащимися. Словарно-лексическая работа.
— Какие слова вам были незнакомы при прослушивании? — Где можно найти объяснение этим словам? Давайте выясним их значение.(Работа с толковым словарём.)
Купальня – строение для купанья. Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного оружия (пушки, минометы). Палуба – часть судна. Фитиль – шнур, который поджигают для произведения выстрела Ропот – неуверенный, тихий возглас
Работа в парах
Задание для учеников: у вас на столах есть памятки с объяснением значения некоторых незнакомых слов. Прочитайте их самостоятельно, объясните друг другу. сорвался с места — побежал что было сил; понатужься — собери силы; подле пушки — около пушки; взял фитиль – зажёг фитиль. пушка — длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние
5. Повторное чтение рассказа учащимися «цепочкой». Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением
— Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе? — Как случилось, что мальчики оказались в открытом море? — Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? Зачитать. (Гордился сыном, болел за него, как на соревновании) — Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние. ( Испуг, страх за жизнь сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал себя беспомощным.) Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей — Что вывело артиллериста из состояния оцепенения? ( Пронзительный визг мальчиков .Он, как будто проснулся, почувствовал, что может и должен помочь ребятам) — Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? ( Он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков)
— Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства испытали мальчики?
Работа над сюжетом произведения. Составление плана рассказа — Давайте восстановим последовательность событий в рассказе
1.Купальня в парусе 2.Мальчики в открытом море 3.Акула 4.Выстрел 5.Дети спасены.
6.Работа в группах. Творческие задания
1гр. – сопоставить настроение героев рассказа с частями плана.
— Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ? (тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость)
Название части Настроение | 1.Купальня в парусе. | Спокойное | 2.Мальчики в открытом море. | Волнение | 3.Акула. | Тревога, страх | 4.Выстрел. | Ужас | 5.Дети спасены. | Радость и облегчение |
2гр. – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.
Душа в пятки ушла
Лёгок на помине
Сам не свой
Риск – благородное дело
Держать ухо востро
3гр.- . — Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе (решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств.
• сильный духом трусливый • мудрый мужественный честный слабохарактерный • веселый опытный • беззащитный смелый
бывалый решительный
Коллективная работа. Составление «синквейна»
Отец
Смелый, находчивый
Гордился, испугался, выстрелил
Риск – благородное дело
Любовь побеждает все!
7.Обобщение материала
— Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял на палубе и ничего не предпринимал? (его сковал страх и отчаяние за детей, мальчики были на волоске от смерти). — Каковы могли быть последствия выстрела? — Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? (нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности)
— Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.
— Чему же учит этот рассказ Л.Н. Толстого? (взаимопомощи, мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию) — Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя? (Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям; Чтобы показать, как переживают родители за детей; Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент; Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.)
9. Домашнее задание. Всему классу: выразительное чтение рассказа. По выбору учащихся: — разделить текст на части; — приготовить пересказ (от лица мальчиков, артиллериста, или рассказчика); — нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду;
10. Подведение итогов урока. – Итак, чему же мы учились сегодня на уроке? (оценивать поступки героев, анализировать произведение, выделять главную мысль)
— Какие задания вам показались сложными для выполнения? Как вы с ними справились? – Что нового, интересного узнали?
Дополнить предложения:
На уроке я понял, что…
Я расскажу товарищу,
—
|