Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21 г. Мурманска
Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе
«Три дочери (татарская сказка)».
подготовила
учитель начальных классов
Сорокина Евгения Валерьевна
г. Мурманск,
2013 г.
Цели урока:
Предметные: определять отличительные особенности сказки; уметь различать виды сказок, уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе ; находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и выполнять анализ произведения.
Метапредметные:
регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ;
познавательные: сравнивать сказки различных видов и народов , выявлять общее и различное;
коммуникативные: осмыслять значение непонятного слова , толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам (коммуникативные).
Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при анализе сказки.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер , экран, модели , карточки для работы в группе, карточки для работы в паре.
Ход урока:
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
— Сегодня на урок литературного чтения пришли гости.
— Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
-Проверьте готовность к уроку:
учебник
карточки с заданиями
словари
Актуализация имеющихся знаний.
— Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением.
— Чтобы определить его жанр, необходимо выполнить задание в группах.
— Приготовьтесь к работе в группе и мысленно вспомните правила работы , здесь вам поможет плакат.( Умей выслушать. Не перебивай. Вырази своё мнение)
-Итак, вам необходимо прочитать отрывок произведения на карточке красного цвета, посовещавшись, определить его жанр и вспомнить название. (даны отрывки разных сказок)
— Прочитайте свой отрывок, кто узнал, что это за строки?
-Докажите , что это сказка.( зачин- начало, тройной повтор, волшебство, добро побеждает зло, есть волшебные предметы, необычные существа, все звери и птицы разговаривают, магические числа)
-К какой группе относится ваша сказка? (народные и авторские)
-А по содержанию? (волшебные, бытовые, о животных).
— Итак, сделаем вывод, какие бывают сказки.
3. Определение темы, постановка учебной задачи.
— Так значит, сегодня мы опять окунёмся в волшебный мир сказки.
-Рассмотрите иллюстрацию. (на иллюстрации изображены девушки)
-Предположите, о чём мы сегодня будем читать.
-Итак, вы предположили, что героями нашего произведения являются дочери, сёстры или какие- то девушки.
-На нашем уроке встретятся и другие герои, которых вы назовёте сами.
-Прочитайте слова 1 –го столбика, что общего? (обозначают признаки)
-Прочитайте слова 2 –го столбика. Что обозначают данные слова? (предметы)
рыжая мама
любящая белочка
—Составьте пары, используя слова из двух столбиков.
— Давайте подумаем, как эти слова могут быть связаны с произведением, которое мы будем читать на уроке.
— В тексте нам встретится мама, значит, наших девочек мы можем назвать? (сёстры)
— А как белочка будет связана с мамой и дочерьми, предположите?
— Если белочка-зверь, который живёт в доме, то какой жанр будет у текста? (рассказ)
— А если белочка-помощница, которая наверняка умеет говорить, то это … (сказка)
-Это наши предположения.
-Давайте представим, что мы с вами художники- оформители детских книг и нам дали задание: создать модель обложки.
— Мы уже выяснили, что сегодня будем читать? (сказку)
-Что ещё мы должны узнать про сказку? (название, автора)
-Так определите название сказки и её автора.
На доске:
акзаксяаксрататиречодирт
— А как вы догадались? (прочитали наоборот)
-Итак, как называется произведение, с которым мы будем работать?
-Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?
( определить цели работы)
— Ваши предложения, с чего начнём работу?
— Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю план работы над произведением.
( прочитать произведение, познакомится и охарактеризовать главных героев, выяснить основную мысль, высказать своё отношение)
4. «Открытие нового знания»
— Начнём читать сказку, обращая внимание на непонятные слова .
— Кто догадался, какие слова нам встретятся? На доске:
Т.з, .рм.рк., х.лс.
— 1 группа отыскивает в словаре 1 слово, 2 группа- 2 слово, а 3 группе достаётся
слово?
— Зачитываем значение слов.
— Закройте словари. Итак, что такое «таз»? «ярмарка»?, «холст»?
Таз — широкий и неглубокий большой круглый, чаще всего металлический сосуд.
Ярмарка — большая торговля, с увеселениями, гуляниями, развлечениями.
Холст — льняная ткань, обычно ручной выделки.
— Давайте проверим наши предположения и начнём читать сказку.
— Откройте учебник на с. 19
— Текст читает подготовленный ученик.
— Оправдалось ли наше предположение?
— Кто понравился в сказке?
— Почему эту историю можно назвать сказкой?
— Я думаю, что в конце урока вы дополните свой ответ.
— Да, эту историю можно назвать сказкой, здесь есть волшебство и условности, о которых мы сегодня поговорим.
— Но перед такой важной работой наберёмся сил.
Физминутка
— Руки к верху поднимаем, а теперь их опускаем,
— На носочки станем, выше, а теперь опять пониже.
— Черепашка раз и два, прыгнем выше, детвора.
— Сколько белочек весёлых, столько сделаем наклонов.
— Приседайте столько раз, сколько паучков у нас.
5. Реализация построенного проекта
— Начинаем читать, выделяя главных героев и устанавливая их связь (1 часть- по абзацу)
— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?
— Чем занималась женщина?
— Найдите в тексте словами , которые доказывают, что она очень много работала.
— Найдите и прочитайте описание дочерей.
— В этом произведении проявляется ещё один важный признак сказки – герои одинаковы внешне.
— Прочитайте , как случилось, что мать оказалась одна.
— Давайте украсим нашу книгу рисунком. Каких героев мы должны изобразить?
— Продолжим читать дальше (2 часть- про себя)
— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?
— Как вы думаете, почему именно к белочке обратилась мать с просьбой?
— Каким тоном разговаривала мать с белочкой, выберите в тексте нужные прилагательные.
Мать -добрым, ласковым (на доску в таблицу)
-Продолжим оформительскую работу. Каких героев мы должны изобразить на следующей странице?
— Продолжим читать сказку (3 часть- жужжащее чтение)
— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?
— Что ответила Старшая дочь белочке?
— Как поступила белочка со Старшей дочерью?
— Почему так жестоко поступила с ней рыжая Белочка?
— Как разговаривала Старшая дочь с белочкой?
— Найдите в тексте глагол, который определяет тон белочки со Старшей дочерью?
— Итак, как же белочка говорила со Старшей дочерью?
Старшая дочь — безразлично.
Белочка — рассержено (на доску в таблицу)
— Что нарисуем сейчас?
— Читаем дальше ( 4часть – по цепочке)
— Кто главные герои и какова их взаимосвязь?
— Почему Средняя дочь отказала Белочке?
— Что случилось со Средней дочерью, прочитайте?
— Как разговаривала Средняя дочь с белочкой?
Средняя дочь — занятым.
Белочка — со злостью (на доску в таблицу)
— Посоветуйте, что изобразить на следующей странице?
— Прочитаем, чем закончилась сказка? ( по абзацу )
— Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями главных героев)
— Предложите вопросы , которые вы хотели бы задать товарищам после чтения данной части.
— Изменился ли тон белочки при общении с Младшей дочерью?
— Почему Младшая дочь ничего не ответила Белочке?
Белочка — ласково, по — доброму
— Почему все любили младшую дочь долгие годы?
— Что с ней произошло?
— Люди издавна верили в загробную жизнь, что душа человека после смерти переселяется в другие существа.
— И какой рисунок теперь украсит нашу книгу?
— Давайте же вспомним, в кого же превратились дочери? (составляем пары слов)
— А ведь не случайно девушки превратились в такие существа.
— А как вы думаете, почему именно в пчёлку превратилась Младшая сестра?
— Выберите только те прилагательные, которые характеризуют двух старших сестёр. (На доске даны прилагательные: любящие, эгоистичные, добрые, злые, отзывчивые и т.д.)
— Справедливо ли поступила белочка?
— А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история?
— К сожалению, это так. Мать своим трудом и заботой вырастила дочерей и сделала счастливыми. И то, что дочери выросли разными людьми, тоже правдоподобно. В жизни тоже так бывает, одни люди добрые и отзывчивые, а другие чёрствые и эгоистичные.
— А как вы думаете, могли бы старшие дочери помочь матери?
-А как вы бы поступили на месте дочерей?
— Чему учит сказка?
— Эту сказку написал татарский народ, но она очень похожа на наши народные сказки, и не только по общим чертам , присущим каждой сказке, но и общим проблемам, о которых мы сейчас говорили. Доброе отношение к людям, матери всегда волновали людей, независимо от национальности.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
А сейчас вы поработаете в парах.
-К нашему уроку я подобрала пословицы. Ваша задача- составить пословицы и попытаться объяснить их смысл.
(Нет лучшего дружка, чем родимая матушка. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. При солнышке светло, при матери добро.)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Предлагаю вам план рассказа. Откройте конверты. Обсудите в группе , с чем вы не согласны.
Деформированный план: 1.Отказ Старшей дочери.
2.Болезнь матери.
3.Золотая пчёлка.
4.Превращение Средней дочери.
Включение в систему знаний и повторения.
— А теперь представьте, что мы будем читать сказку по ролям.
— Скажите, сколько героев из сказки нам предстоит озвучить?
(мать, белочка, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь — слов не говорит, но есть ещё автор)
-За кого мы будем читать ( 1 ребёнок у доски)
добрым, ласковым
безразличным
занятым
рассержено, со злостью, ласково, по — доброму
спокойно, выразительно
— Обсудите в группе, слова какого персонажа являются самыми важными и
прочитайте с нужной интонацией.
9. Итог урока. Рефлексия
— Теперь проверим, выполнили ли мы цели работы, намеченные в начале урока .
(Дети зачитывают план и отвечают)
— Какая красивая у нас получилась книга.
— А на последней странице мне хочется написать: Сказка ложь, да в ней ….?
— Сегодня многие ребята показали себя внимательными и успешными читателями.
— Кому бы вы сегодня из своих товарищей сказали бы спасибо?
— Я с вами согласна. Оценки. И я хочу вам сказать спасибо за урок.
— Сегодня вы выбираете домашнее задание по душе. В первом конверте задание сложное, но творческое, интересное, во втором конверте задание полегче. (пересказ от лица белочки или чтение по ролям)
Список использованной литературы
1. В.Ю. Свиридова Литературное чтение: 1-2 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя. -Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011).
2. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
3. В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012).