Тема : А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»

         Сформировать представление о силе материнской любви, о нравственном поиске главного героя. Закреплять навыки выразительного чтения, умение давать  характеристику герою и анализировать произведение.

·         Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее   обогащения с  помощью других литературных жанров; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом, развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.

·         Воспитывать чувства доброты и сострадания; любови и трепетного отношения к матери; уважения мнения одноклассников, умение  слушать, обсуждать, принимать единое  верное решение; интерес к предметам.

Тип урока: интегрированный урок.

Оборудование: компьютерная презентация к  уроку, слайд – фильм «Бабочки»; текст легенды, рабочая тетрадь, принадлежности для рисования, шаблон открытки, карточки

                             ХОД УРОКА

Организационный момент

                                                   Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

                                                                                               Дени Дидро

Сообщение темы урока.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. И  чтобы урок  прошёл с пользой  для вас,  нам нужно вспомнить «золотые правила урока»  –

  1. Быть активным!

  2.  Высказывать своё мнение!

  3.  Слушать мнение других!

  4. Читать громко и выразительно!

  5. Быть внимательным и аккуратным!

 

 На прошлом уроке мы с вами познакомились с замечательным советским автором и его произведением «Разноцветная бабочка». А сегодня мы проанализируем произведение и выявим идею легенды.

Насколько вы были внимательными при чтении рассказа, я узнаю, если вы сможете вставить слова в данный текст. Работа с «дырявым» текстом (карточки). 

Актуализация знаний.

 — Что вы знаете об авторе этого произведения? 

Краткий  пересказ,  заглавие каждой части

1. Работа над первой частью 

— Где жили Тимоша с мамой? (На берегу Черного моря в казенной хижине) 
— Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся) 
— Для чего он убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек) 
— Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того, что бабочка не летает). 
— Что на это говорила и советовала мама? Прочитайте.  (- Не умрет и жить не будет, — говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная… Ты не лови их!) 
— Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.(- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).

Это предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого. 
— Как можно озаглавить первую часть? 
Тропинка в неизвестность, детство на берегу моря. 
(На доску в процессе беседы вывешиваются подчеркнутые слова, которые являются главными.) 
2. Работа над второй частью. 
— Что увидел Тимоша, возвращаясь домой? (Упала капля росы на былинку).

— Какой вывод сделал Тимоша? (Это добрая капля!) Почему она добрая? 
— С кем состоялась следующая встреча? (С бабочкой). 
— Что необычного было в ней? Прочитайте.(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.) 
— Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.) 
— Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая? (не говорила, не смотрела на него.) 
— Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю) 
— Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный) 
— Нужен ли был Тимоша бабочке? (Не нужен) 
— Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда) 
— Как можно озаглавить вторую часть? 
Необыкновенная бабочка. Недобрая бабочка и добрая звезда. Необузданное желание. 
З. Работа над третьей частью.
— Где оказался Тимоша? (На дне пропасти) 
— Почему здесь было так много бабочек? 
— Почему он больше не ловил бабочек? (Скучно ему было смотреть на них) 
— Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь) 
— Как это характеризует его? 
— Почему плакал мальчик? Прочитайте. (Все реже и реже он слышал голос матери, звучащий в его сердце: « Тимоша, ты забыл про меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..») 
— Как жила все это время мать? (В ожидании сына, считала время, смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь») 
Дорога к возвращению.  Это счастье — путь домой. 
4. Работа над четвертой частью. . 
— Как произошла встреча? (Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал). 
— Почему мать не узнала голос сына? (Прошло много времени) 
— Узнал ли сын голос матери? (да, голос матери забыть нельзя)

-Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я) 
— Почему он не увидел мать? (Ослеп) 
— Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью) 
— Какие слова говорят о материнской вечной любви? (Жизнь ее любовью перешла к сыну) 
Материнская любовь.
5
. Характеристика поступков героев – Тимоши,  Анисьи.

 Работа с кластером (характеристика героев) в рабочих тетрадях.

Вам предлагается  проблемная задача. 

— Как поведение характеризует героев?

Физминутка.

Утром бабочка проснулась, 
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – тихонечко присела
На четыре – улетела.

Обобщение.

— Что для вас значит мама?

Высказывания, стихи о матери  

Мама – это  самое красивое слово, произнесённое человеком.(Кайл Гибран)

Нет того, чего бы не выдержала любовь матери. (Паддок)

Никто не может любить так преданно и всепрощающе, как мать. (Сухомлинский).

 

-У вас на листе бумаги обведён  шаблон, цвет бабочки выберите сами, а после украсите её с помощью тёплых и холодных тонов. Прежде чем вы начнёте работу, предлагаю вам посмотреть разнообразие цветных бабочек. (видеофильм)

Итог урока.

    В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу. Какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь.

— А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит основа жизни, её смысл. Главная мысль легенды: любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но дорога для любого живого существа. 

Рефлексия. Ребята на заранее приготовленных листочках в виде цветочков записывают то, без чего, по их мнению, невозможна полноценная жизнь. Их работы оформляются на доске. Учитель обобщает написанное  ребятами.

— Я желаю вам, чтобы в вашей жизни была заветная мечта и, чтобы она осуществилась, но при этом, чтобы каждый из вас не забывал о своих родных и близких, друзьях, о родном доме.  

Р. Гамзатов.

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюблённости и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

Этими прекрасными словами я хотела бы закончить урок. Всем большое спасибо за работу и активность.

Оценки за урок.

— Оценить вашу работу хотела бы пословицами

«5» Кто в работе впереди, у них орден на груди. Умение везде найдёт примененье.            

«4» Постоянство – залог успеха.   Книгу читаешь – на крыльях летаешь.                   

«3» Без труда хлеб не родится никогда. Без знаний будешь делать дело – не жди плодов.

 

Домашнее задание .Написать отзыв о произведении.



Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Н.Н. Носов. «Живая шляпа»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: