Этап урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. | 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 мин) | Приветственное слово учителя: — Прозвенел звонок. Начинается урок. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь: сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука; затем – с согласного твердого; а теперь – с согласного мягкого. Молодцы! | Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места. | Личностные УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. |
2.Актуализа-ция опорных знаний (5 мин) | — Повторим изученный материал. Выполним упражнения из презентации «Звуковой анализ слов». — разложить картинки в соответствии с данными графическими схемами (работа в паре) | Обучающиеся выполняют зада-ния, раскладывают картинки по схемам, оценивают правильность в листках достижения знаками +, — | Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценкапроцесса Регулятивные: контроль, коррекция,прогнозирование. |
3. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи (2 мин) | — Ребята, хотите отправиться в гости к сказке? — Отгадайте загадку и узнаете в какую сказку мы попадём: Мышка дом себе нашла, В доме том в конце концов Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов. — А с собой возьмём героев, изображённых на картинках: Работа со зрительными метками — Посмотрите на картинку № 1. — Посмотрите на картинку №2. — Посмотрите на картинку №3. — Посмотрите на картинку №4. — Какая неизвестная буква встречается во всех словах? — С какой буквой мы сегодня познакомимся? — Какова тема нашего урока? | Отвечают на вопросы учителя: — Теремок. 1- мышка — норушка, 2- зайчишка — трусишка, 3- лягушка — попрыгушка, 4 – лисушка–подружка, мишка — топотыжка — Буква Ш. — Мы познакомимся с буквой Ш. — Знакомство с буквой Ш (ш). | Познавательные УУД: анализируют, делают выводы, выделяют познавательную цель. Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, выражают свою точку зрения. Регулятивные УУД: осознают, что уже известно и что предстоит усвоить. Личностные УУД: проявление интереса к изучаемому на уроке. |
Физкульт-минутка (2 мин) | 1.Зрительная гимнастика с использованием бумажного офтальмотренажёра.2.Сенсорный крест. | 1.Выполняют задания с разноцветными кружками. 2.Составляют предложения. | Регулятивные УУД: самоорганизация отдыха на уроке. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий (10 мин) | — Стоит — Стоит в поле шалаш. — Бежала мимо мышка -норушка, остановилась и спрашивает: — Кто в шалаше живёт? А шалаш отвечает: — Я ничей. Ответишь на мои вопросы, пущу к себе жить! Давайте, ребята, поможем мышке! 1. Знакомство с буквой — С какого звука начинается и заканчивается слово «шалаш»? Какой буквой обозначается звук [ш]? -Посмотрите на буквы Ш, ш. На что она похожа Ш? 2. «Мини – исследование» — Обратите внимание на то, какое это интересное слово «шалаш».Может, кто-то догадался, в чём его особенность? — Прочитайте значение слова «шалаш» в словаре Д.Н.Ушакова (показ словаря). 3) Групповая работа над слогами — Составьте слоги со звуком [ш]. — Прочитаем слоги хором . Поселилась мышка. Бежит мимо лягушка — попрыгушка. — Кто в шалаше живёт? Пусти меня к себе жить. А мышка-норушка отвечает: — Выполнишь моё задание, пущу. 4) Звукобуквенный анализ слова «груша» (фронтальная работа у доски). -Произнесите это слово, ведя по клеточкам в учебнике. Каждый звук должен попасть в клеточку. — Интонационно выделите первый звук в слове. Назовите первый звук. Расскажите об этом звуке. Интонационно выделите второй звук в слове. — Назовите второй звук, расскажите о нём. — Назовите третий звук, расскажите о нём. — Назовите четвёртый звук. —У этого звука есть пара по звонкости-глухости, ([ш] [ж].) -Назовите пятый звук. -Замените фишки в схемах слов буквами. -Разделите слово на слоги. — На какой слог падает ударение? — Прочитайте правило в учебнике. — Составить предложение со словом «груша». — Начертить на доске схему предложения. | Ответы детей: — Со звука [ш]. — Буквой ША -На вилы — Оно читается одинаково: и слева, и справа. Ученик читает значение слова: «Шалаш — легкая постройка из жердей, покрытых ветками соломой травой». Рассказывает, когда и зачем строили шалаши. По индивидуальным кассам составляют слоги, один читает всем, что получилось. Оценивание. Дети отвечают: — Гггруша -Это согласный, твёрдый, звонкий. -[р] — согласный, твёрдый, звонкий — Звук [у] — гласный — Звук [ш] — согласный, твёрдый, глухой. — Звук [а] – гласный — Гру-ша — На первый Вывод: у звука [ш] нет мягкой пары! Дети составляют предложения и вычерчивают схемы у доски. | Предметные УУД: характеризовать звуки русского языка ( гласные согласные; звонкие глухие), соотносить звук и соответствующую ему букву, составлять схемы предложений Познавательные УУД: общеучебные — использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов, структурирование знаний, овладение техникой чтения. логические — рассуждения об особенностях звука [ш]. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие. Коммуникативные УУД: развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, участвовать в коллективном обсуждении. |
5. Закреп-ление новых знаний и способов действий (8 мин) | Впустила мышка-норушка лягушку — попрыгушку. Живут-поживают. Скачет к шалашу зайчишка -трусишка — Кто в шалаше живёт? Пустите меня к себе жить. А они говорят: «Выполнишь наше задание – пустим». 5)Чтение слов в учебнике парами (стр. 125) — Прочитайте столбики слов. Читайте внимательно. — Какими буквами различаются слова в первом столбике?А во втором? Стали они жить вместе и играть. 6) Игра «Найди слово в слове» (групповая работа) -Какие слова можно прочитать, если переставить буквы или убрать лишние? ШАРФ ШУТКА МАШИНА (обращает внимание на слог ШИ) Идёт по лесу лисушка-подружка, увидела шалаш, остановилась и спрашивает: — Кто в шалаше живёт? Пустите меня к себе жить. А зайчишка- трусишка говорит: — Выполнишь наши задания — пустим. 6) Составление слов (работа на интерактивной доске) — Соедините слоги так, чтобы получились новые слова: ДЫ, ПРО, ШУ, РУП, МЫ, МАЛЫ, КРЫ | Ответы детей: -ж – ш ш – с Шар; фарш. Утка, шут,туша, тушка. Шина,Маша, Миша, ниша, наша. Вывод: ШИ – пиши с буквой И Оценивают правильность в листках достижения знаками +,- себя и товарищей. Дышу, прошу, шуруп, мыши, малыши, крыши | Познавательные УУД: общеучебные — овладение приёмами понимания прочитанного; логические — словоизменение,сравнение слов, составление слов по заданным слогам. Регулятивные УУД: контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной форме, вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности; Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свое мнение, осуществлять контроль. |
Физкульт-минутка (3 мин) | Экологический букварь -Стала и лисушка-подружка жить в шалаше. Дружно живут животные, днём гуляют у озера. Давайте и мы подойдём к нашему озеру, полюбуемся красотой природы, вздохнём глубоко, сделаем несколько расслабляющих движений и найдём слова, в которых встречается буква Ш. | Дети подходят к уголку отдыха, выполняют расслабляющие движения под музыку и на экологическом панно находят слова с буквой Ш. | Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности |
| 7) Работа над текстом. — Прочитать самостоятельно текст о кошке Пушинке. Беседа по вопросам: — Как звали кошку? — А как шалила Пушинка? — Найдите и подчеркните слова с буквой ш. — А вот и последний герой нашей сказки: мишка-топотыжка пожаловал, огромный. Тоже просится в шалаш. Друзья и рады бы мишку впустить, да места нет. А медведь хитрый. Он дал большое трудное задание. Если справятся с ним животные, так и быть, уйдёт мишка в лес. Только мышка- норушка ещё умнее оказалась. Она задание на части разделила и просит вас, ребята, помочь его выполнить. Выполним? 8)Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать» Карточка 1. Составьте слова с буквой Ш (1-й столбик). Поставьте в словах ударение. Подчеркните слово, над которым не поставили ударение. Карточка 2. Составьте слова с буквой Ш (2-й столбик). Сравните количество букв в словах «стрижи» и «шалаши». В каком из этих слов больше слогов? Подчеркните. | Дети читают самостоятельно текст и отвечают на вопросы учителя. Самостоятельное выполнение заданий. Взаимопроверка. Самооценивание. | Познавательные УУД: общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; логические — сравнение слов, составление слов. Регулятивные УУД: волеваясаморегуляция, самоконтроль. Коммуникативные УУД:уметьформировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими. |
6. Итог урока (2 мин) | — Вот мы и справились со всеми заданиями. Придётся мишке-топотыжке уйти. Стали животные жить дружно, что им завидовали все звери и птицы. -Что значит дружить? — Кто такой друг? — Хорошо ли быть без друзей? — А кого называют настоящими друзьями? — Понравилась вам сказка? — С каким звуком мы познакомились на уроке? — Дайте характеристику этому звуку. — Назовите его пару по звонкости-глухости. | Отвечают на вопросы учителя. Вывод: друг — это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т.е. несет ответственность за другого. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы. — Со звуком [ш]. — Согласный, глухой, всегда твёрдый. — Звук [ж]. | Познавательные УУД: умение структурировать знания. Регулятивные УУД: планирование и прогнозирование результатов, самоконтроль. Коммуникативные УУД:умение полно и грамотно выражать свои мысли. Личностные УУД: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам. |
7. Рефлексия деятельности (2 мин) | Продолжите фразу: Я узнал… Было интересно… Особенно понравилось… Лесенка -На какую ступеньку лесенки знаний вы бы себя поставили? | Дети оценивают свою деятельность Третья ступенька Я доволен своей работой. Я усвоил новый материал Вторая ступенька Я хотел бы работать лучше. Я всё понял, но допускал ошибки. Нижняя ступенька. Я не доволен своей работой. | Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Коммуникативные УУД:умение выражать свои мысли. |