Урок по литературе в 10 классе
«М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки»
Анализ сказки «Пропала совесть»
Материал урока | Примечания | ||||||||||
| Цели. Образовательные.
Развивающие. Развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать;
Воспитательные.
|
| |||||||||
Слайд № 1 | Стадия вызова 1. Вступительное слово учителя. А) Знакомства с рассказом А. И. Куприна «Исполины». Учитель гимназии, преподающий словесность, господин Костыка, изменил идеалам молодости, становится бездушным чиновником. Однажды, обидевшись на весь белый свет, он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов, и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки Пушкину, Лермонтову, Гоголю. «Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, — глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это — глаза Щедрина.] — Ваше превосходительство… — залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: — Раб, предатель и… Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями…» Б) Вопросы для беседы— Почему испугался Костыка? (Писателя боялись все, в ком была совесть нечиста). — Каким вам видится сатирик со страниц рассказа Куприна? (Видит человека насквозь)
|
| |||||||||
Слайд №2
| Цели урока Сегодня повторим сведения о сатире, о сказках народных и авторских. Проанализируем сказку «Пропала совесть». Самый главный вопрос, на который мы должны ответить: «Зачем человеку совесть?»
| | |||||||||
Слайд №3 |
Всего написано 32 сказки. Я уверена, что со многими вы знакомы. | | |||||||||
Слайд №4 |
Пропала… (совесть)
| | |||||||||
Слайд №5 |
| | |||||||||
Слайд №6 | 5.Идейно-тематическое своеобразие сказок. Перепутанные цепочки: найти соответствие между сказками и идейно-тематическим понятием. Обличение самодержавия («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»). Сатира на господствующее сословие («Дикий помещик» » Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил «). Обличение бездеятельных либералов и трусость обывателей («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась- идеалист»). Изображение угнетенного народа («Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь») Обличение нравственных пороков («Вяленая вобла», «Ррождественская сказка», «Попала совесть») | | |||||||||
Слайд №7 | 6.Сходство и различие сказок СЩ с народными. Диаграмма Венна.
| | |||||||||
Слайд №8 | Стадия осмысления А) Беседа. Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце; совесть — незваный гость, докучный собеседник, Заимодавец грубый; эта ведьма: — А что такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? ( Это внутренний голос, который не позволяет человеку делать зло, вызывает чувство стыда от содеянного, это голос Бога внутри нас). Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это тонкое врожденное чувство называется совестью. «Совесть — это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках», — написано в книге Романа Янушкявисюса «Основы нравственности» — Испытывали ли вы когда-нибудь чувство, которое можно назвать угрызением совести? Это нормально или нет? — Почему нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть? Непросто заслужить оценку, чтобы о тебе сказали, что ты честный, совестливый, порядочный человек. Но ясно одно! Если человек не научится стыдиться своих плохих поступков, он никогда не станет ни честным, ни совестливым, ни порядочным. К сожалению, далеко не каждому знакомо чувство стыда. Б) Морфемный анализ слова Давайте посмотрим на это слово и разобьём его на части. (На доске. СО + ВЕСТЬ → СОВЕСТЬ). Продолжим работу со словом, попробуем «дойти до самой сути». Чтобы понять значение приставки СО, подберём слова с аналогичной приставкой. ( Сочувствие, сострадание, соединение, согласие, сотрудничество, совместно, …) -Что эти слова обозначают? (Совместное действие). -С кем совместно? (Совместно с другими людьми, с Богом) -А слово ВЕСТЬ? О чём весть? (О мире, добре, благих делах, честной жизни) | | |||||||||
Слайд №9 | В) Работа со словарём. Мудрейший (гласит устами народа) словарь В. И. Даля даёт такое определение совести: «Нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке, внутреннее осознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру и к истине, прирождённая правда». | | |||||||||
| | | |||||||||
Слайд №10 | — Как вы думаете, является ли совесть природным свойством человека или плодом воспитания? Почему? (проблемный вопрос) | | |||||||||
Слайд №11 | «Совесть- это не только нравственная категория, но и…Какая? (ответы учащихся)… общественная»,- говорит писатель. | | |||||||||
Слайд №12 | Г) Выберите и запишите одну наиболее понравившуюся пословицу и своими словами поясните смысл. За совесть да за честь — хоть голову снесть Без стыда лица не износишь. Когда совесть раздавали, его дома не было. Деньги потеряешь — можно нажить, а совесть потеряешь — беду узнаешь. Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека. Без совести и при большом уме не проживешь. Нечистая совесть спать не даёт. Хоть мошна пуста, да совесть чиста. Богатый совести не купит, а свою погубит. Где говорят деньги, там молчит совесть. Говори по делу, живи по совести Совесть мучит, снедает, томит и убивает. | | |||||||||
| Стадия осмысления | | |||||||||
Слайд №13 | Анализ сказки «Пропала совесть» А) Беседа: -А в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина мы встретили какое наименование совести? (Надоедливая приживалка, обличительница, иго, негодная ветошь, вопиющее безобразие, негодная тряпица и т. д.) -Поэтому я предлагаю вам на примере сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть» решить для себя: нужна ли « надоедливая приживалка»? Как сделать так, чтобы голос совести не терялся, был в каждом из нас. | | |||||||||
| Б) Обратимся к тексту сказки. Прочитайте 1 и 2 абзацы. -Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть? (многие начали чувствовать себя бодрее и свободнее. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение — некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека», «ничто не огорчало их…») -Как автор называет их (людей)? («Счастливцами», «мудрыми мира). -Какой приём при этом используется? (Ирония.) Настоящие мудрецы себя безгрешными никогда не считали, а были людьми совестливыми в высшей степени) -Грустное начало сказки. Выброшенная, оплёванная, измятая, никому ненужная совесть переходит из рук в руки. Как принимают её, что чувствуют герои, те самые, «мудрые мира», сейчас мы с вами посмотрим. | | |||||||||
Слайд №14 | в) Композиция произведения. | | |||||||||
Слайд №15
Слайд №16 | г) Работа в группах. ( Работа, связанная с «путешествием» совести по рукам). Создано 5 групп: 4 группы работают с текстом, 5- творческая. Задания группам.. 1. -Как попадает совесть к пьянице? -Какие изменения чувствует пьяница, получив совесть? -Каким он выглядит? -Каким образом расстаётся с совестью? 2. -Кто такой Прохорыч? -Что почувствовал Прохорыч, получив совесть? -Каким он выглядит? -Каким образом расстаётся с совестью? 3. -Кто такой Ловец? -Какой приём использует автор при характеристике героя? -Что сделала совесть с надзирателем? -Меняется ли он? -Каким образом расстаётся с совестью? 4. -Кем является Бржоцкий? Расскажите о его семье. -Что почувствовал Самуил Давыдыч, получив совесть? -Как избавляется от неё? -Что почувствовал, когда избавился от совести? 5. Постарайтесь изобразить совесть такой, какой она должна быть (форма, цвет). Защитите свой проект. Ребятам дают цветную бумагу, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры. Примерные ответы. 1 группа рассматривает образ пьяницы. Как совесть к нему попала? ( Позарился с пьяных глаз) Какие изменения чувствует, получив совесть? (Словно пронзила электрическая струя, возвращающая горькое сознание действительности, тупой страх, предчувствие грозящей опасности память извлекала подробности насилий, измен, сердечной вялости, неправд, прошлое кажется сплошным безобразным преступлением, он подавлен … « Льются рекой бесполезные пропойцевы слёзы», находка разрывает его сердце на части.) Каким он выглядит? (Жалким.) Каким образом избавляется от совести? (Прячет в карман, озираясь, крадучись, потихоньку, нечестно вкладывает совесть в руку Прохорычу). 2 группа рассматривает образ Прохорыча. Кто такой Прохорыч? (Заведует кабаком, питейным заведением, спаивает людей). Что он почувствовал, когда получил совесть? ( Некоторое время стоял с вытаращенными глазами, крупные капли пота выступили на его лбу, заливается горькими слезами…Затрясся и побледнел.) Каким он выглядит? ( Не видит будущего, а настоящее и прошлое печально. Остаётся мне только помереть) Каким образом расстаётся с совестью? (Жена избавляется). 3 группа рассматривает образ Ловца. Кто такой Ловец? (Надзиратель). Какой приём использует автор при характеристике героя? (Говорящая фамилия). Что сделала совесть с надзирателем? (Начало коробить. Это болезнь со мной какая нибудь. Не может брать чужое, появляются такие качества как робость, застенчивость, просит прощения, даёт денег, хочет накормить нищих) Меняется ли он? (Да, когда снимает пальто, где в кармане лежит совесть). Каким образом расстаётся с совестью? (Жена посылает в конверте финансисту Бржоцкому). 4 группа рассматривает образ Самуила Давыдыча Бржоцкого. Кем является герой? Расскажите о его семье. Что почувствовал финансист, получив совесть? («Заметался во все стороны, словно угрь на угольях», завопил, трясясь всем телом, испытал мучения, геройски вытерпел самые лютые истязания). Как избавляется от совести? (Пожертвовал в благотворительное учреждение к знакомому генералу) Что почувствовал, избавившись от совести? (Облегчение. «В тот же вечер…»). — Это самый тяжёлый тип, в нём совесть не может пробудить ничего. Можно сказать, что о нём слова древнегреческого философа Платона: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда» | | |||||||||
| М. Е. Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик. С болью в сердце он пишет о своих соотечественниках, бегущих от совести. Это представители разных слоёв общества, у них у всех одинаковое отношение к совести. -Какими выглядят эти люди? (Жалкими, ничтожными, это потерянные люди, у них отсутствует чувство стыда, они даже не знают, что это такое). | | |||||||||
Слайд №17
Слайды № | д) Беседа. -А сейчас, как вы думаете, есть похожие люди? Приведите примеры из СМИ Звучит спокойная музыка. (А. Бородин « Струнный квартет № 2. Ноктюрн.). на фоне музыки показать фото из современной жизни. -Значит, это проблема вечная. Путь к своей совести очень трудный, конечно, легче идти по старой дороге, которая ещё иногда и доход приносит. (Герои сказки). -А если все потеряют совесть? Как жить на земле? Что же делать? Жить без совести? Писатель даёт ответ и на этот вопрос. Зачитайте три последних абзаца сказки. Эти слова, полные не только любви, но и надежды, — завет, оставленный Салтыковым-Щедриным русскому народу. -Как надо жить, чтобы человеком быть, а не пьяницей, Ловцом (обращение к таблице)? Совесть нельзя терять, она должна жить вместе с человеком. Никогда не поздно напоминать человеку о совести, если он с ней давно расстался. В маленьком, безгрешном, чистом ребёнке нашла себе приют совесть. Вот такую идеальную совесть рисует М. Е. Салтыков- Щедрин. | | |||||||||
Слайды № | Е)С каким образом вы ассоциируете совесть? | | |||||||||
Слайд № | Работа с рисунком. Если образно представить совесть, мыкающуюся по разным людям, то мы вместе с писателем увидим «грязную, потрёпанную тряпку», «засаленную бумажку с рваными краями», серую, примерно такую. Защита проекта. -Вот такую совесть увидели ребята. (Жёлтый — это свет, красный-сердце, белый-чистота, крылья — полёт. Такой должна быть совесть у всех, а не такой, как вид серой, помятой тряпицы. В сердце ребенка поместил писатель совесть. «Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть…») | | |||||||||
Слайд № | Составление кластера | | |||||||||
| Домашнее задание. Написать продолжение сказки. Пофантазируйте: Каким вырастит этот ребёнок? А может быть, следующим человеком, к которому попадёт совесть после мещанина, будет школьник. | |