Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» города Бийска
Конспект непосредственно -образовательной деятельности
«Сказочное путешествие»
(старшая группа)
Выполнила: воспитатель Тупикина Марина Викторовна
Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область – «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа — страшная логопедическая группа
Тема: «Сказочное путешествие»
Концептуальные основы непосредственно образовательной деятельности:
Тема НОД: «Сказочное путешествие»; возраст детей 5-6 лет.
Цель: Создать условия для развития связной речи дошкольников
Образовательные задачи:
-формировать правильное, четкое произношение (дыхание, артикуляция, дикция);
-расширять словарный запас детей;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-совершенствовать диалогическую форму речи;
— развивать воображение, мышление, фантазию детей, учить устанавливать причинно-следственные связи, внимание, память;
— закрепить знания детей о диких животных;
— расширять знания детей о повадках диких животных, об особенностях их внешнего вида.
Развивающие задачи:
— учить давать полные ответы на вопросы; обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
Воспитательные задачи:
-учить детей доброте, вызывать активное сочувствие к тому, кто в нём нуждается (животные), желание помочь им; развивать способность радоваться, получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается, воспитывать любовь к природе.
Воспитывать умение самостоятельно принимать решение в сложившейся ситуации и аргументировать свой выбор.
Словарная работа: лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий, лягушачий, мышиный.
3. Предварительная работа:
Беседы: «Дикие Животные», «Домашние животные».
Просмотр альбома дикие животные.
Разгадывание загадок.
Чтение русской народной сказки: «Хвосты».
Чтение сказки: «Теремок».
Инсценировка сказки « Теремок»
Л.Толстой «Белка и волк», Бродский «Лось и лосенок»,
Ушинский «Еж и заяц».
Экскурсия на Канонерское озеро.
Материалы и оборудование: конспект занятия, «волшебная книга» с загадками, пиктограммы с эмоциями , магнитная доска с фигурами животных для игры «Чья мама?», конверты с разрезными картинками для игры «Исправь ошибку художника», болотные кочки, картинки диких животных, оборудование для проведения опыта ( таз с водой, деревянный, пластмассовый., металлический бруски) игрушки (зайчонок, лисёнок, ежонок, бельчонок, оленёнок, медвежонок, мышонок , лягушонок, волчонок), крупный конструктор лего, сундук, аудиозапись музыка «От улыбки», звуки леса, шум ручья, «песенка Друзей»
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети заходят в зал.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки, улыбаются друг другу.
Ответ детей. Ответ детей: на машине, на самолёте, на корабле.
Дети имитируют надувание шара.
Дети, вместе воспитателем, прикладывают руку «козырьком» Ответ детей: хорошее, весёлое, радостное. Бывает грустное, печальное. Дети называют эмоцию, а затем показывают.
Дети имитируют, как сдувается воздушный шар.
Дети рассматривают домик.
Дети высказывают свои предположения: заюшкина избушка, теремок т.д
Дети перечисляют героев. Предположительные ответы детей: — Лягушка, какая?- маленькая, зелёная. — Мышка, какая?- маленькая, серенькая, шустрая. — Зайчик, какой? — трусливый, веселый, шустрый, быстрый. — Лисичка, какая? — хитрая, увертливая, быстрая, хвастливая. — Волк, какой? – серый, сердитый, злой,, никого не боится, ищет добычу. — Медведь, какой? — большой, неуклюжий, косолапый. Предположительные ответы детей: Лягушка квакушка; попрыгушка. Мышка норушка. Зайчишка трусишка, зайка побегайка. Лисичка сестричка Мишка топтыжка.
Ответы детей
| — Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы передать его вам! Давайте встанем в круг и подарим всем улыбку. «Встаньте дети, встаньте в круг Ты мой друг и я твой друг, Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся». -Вот и мир стал светлее и прекраснее!
— Ребята, а вы любите сказки? — А путешествовать? — А давайте отправимся в путешествие в сказку ! — На чём можно отправиться в путешествие? — Давайте полетим на воздушном шаре!
-Но для начала нам с вами нужно его надуть. Возьмем воображаемый насос и под звук «Ф- ф- ф!» будем надувать шар. Воздух надо вдыхать через нос, а выдыхать – рывками, произнося звук «ф- ф- ф -ф» (упражнение на формирование правильного произношения) -Ну что, шар надули и полетели! Посмотрите,с высоты все внизу кажется таким маленьким, посмотрите. Мы пролетаем моря, леса и поля. (прикладываю руку «козырьком») на маске (показываю маски) — А вот и полянка, которая нам нужна. Надо приземляться, для этого немного сдуем наш воздушный шар. Давайте покажем, как воздушный шар сдувается. Делаем вдох через нос и выдыхаем воздух со звуком «с-с-с-с». Вот мы и приземлились. — Давайте оглядимся, мы прилетели в страну сказок! На столе стоит картина с изображением сломанного теремка, рядом лежит картинка медведя. Ребята, а как вы думаете, что это за домик? — Из какой он сказки? ( обращаю внимание на медведя) — Конечно. « Теремок». -А кто герои этой сказки? – А какие они? Провожу игру «Какой, какая?» — А давайте вспомним, как этих героев в сказках называют? Например: ёжик ни головы, ни ножек. Хотите поиграть в эту сказку? — Только где же герои этой сказки, что-то я их нигде не вижу? А это что за книга? — Давайте, посмотрим её. Воспитатель открывает книгу (звучит голос Злого волшебника) — «В сказку вы ко мне попали, Приглашения не ждали! Коль хотите поиграть — Героев нужно отыскать. Испытания мои пройдёте, героев сказочных вернёте!» -Ну что . ребята , спасём сказочных героев? Не побоимся злого волшебника?
| Аудиозапись « от улыбки»
4-5 масок с эмоциями (радость, грусть, злость, страх и т.д.)
Аудиозапись «Звуки леса»
Картина «Сломанный теремок»,медведя.
На столе лежит волшебная книга, каждая страница – задан.
Звучит голос Злого Волшебника.
|
2 . Основная часть занятия. Данный этап предполагает: Постановка задач: -формировать правильное, четкое произношение (дыхание, артикуляция, дикция) -расширять словарный запас детей -совершенствовать грамматический строй речи -совершенствовать диалогическую форму речи — развивать воображение, мышление, фантазию детей, учить устанавливать причинно-следственные связи, внимание, память — Закрепить знания детей о диких животных; — расширять знания детей о повадках диких животных, об особенностях их внешнего вида; -развивать логическое мышление, фантазию, активизировать внимание и память детей -учить детей давать полные ответы на вопросы; -обогащать словарный запас, -развивать связную речь детей.
-Учить детей доброте, вызывать активное сочувствие к тому, кто в нём нуждается (животные), желание помочь им; -развивать способность радоваться, получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается. Форма проведения НОД: имитация «путешествия» в сказку, дидактические игры, проведение эксперимента, коллективное конструирование. Методы проведения: беседа, диалог, показ иллюстративного материала, игровой метод, имитация движений животных, методы на развитие воображения (включение аудиозаписи, эмоционально-образные высказывания педагога) Основные формы работы: игра, беседа, диалог, показ иллюстраций. Практическая деятельность детей: беседа, диалог, участие в играх; проведение эксперимента Описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания; ( проведение эксперимента с водой, металлом, деревом, решение проблемных ситуаций) Способы снижения утомляемости детей: участие в пальчиковом театре, физкультурная минутка, смена деятельности.
| ||
Деятельность детей | Деятельность педагога
| Примечание
|
Дети разгадывают загадку.
Дети проговаривают чистоговорки.
Дети передвигаются с «кочки» на «кочку» имитируя лягушек.
Дети разгадывают загадку. Проговаривают скороговорки с заданным темпом.
Дети бегут на носочках, изображая мышку.
Дети разгадывают загадку.
Дети изображают передвижение в ущелье. Дети изображают, как зайчику страшно. Решают проблемную ситуацию «детёныши перепутались»:расставляют детенышей животных и называют мам. У лисенка мама — лисица, У зайчонка мама – зайчиха, У медвежонка, мама – медведица, У волчонка мама – волчица, У бельчонка мама – бельчиха. Ребята посмотрите, все детёныши Дети рассуждают на чём можно перебраться реку. Ответы детей: из дерева или металла, пластмассы. Практическая деятельность детей: дети опытным путём проверяют материалы. Ответы детей: потому, что дерево в воде не тонет. Дети меняют хвосты, объясняют – почему. Отгадывают загадку. Дети собирают картинки животных, определяют ошибки, допущенные художником, исправляют и объясняют. Примерные ответы детей. У лисы нет носа. Это чей нос? (лисий) У белки нет хвоста. Это чей хвост? (беличий) и т.д. Дети разгадывают загадку. Предположительные ответы детей: косолапый, неуклюжий и т.д. Дети надевают кукол, выполняют движения.по показу. Ответы детей : сундук. Дети ищут и находят сундук. Дети начинают искать сказочных героев, находят сундук. Дети выбирают сказочных героев: лягушку, мышку, зайца, лису, волка, медведя, белку, ежа, т.д. Дети называют героев сказки. Ответы детей: они друзья, хотят помочь.
Дети строят теремок.
Дети водят хоровод вокруг теремка.
Дети выбирают роли
| Открываю книгу. Загадываю загадку. Скачет зеленая зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку, И комар и мушка. (лягушка). Достаю героя руковичного театра – лягушку. -Ребята, нам нужно выполнить задание. А-а-а-шире ротик, детвора. У-у-у-спасать лягушку я иду. Са-са-са — будут в сказке чудеса. Ом- ом- ом – через болото мы пройдём. Ти-ти-ти – с нами волшебник не шути. И-и-и-ротик в улыбке растяни. — Чтобы лягушечку спасти, болото нужно перейти.
Перепрыгнем с кочки на кочку как лягушки.
Открываю вторую страницу. Загадываю загадку. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки, боится кошки. (мышка). -Следующее задание. Нам нужно проговорить скороговорку (шёпотом, тихо, во весь голос, громко) -Селa мышкa в уголок, съелa бубликa кусок. — А сейчас мы с вами, как мышки, тихо, тихо на носочках побежим по тропинке. Что же нас ждёт ещё впереди? Открываю третью страницу. Загадываю загадку. Что за зверь лесной Встал как столбик, Под сосной И стоит среди травы – Уши больше головы. (заяц) Эмоционально мотивирую детей на преодоление преграды: высоких гор. -И снова в путь. На пути большая гора! Я вижу узкий проход. Втянули животики, вытянули в струночку и боком протискиваемся в узкий проход. Как струна натянулись все ребята, чтобы пройти. Какие молодцы! -Вот мы оказались на солнечной полянке. Зайчик здесь оказался совсем один, ему очень страшно. Давайте покажем как зайчику страшно.
Открываю магнитную доску, на которой «перепутались детеныши животных». -У каждого животного есть семья, своя мама. Посмотрите, наши детки заблудились, давайте им поможем.
Открываю четвертую страницу. Загадываю загадку. Кто зимой холодной, Ходит злой, голодный. (волк). -Ребята, посмотрите, а у нас на пути широкая река. –Каким способом можно перебраться через речку? -А если мы построим плот? -А из чего можно построить плот?
-Предлагаю проверить, что больше всего подойдет для строительства плота. Давайте выберем. — Вот у нас емкость с водой, представим, что это река. Вот разные материалы. Проверим? -Из какого материала построим плот? Конечно, из дерева. -А почему? — Молодцы и с этим заданием справились. Открываю пятую страницу. Загадываю загадку. Всех зверей она хитрей Шубка рыжая на ней (лиса) -Ребята, в сказочный лес приходил художник. Он нарисовал всех зверей, а их портреты положил в конверты. Давайте, разберем конверты и посмотрим, что у него получилось. -Откройте свои конверты и составьте животное целиком.
Открываю шестую страницу. Загадываю загадку. Летом ходит без дороги (Медведь) -А чем медведь отличается от других животных? Если заяц быстрый, лиса хитрая, то медведь? Открываю красивую коробочку. Достаю театр топотушек. А давайте исправим этот недостаток и научим его ритмично двигаться. Надеваю куклу на пальцы и показываю детям движения пальцев.«Топ-топ, топотушки! —Ребята , все задания мы с вами выполнили, но героев так и не нашли. Что же делать? Посмотрите, в нашей книге ещё одна страничка есть. Давайте прочитаем, что на ней написано: «Коль испытание пройдёшь, героев на сказочной полянке найдёшь!» И рисунок есть, посмотрите! — Как вы думаете, что нам надо искать? -Откроем сундучок и заглянем в него. Ребята , посмотрите да здесь сказочные герои! Посмотрите , как много здесь сказочных героев! А давайте, вспомним, кто их них был в сказке «Теремок» — Как вы думаете, почему эти животные здесь оказались? -Конечно друзья , они пришли помочь построить теремок. -Построим? — Вот какой красивый получился теремок. Вставайте, ребята, в хоровод, будем веселиться. Стоит в поле теремок, Он не низок, не высок, Без веселья, здесь нельзя, В теремке живут друзья! — Ребята в подарок за вашу помощь , сказочные герои дарят вам вот такие раскраски. | Руковичный театр – лягушка
На магнитной доске наглядный материал ( фигуры мам и детёнышей)
Аудиозапись «Шум ручья» Ёмкость с водой, плоты: деревянный металлический. Конверты с разрезными картинками животных
Красивая коробка с театром «топотушек»
На последней странице нарисован сундук. В сундуке с игрушки и конструктор. Аудиозапись «песенка друзей»
В подарок детям раздаются книжки-раскраски «Теремок» |
3. Заключительная часть занятия
| ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание
|
Дети повторяют упражнение «Воздушный шар». Дети высказывают свое мнение о том, что они узнали. Делятся впечатлениями со сверстниками, воспитателем. Активизируют словарный запас слов, размышляют о том, что нового узнали.
| — Молодцы, дети! Понравилось вам путешествовать по сказке? Но пора возвращаться домой. Давайте вернемся в наш воздушный шар, надуем его снова и полетим домой. Повторяется упражнение «Воздушный шар» — Вот мы и вернулись из нашего путешествия. — Вам понравилось? — Что было вам интересно? — Какие задания вам было интересно выполнять? А на прощанье, давайте подарим улыбку друг другу.
|
|