Рабочая программа по литературе Коровина 6 класс ФГОС 102 часа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

МО «Завьяловский район» Удмуртской Республики



Принята на заседании

педагогического совета

«28» августа 2014 г.

Протокол № 1

Составлена на основе требований федерального государственного стандарта

УТВЕРЖДЕНА

приказом от 28.08.2014 г.№ 160

Директор школы

____________/Мамонтова Г.В./










Рабочая программа

по литературе

6 класс








Составитель: Егорова Светлана Владимировна,

учитель I квалификационной категории


Рецензент: Каретина Алевтина Леонидовна,

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «Каменская СОШ»











д. Каменное, 2014

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по русской литературе для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования», примерной программы основного общего образования «Литература» и авторской программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, Н.В.Беляевой/ издательство «Просвещение», 2011 года.

Актуальность изучения предмета

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Важнейшее значение в формировании духовно-богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи литературы с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Основные цели учебного предмета

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами(постижения смыслов заложенных в художественном тексте (или в любом другом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.)

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Данная программа составлена для учащихся 6-а класса, класс — общеобразовательный, уровень освоения знаний — базовый. Обучение ведется по учебнику «Литература» для 6 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях с приложением на электронном носителе (фонохрестоматия)/ В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин – М.: Просвещение, 2012 год, входящему в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации на 2014-2015 учебный год. Дополнительно к учебнику прилагается рабочая тетрадь «Литература» в 2-х частях автора Р.Г.Ахмадуллиной для дополнительных заданий.

Основная форма организации учебного процесса является урок, на котором применяются варианты индивидуального, группового и коллективного способа обучения. Используются такие формы обучения на уроке: групповая, в паре, коллективное творческое дело. Использую в работе педагогические технологии: технология критического мышления, ИКТ -технологии, игровые технологии, проектная деятельность. Формами контроля на уроке являются: сочинения, анализ произведения, пересказ, выразительное чтение стихотворения, устное сообщение с презентацией, работа по созданию компьютерных презентаций, иллюстрации к прочитанным произведениям, тесты. Результаты деятельности учащихся оцениваются по критериям. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология»учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов

Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы добра и зла, жестокости и милосердия, великодушия, роль и значение книги в жизни человека и т.д.В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем. В 6 классе— художественное произведение и автор, характеры героев.

В рабочей программе курс литературы представлен разделами:


  • Устное народное творчество.

  • Древнерусская литература.

  • Русская литература XVIII в.

  • Русская литература первой половины XIX в.

  • Русская литература второй половины XIX в.

  • Русская литература первой половины XX в.

  • Русская литература второй половины XX в.

  • Литература народов России.

  • Зарубежная литература.Обзоры.

  • Сведения по теории и истории литературы.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения ФГОС, в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение учебного предмета «Литература» в 6 классе в Федеральном базисном учебном плане отведено 102 часа или 3 часов в неделю на 34 учебные недели, что соответствует учебному времени выделенному в обязательной части учебного плана ОУ на 2014-2015 учебный год.

Результаты освоения предмета


Предметные результаты:

  • адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

  • знание изученных текстов;

  • обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

  • знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой, имя героя, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка).

  • овладение техникой составления разных типов плана;

  • овладение различными способами пересказа;

  • обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирования;

  • умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;

  • умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.

  • знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

  • умение давать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

  • умение создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;

  • осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • умение свои действия соотносить с планируемыми результатами;

  • умение правильно оценивать выполнение учебной задачи;

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения;

  • умение создавать и организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать в парах, в группе;

  • аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • формировать свои способности в использовании ИКТ.

Личностные результаты:

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, Отечеству, чувство гордости за свою страну;

  • формирование ответственного отношения к своему учению;

  • формирование доброжелательного, осознанного. уважительного отношения к другому человеку;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, и в различных видах деятельности.

Содержание учебного предмета

Разделы/ содержание

Количество часов

Формирование УУД

1. Введение.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

1

Познавательные:

Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

Умеют заменять термины определениями. Структурируют знания.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля.

Выделяют и формулируют проблему.

Строят логические цепи рассуждений.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст.

Регулятивные:

Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия.

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Оценивают достигнутый результат.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные:

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Умеют создавать связный текст.

Демонстрируют способность к эмпатии.

Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Умеют представлять конкретное содержание в устной форме.

Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе.

Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждают их.

Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Планируют общие способы работы.

Обмениваются знаниями между членами группы Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения.

Учатся управлять поведением партнера — контролировать, корректировать и оценивать его действия.


Личностные:

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.

Знание основных принципов и правил отношения к природе.

Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.

Знание основных принципов и правил отношения к природе.

Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий.

Уважение истории, культурных и исторических памятников.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Уважение личности и ее достоинства.

Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны.

Гражданский патриотизм.

Выбор дальнейшего образовательного маршрута. Уважение личности и ее достоинства.

Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

Уважение ценностей семьи.

Освоение личностного смысла учиться.

Готовность к равноправному сотрудничеству

Позитивная моральная самооценка.

Оптимизм в восприятии мира.

Чувство гордости при следовании моральным нормам.








УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

2

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

3

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА

Русские басни. Иван иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставленье труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка 18 века.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание.

3

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

45

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

«Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.


Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла…», «Опять незримые усилья…», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния)

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмот­ри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы…».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы, развитие представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления)

29

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины…»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь…»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Василий Макарович Шукшин. Слово описателе. Рассказ «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских герое -чудиков, правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОСИИ

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книги в жизни человека.

5

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

14

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот»

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).Теория литературы. Притча

ВСЕГО ЧАСОВ:

102



Поурочное планирование


урока

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Контроль знаний

Примечание


Введение (1 час)

Художественное произведение. Содержание и формы. Автор и герой.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Изучают содержание параграфа учебника, работают с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия «сюжет», «образ», композиция»), работают в парах, выразительное чтение отрывков текста

Мини-сочинение «Гимн любимой книге


Устное народное творчество (2 час)

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Самостоятельно работают с жанрами фольклора, заполняют таблицы «Жанры УНТ в обрядовом фольклоре»

Проект . Описание обряда, защита презентации



Пословицы, поговорки, загадки

малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Работают в группах по заданным текстам, письменное сочинение по пословице, коллективное обсуждение домашнего задания

Сочинение по пословице

выполнить задание в рабочей тетради


Из древнерусской литературы (3 часа)

Древнерусская литература — расцвет летописания

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Самостоятельно читают текст в учебнике, пересказывают подробно по тексту

Выполнить задания в рабочей тетради


Русская летопись. «Повесть временных лет»-историческая энциклопедия.

Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Выразительное чтение произведения, поиск незнакомых слов, определение их по словарю, устные ответы на вопросы

устный опрос


«Сказание о белгородском киселе». Отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости)

Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Характеризуют героев ДРЛ, чтение произведения в парах, пересказ 3 лица

устный опрос


Из литературы 18 века (3 часа)

Литература 18 века. Русские басни.


Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставленье труда и безделья. Присвоение чужих заслуг.


Рассказывают о жанре БАСНЯ (индивидуально), работают с теоретическим материалом на тему «Басня», выразительное чтение басен, характеристика героев басен

Сообщения на темы: «Русские басни»,

«Первые баснописцы: Эзоп и Лафонтен», «Первый русский баснописец И.А.Крылов»


И.И.Дмитриев. Слово о баснописце . «Муха». Противопоставление труда лени и безделью.

Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка 18 века.

Показывают презентации о баснописце (индивидуально), чтение басен, формулирование вопросов к текстам, участие в коллективном диалоге

Отзыв о басне


Р/Р Сочиняем басню.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание.

Сочиняют басню в группах



Из литературы 19 века ( 45 часа)

И.А.Крылов. Рассказ о баснописце.

Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага..


Занимаются поиском сведений о писателе с использованием справочной литературы, сети Интернет. Устно рассказывают о писателе, выразительное чтение басен, анализ

Учить наизусть.

Инсценировки басен по группам.

письменный ответ на вопрос «Какие человеческие пороки осуждает автор?»


«Осел и Соловей»-комическое изображение невежественного судьи.


Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

«Листы и корни», «Ларчик»-пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна

Р/Р Творческий практикум. «Сочиняем современную басню».

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Сочиняют новую басню, распределяют роли

Проект «Басня на новый лад»


Р/Р Творческий практикум. «Сочиняем современную басню».



Творческий практикум. Защита презентаций


Выступают с презентациями, сочинениями



Творческий практикум. Защита презентаций


Художественный мир А.С.Пушкин. Слово о поэте.

Краткий рассказ о писателе.

«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

Занимаются поиском сведений о поэте с использованием справочной литературы, сети Интернет. Устный рассказ о писателе, выразительное чтение стихотворений


Чтение наизусть


Стихотворение «Пущину». Светлое чувство дружбы.

«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

Выразительно читают стихотворения, устные ответы на вопросы в учебнике, анализ стихотворения

Анализ стихотворения (письменно)


Стихотворение А.С.Пушкина «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

«Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

Выразительно читают стихотворения, подбор примеров из текста, иллюстрирующих понятия «эпитет», «сравнение», «олицетворение»



А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро», «Зимняя дорога»

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

Выразительно читают стихотворения, подбор примеров из текста, иллюстрирующих понятия «эпитет», «сравнение», «олицетворение»

Учить наизусть

художественный анализ стихотворения (на выбор)


Внеклассное чтение по повести А.С.Пушкина «Барышня -крестьянка»

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

Анализируют стихотворение по заданному плану.



А.С.Пушкин. Роман «Дубровский» Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский

Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров.

Анализ эпизода о двух помещиках.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). .

Выразительно читают эпизоды романа, описание героев, заполняют таблицы «Характеристика Троекурова и Дубровского»



Творческий практикум. Размер, ритм, рифма стихотворений

Стихотворное послание (начальные представления)

Разбирают стихотворения, работают в группах



А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке»

Читают информацию в учебнике, конспект



Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности

Образы крестьян в повести

Читают эпизоды романа, пересказывают от 3 лица, работают в группах, ответы на вопросы

Тест


Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности

Образы крестьян в повести

составляют письменную характеристику Владимира Дубровского

Подробный пересказ эпизода встречи отца и сына


Романтическая история любви Владимира и Маши.

Анализ эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского»

Отвечают устно на вопросы с использованием цитирования текста романа, участие в коллективном диалоге

Описание жизни героев до встречи, от 1 лица


Авторское отношение к героям

Образ повествователя и автора




Обобщение по теме «Дубровский».

Понятие «открытый финал»

Отвечают на вопросы по тексту, анализируют эпизоды



Классное сочинение по роману «Дубровский»?»



Дают письменный ответ на поставленный вопрос

Сочинение (на выбор тема) продолжение романа


М.Ю.Лермонтов . Жизнь и творчество поэта

Краткий рассказ о поэте


Осуществляют поиск материалов о творчестве и биографии поэта, устный рассказ о поэте. Выразительно читают стихотворение, прослушивание фонохрестоматии

Наизусть стихотворение


М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Тучи»

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.

Выполняют устный и письменный анализ стихотворений по заданному плану

Анализ стихотворения «Тучи»


М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы»

«Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Выразительно читают , прослушивают фонохрестоматиию, отвечают на вопросы учебника, диалоговое общение



Творческий практикум.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Работают в группах



Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес»

«Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Выразительно читают стихотворения, прослушивают фонохрестоматии, отвечают устно на вопросы в учебнике



Классное Сочинение по стихотворениям М.Ю.Лермонтова. «Мое любимое стихотворение»


Подбирают стихотворения, примеры из текста, иллюстрирующих изобразительно-выразительные средства, написание сочинения

Сочинение


Творческий практикум. Анализ стихотворения «Тучи»


Анализируют стихотворение по заданному плану вместе с учителем



И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл расказов «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг»

Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг».

Занимаются поиском материалов о творчестве и биографии писателя,составляют устный рассказ о писателе

Тест по рассказу


Образы мальчиков, их духовный мир в рассказе «Бежин луг»

Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность.

читают эпизоды, работают с текстом, подбирают слова, характеризующие мальчиков, заполняют таблицу «характеристика героев2

Характеристика мальчиков устная


Значение описания пейзажа в рассказе «Бежин луг»

Роль картин природы в рассказе.

Выразительно читают эпизоды о природе, ищут слова, иллюстрирующие изобразительно-выразительные средства, дают развернутый ответ на вопрос



Классное сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»



Выбирают темы сочинения, подбирают слова, эпизоды из текста. Готовят пересказ подробный понравившегося эпизода.

сочинение


Классное сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»




Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Анализ стихотворения «Неохотно и

несмело»

Рассказ о поэте.

Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта.


Занимаются поиском материалов о творчестве и биографии поэта, составляют устный рассказ о поэте

Чтение наизусть стихов Ф.И.Тютчева


Р/р Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева « С поляны коршун поднялся…»

Стихотворения «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Анализируют стихотворения по плану



А.А.Фет. Жизнь и творчество. Художественный мир поэта.

Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Опять незримые усилья…», «Еще майская ночь», . Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Занимаются поиском материалов о творчестве и биографии поэта, составляют устный рассказ о поэте

Наизусть стихотворение по выбору, анализ


Анализ стихотворения А.Фета «Учись у них…».

«Учись у них — у дуба, у березы…» Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Анализируют стихотворения по плану, участвуют в обсуждении, в диалоге

Анализ стихотворения


Жизнь и творчество Н.А.Некрасова. Историческая поэма «Дедушка».

Краткий рассказ о жиз­ни поэта.

Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния)

Читают биографию писателя в учебнике, составление устного пересказа текста в парах, запись незнакомых слов



«Железная дорога». Картины подневольного труда.

На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.




Н.С.Лесков «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе».

Краткий рассказ о писа­теле.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).

Просматривают презентации о писателе, чтение сказа по частям, составление плана сказа

План сказа


Гордость писателя за народ. По сказу Н.С.Лескова «Левша»

Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.




А.П.Чехов . Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия.

Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

читают биографию писателя в учебнике, составление устного пересказа текста в парах, запись незнакомых слов

Устный опрос, выписать все псевдонимы А.П.Чехова


Внеклассное чтение. Юмор и сатира в рассказах Чехова. «Лошадиная фамилия»


Слушают рассказ по фонохрестоматии, участвуют в диалоге по вопросам к рассказу

Устный опрос


Родная природа в стихотворениях Е.Баратынского, Я.Полонского, А.Толстого

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмот­ри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы…».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе..


Знакомятся с поэтами по учебнику, читают их биографии, выразительное чтение стихов

Наизусть стихотворение


Урок-экскурсия по родным местам своей деревни.

Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике Теория литературы. Лирика как род литературы, развитие представления).

Просматривают презентации, фото-презентаций, рассказывают о красивых местах своей деревни

Презентация о родной природе

21.01

Из русской литературы 20 века ( 11часов)

А.И.Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». Образ главного героя.

Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя.


Составляют конспект статьи в учебнике, чтение рассказа, работают в парах, диалог

Сжатый пересказ текста произведения

23.01


Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»

Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления)

Составляют тезисный план рассказа, пересказ эпизодов по плану, диалог

План устного пересказа


А.П.Платонов Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Чтение биографии писателя в учебнике, составление устного пересказа текста в парах, записывают незнакомые слова

Презентация о жизни и творчестве писателя (по группам)


«Ни на кого не похожие герои Платонова». Вера в человека.


В парах обсуждают проблемный вопрос, письменно отвечают на вопрос, чтение ответов по желанию

Развернутый письменный ответ на поставленный вопрос


Внеклассное чтение. Рассказы детского писателя Леонида П «Честное слово»


Слушают рассказ, участвуют в диалоге



Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.Грина «Алые паруса»

Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести.

Читают текст в учебнике, заполняют таблицы «Жанровые особенности феерии», составляют план для пересказа эпизодов.

Тест на восприятие и понимание


7.02

Душевная чистота главных героев в повести «Алые паруса»

Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Участвуют в групповой работе, дают характеристику героев по плану


10.02

Р/Р Творческая работа. «Мои мечты»


Творческая мастерская — работа в группах


12.02

Произведения о Великой Отечественной войне — 18 часов

К.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стихотворениях о войне

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины…»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь…»;.

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Занимаются поиском информации в учебнике о поэте. Выразительно читают стихотворения, отвечают на вопросы

Чтение наизусть стихотворений о войне

14.02

Д.С.Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине во время военных испытаний

«Сороковые»

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Читают выразительно стихотворения, отвечают на вопросы, работают с текстом в парах


17.02

Классное сочинение о войне 1941-1945 г.г.


Просмотр фильма, диалоговое общение

Проект — презентация «Дети- герои Великой Отечественной войны»

19.02

В.П.Астафьев. Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой».


Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга.


Работают с текстом. Подбирают примеры из текста, показывающий быт сибирской деревни, выразительное чтение отрывков рассказа, устные ответы на вопросы


Отзыв на актерское чтение


Яркость и самобытность героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Работают с текстом. Подбирают примеры из текста, показывающие быт сибирской деревни, выразительное чтение отрывков рассказа, устные ответы на вопросы

Контрольная работа по рассказу «Конь с розовой гривой» ( тест)


Отвечают на тестовые задания

Тест


В.Г.Распутин. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени.

Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.


Читают текст, работают с эпизодами, составление устного пересказа от 1 лица




Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика.

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Анализируют эпизоды рассказа, прослушивание аудиозаписи отрывка из текста, ответы на вопросы в учебнике

«Древо предсказания»


Урок-фильм по рассказу В.Распутина


Просмотр отрывков фильма,обсуждение в группах, диалог



Р/р подготовка к сочинению по повести В.Распутина «Нравственный выбор моего ровесника»


Выбирают эпизоды для сочинения, написание сочинения

Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника»


Н.Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние». Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.


Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Изучают содержание параграфа учебника, выразительно читают стихи, работают с текстами стихотворений

Наизусть стихотворение


художественный анализ стихотворений (контрольная)


С.Есенин. «Мелколесье…», «Пороша»; А.Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».А.Ахматова « Перед весной бывают дни такие…»

Чувство любви к родной природе и родине.

«Летний вечер», «О, как безумно за окном…» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Составляют тезисный план по эпизодам, работают в группах над вопросом «Функции мифологических образов в современной литературе»

Устный опрос


Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».





81-82

В.М.Шукшин. «Срезал», «Критики». Человеческая открытость миру.

Слово описателе. Рассказ «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских герое -чудиков, правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

изучают содержание текста в учебнике, письменно отвечают на вопрос «Каковы особенности характера героев В.Шукшина?»

Устный опрос


Из литературы народов России (5 часа)

83-84

Из литературы народов России . Г.Тукай. Слово о татарском поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине.

Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книги в жизни человека.

Просмотр презентации о творчестве поэтов (индивид.задание) Татарстана, чтение стихотворений, работа по вопросам

Устный опрос


85

К.Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Тема бессмертия народа, нации пока живы его традиции.

Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Просмотр презентации о творчестве поэта (индивидуальное задание) чтение стихотворений, участие в диалоге

Устный опрос


86-87

Поэты Удмуртии . «И для меня бы не было России без маленькой Удмуртии моей!»

Флор Васильев, Олег Четкарев, Олег Поскребышев — о родно крае

Участвуют в Литературно-музыкальной композиции «О тебе, моя Удмуртия!»

Проект. «Поем о тебе, Удмуртия!»


Из зарубежной литературы ( 14 часов)

88

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».


Читают информацию в учебнике, просмотр презентации о подвигах Геракла, пересказ 1 подвига

Устный опрос


89

Геродот. «Легенда об Арионе»

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Читают информацию в учебнике, просмотр презентации, диалоговое общение



90

Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Понятие о героическом эпосе.

Обзор Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

знакомятся с поэмами через прочтение в учебнике информации, просмотр фильма о Гомере

Устный опрос


91-92

Мигель де Сервантес Сааведра Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот»

Рассказ о писателе. Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы

Читают информацию из учебнике, слушают чтение текста произведения, отвечают на вопросы, диалоговое общение



93

Фридрих Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка»

Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Читают произведения, поиск незнакомых слов, перевод, участие в диалоге

Выразительное чтение баллады


94

Внеклассное чтение «Робин Гуд — предводитель шайки разбойников»


Слушают баллады, смотрят фильма о Робин Гуде



95-96

П.Мериме Новелла «Маттео Фальконе»

Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистческое воплощение.

Изучают биографию писателя, читают произведения, участие в диалоге, подбор эпизода для анализа

Устный опрос,


Развернутый ответ на поставленный вопрос


97

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.




98

Итоговая контрольная работа за курс литературы 6 класса


Выполняют контрольную работу

Контрольная работа (приложение )


99-100

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».- философская сказка и мудрая притча

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность.

Изучают биографию писателя, чтение произведения, участие в диалоге, слушание музыки «Маленький принц», просмотр мультфильма

Создание иллюстрации к понравившимся эпизодам сказки


101

Внеклассное чтение.

Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).




102

Итоговый урок «Путешествие по стране Литературии».


Участвуют в диалоге по изученным темам, свободное говорение

Задания для летнего чтения.



Творческие и контрольные работы учащихся


№ урока

Тема урока

Вид контроля

2

Обрядовый фольклор. Пословицы, поговорки, загадки

Сочинение по пословице

13

Р/Р Творческий практикум. «Сочиняем современную басню».

Сочинение басни

20

Творческий практикум. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер»

Художественный анализ стихотворения (письменно)

30

Р/Р Сочинение по роману «Дубровский»?»

Сочинение

37

Р/Р Сочинение по стихотворениям М.Ю.Лермонтова. «Мое любимое стихотворение»

Сочинение в свободной форме

42-43

Творческий практикум. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»

Анализ сочинений.

Сочинение

49

Н.С.Лесков «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Гордость писателя за народ.

Тест

62

«Ни на кого не похожие герои Платонова». Вера в человека.

Развернутый ответ на вопрос «Кому нужна моя помощь?»

72

Контрольная работа по рассказу «Конь с розовой гривой» ( тест)

Тест (приложение)

76

Р/р Подготовка к сочинению по повести В.Распутина «Нравственный выбор моего ровесника»

Сочинение «Нравственный выбор моего ровесника»

77

Н.Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние». Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Художественный анализ стихотворения

96

П.Мериме Новелла «Маттео Фальконе»

Сочинение -рассуждение на поставленный вопрос

98

Итоговая контрольная работа за курс литературы 6 класса

Контрольная работа




Проектная деятельность учащихся


Наименование работы

Тема урока

Результат

1

«Обрядовый фольклор»

Устное народное творчество «Обрядовый фольклор»

Проект — презентация- защита

2

«Басня на новый лад»

Басня

Проект- сочинение современной басни

3

«Древо предсказания» по повести В.Распутина «Уроки французского»

Душевная щедрость учителя и ее роль в жизни мальчика

«Древо предсказания» (на листе А-4)

4

«Дети — герои Великой Отечественной войны»

Д.С.Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине во время военных испытаний

Проект-презентация — защита

5

«Поем о тебе, Удмуртия!»

Стихотворения поэтов о родном крае

Проект. Литературно-музыкальная композиция

Критерии оценки знаний учащихся


При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.

4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В связи с этим:

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.


Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе (100 вопросов) критерии оценок следующие:

«5» — 90 – 100 %;

«4» — 78 – 89 %;

«3» — 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Оценка творческих работ

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия тема;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

  • При оценке речевого оформления учитываются:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

  1. правильное оформление сносок;

  2. соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

  3. реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

  4. широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;

  5. целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка5ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка4 ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка3 ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка2ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Оценка дополнительных заданий

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:

— “5” – если все задания выполнены;

— “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;

— “3” – за работу, в которой правильно выполнено не менее половины работы;

— “2” – выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий.



Перечень учебно-методического обеспечения.


Авторская программа

Для учителя

Для ученика

Интернет-ресурсы:

Наглядные пособия, медиа ресурсы


Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред.В.Я.Коровиной


Учебник

Литература 6 кл. в2 ч. /авт.-сост. В.П.Полухина и др. – М.: Просвещение, 2012

Шадрина С.Б. — Литература. 6 класс. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной, 2013


Трунцева Т.Н. «Рабочая программа по литературе 6 класс» к УМК В.Я.Коровиной, 2013


В.А.Малюгина «Игровые уроки по литературе 6 класс», Вако, 2009


В.П.Полухина «Читаем, думаем, спорим…» 6 класс,просвещений, 2013


Черкезова М.В. «Проблемы преподавания русской литературы в инокультуной среде», 2007


Н.Ю.Кадашникова

«Уроки литературы: организация контроля и творческая работа»,изд.Учитель 2007

В.П.Полухина «Читаем, думаем, спорим…» 6 класс,просвещений, 2013


А.В.Кудинова «Домашняя работа по литературе» к учебнику В.П.Полухина,

В.Я.Коровиной


М.Б.Ганженко «Доклады по литературе 6 класс»,-М.: Экзамен, 2013


www.wikipedia.ru — Универсальная энциклопедия «Википедия»

www.krugosvet.ru — Универсальная энциклопедия «Кругосвет»

www.slovari.ru — Электронные словари

www.feb-web.ru — фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

www.myfhlogy.ru — Мифологическая энциклопедия

портреты писателей, презентации


электронное приложение к учебному пособию Литература 6 кл.

в 2 ч. /авт.-сост. В.П.Полухина и др.]. – М.: Просвещение, 2012


Наглядное пособие к интерактивным доскам с тестовым заданием «Литература» 5-9 классы, «Экзамен», 2013


DVD к/ф «Уроки французского», «Левша», «Барышня-крестьянка», «Дубровский»


Рецензия

на программу по русской литературе для 6-а класса,

составленную учителем первой квалификационной категории МБОУ «Каменская СОШ»

Егоровой Светланой Владимировной

Рабочая программа по русской литературе для 6-а класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования», примерной программы основного общего образования «Литература» и авторской программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, Н.В.Беляевой/ издательство «Просвещение», 2011 года.

Обучение ведется по учебнику «Литература» для 6 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях с приложением на электронном носителе (фонохрестоматия)/ В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин – М.: Просвещение, 2012 год, входящему в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации на 2014-2015 учебный год.

В программе четко прописаны требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по литературе: личностные, метапредметные, предметные, а также уровень ЗУН, которыми должны обладать выпускники 6 класса.

В календарно-тематическом планировании имеются все разделы, соответствующие положению о рабочей программе учителя. Содержание поурочном плане полностью отражено. Отдельно вынесены проектные работы, творческие и контрольные работы.

Считаю, что данная рабочая программа соответствует современным требованиям по разработке рабочих программ и может быть использована в качестве действующей рабочей программы.

Рецензию составил

руководитель ШМО русского языка и литературы

МБОУ «Каменская СОШ»,

учитель высшей квалификационной категории

Каретина А.Л. _______ / __________/


ПРИЛОЖЕНИЕ

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ( 6 класс)

ВАРИАНТ 1

  1. Пословица – это :

1.краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

2.краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

3.выражение насмешки.

  1. Какой из этих размеров стиха является двусложным:

1)дактиль, 2) ямб, 3) анапест?


  1. Назовите имя русского баснописца:

  1. М.В.Ломоносов

  2. В.А.Жуковский

  3. И.И.Дмитриев

  4. А.П.Платонов


  1. Произведение А.С.Пушкина «Дубровский»:

  1. Это повесть

  2. Это рассказ

  3. Это роман

  4. Это новелла

  1. Тема рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» :

1.встреча одноклассников

2.неравноправие людей

3.приспособленчество

  1. Назовите стихотворение М.Ю.Лермонтова:

  1. «Зимнее утро»

  2. «Узник»

  3. «И.И.Пущину»

  4. «Три пальмы.»

  1. От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:

  1. От лица самого Тургенева

  2. От лица охотника

  3. От лица крестьян

  4. От лица помещиков.

  1. Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:

  1. Автор, который повествует о событиях

  2. Крестьянские дети

  3. Взрослые крепостные крестьяне

  4. Помещики

  1. Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

  1. А.А.Фет

  2. Ф.И.Тютчев

  3. А.С.Пушкин

  4. М.Ю.Лермонтов.

  1. Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:

  1. Дубровский и Маша

  2. Сильвио и графиня Б..

  3. Грей и Ассоль

  4. Ромео и Джульетта


11. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1)П. Мериме а) « Железная дорога»

2) В.Г. Распутин б) «Уроки французского»

3) А.С. Пушкин в) «Барышня-крестьянка»

4) Н.А.Некрасов г) «Маттео Фальконе»


12.Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

2) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван…»

3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени…»


13. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1) Марья Кириловна а) «Дубровский»

2) Грэй б) «Кладовая солнца»

3) Настя и Митраша в) «Алые паруса»

4) Лидия Михайловна г) «Уроки французского»


14. Какой художественный приём использует автор:

Неохотно и несмело

Солнце СМОТРИТ на поля…..( Ф.И.Тютчев)


15. Какой художественный приём использует автор:

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит… (Н.А. Некрасов)


16. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1- «Уроки французского»

2- «Кладовая солнца»

3- «Тринадцатый подвиг Геракла»

4- «Срезал.»


17 Кто автор «Илиады»:

1- Гомер

2- Софокл

3- Еврипид

4- Аристофан


18. Выберите определение, соответствующее понятию «Аллегория»:

1) построение художественного произведения;

2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты






ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ( 6 класс)

ВАРИАНТ 2

1. Поговорка- это

1.меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

2.вид художественного произведения

3.сказания, передающие представления древних народов о мире.

2. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:

1.хорей

2. амфибрахий

3. Ямб

3. . Определите жанр произведения Н.С.Лескова «Левша»:

1.Сказка, 3. сказ

2. притча, , 4. рассказ.

4.Тема стихотворения « Железная дорога»

Н.А. Некрасова:

1.любовь к Родине

2. быт и нравы крестьян при крепостном праве

3.тяжелый труд крепостных

5.Назовите имя русского баснописца:

1- И.И.Дмитриев

2- В.А.Жуковский

3- А.А.Блок

4- В.М.Шукшин

6. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

1- «Тринадцатый подвиг Геракла»

2- «Маленький принц»

3- «Уроки французского»

4- «Срезал»

7.Повествование в произведении « Кладовая солнца» ведется от лица:

1. Митраши 3.Насти

2.геологов 4.жителей деревни

8.Произведение Грина «Алые паруса» относится:

1- К романтическим произведениям

2- К реалистическим произведениям

3- К фантастическим произведениям

4- К приключенческим произведениям.

9. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1. А.П.Чехов а. «Дубровский»

2.А.С.Пушкин б. « Толстый и тонкий»

3. В.М.Шукшин в. « Бежин луг»

4. И.С.Тургенев г. « Срезал»

10. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.


1) «……была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы……отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки….»

2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая…..до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…»

3) «…..воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».


11. Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:

1- А.С.Пушкин

2- А.А.Фет

3- Ф.И.Тютчев

4- М.Ю.Лермонтов.

12. Главные герои произведения А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»:

1- Дубровский и Маша

2- Алексей и Лиза

3- Ромео и Джульетта

4- Грей и Ассоль

13. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

1)Платов а) «Левша»

2) Ассоль б) «Конь с розовой гривой»

3) Санька в)«Дубровский»

4)Троекуров г) «Алые паруса»

14. Какой художественный прием использует автор:

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. ( А.А.Ахматова)


15. Какой художественный приём использует автор:

С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская…

( М.Ю. Лермонтов)


16. Назовите стихотворение А.А.Фета:

1. «Зимнее утро»

2. «Листья»

3. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

4. «Утес»


17 Кто автор «Одиссея»:

1- Еврипид

2- Софокл

3- Гомер

4- Аристофан


18. Выберите определение, соответствующее понятию: «Антитеза»

  1. выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

  2. противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

  3. Изображение одного предмета путем сравнения его с другим













Тест по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

1.Действие рассказа происходит:

а) после Гражданской войны;

б) после Великой Отечественной войны;

в) после Первой мировой войны.

2. Язык рассказа отличает использование:

а) диалектных и просторечных слов;

б) общеупотребительной лексики;

в) жаргонизмов.

3. Рассказчик — это:

а) мальчик, повествующий о своих приключениях;

б) взрослый, вспоминающий о своём детстве;

в) группа повествователей.

4. Дом («Стоял он сам собою, па просторе, и ничего — то ему не мешало смотреть на свет белый кое — как застеклёнными окнами — ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни») характеризует дядю  Леонтия  как:

а) нерачительного хозяина;

б) безразличного человека;

в) ленивого человека.

5. Предложение: « Ничего — то ему  не мешало смотреть на свет белый кое — как застеклёнными окнами» — содержит:

а) аллегорию;

б) антитезу;

в) олицетворение.

6. Персонаж: «… исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами» — это:

а) старшой, сын дяди Леонтия;

б) рассказчик;

в) Санька.

7.Изображение летнего дня, когда из города должна была вернуться бабушка, представляет собой:

а) рассуждение;

б) описание;

в) повествование.

8. В предложении: «Пока бабушка считала деньги, она (мать Саньки. -Авт.) перебирала босыми ногами, ровно горячий конь, готовый рвануть, как только отпустят вожжи» — автором использовано:

а) олицетворение;

б) сравнение;

в) гипербола.

9. Обман, в который был втянут юный герой рассказа, сыграл  важную роль в его жизни:

а) он приобрёл авторитет у сверстников;

б) бабушка и дедушка, которые воспитывали его, усилили контроль за его поведением;

в) мальчик раскаялся в содеянном и был благодарен бабушке за понимание.

10. Бабушка, купив внуку пряник, несмотря на его обман, проявила:

а) жалость,

б) бесхарактерность;

в) доброту и мудрость.




Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Имей сердце, имей душу и будешь русский человек во всякое время" 10 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: