Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Октябрьский район
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеобразовательного вида «Ромашка»
Подготовила Фиронова
Светлана Владимировна
воспитатель
п. Унъюган
Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.
Задачи:
* Обобщить и систематизировать знания по ФЭМП в подготовительной к школе группе, порядкового счета в пределах 15 (прямой и обратный счет), закрепить названия дней недели.
* Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, посредством включения разнообразных игровых заданий: пространственное ориентирование и ориентирование на листе бумаги, а также учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание умение называть и составлять изображение из данных геометрических фигур.
* Упражнять в решении примеров на увеличение и уменьшение числа на 1 и на 2, использовать знаки больше, меньше или равно.
* Воспитывать активность, самостоятельность, инициативность.
Формы и методы:
Дидактическая игра
Работа в группах
Индивидуальная работа
Репродуктивный метод, объяснительно-иллюстративный.
Наглядный
Практический
Словесный.
Оборудование: карта железной дороги; карточки с геометрическими фигурками; индивидуальные листочки в клетку каждому ребёнку; карточки с героями (Буратино, Незнайка, Петрушка); картинка дерево с птицами; карандаши, цветные палочки, геометрические фигуры; знаки > < = ; карточки с примерами для задач; музыка Шаинского.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель — Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать.
— И приглашаю вас отправиться в страну Знаний. В пути нас ждут трудности и приключения. Отправимся мы туда на поезде, (под музыку Шаинского).
-Вот перед вами карта железной дороги, на станциях нас будут встречать весёлые человечки, они приготовили для нас задания, и чтобы попасть в страну Знаний, мы должны эти задания выполнить.
-Рассаживайтесь по местам, это наш вагон. Итак, поезд отправляется.
(Звучит музыка Шаинского «Голубой вагон»)
Воспитатель — Наша первая станция «Цифры». Посмотрите, кто нас встречает? (Буратино)
Буратино приглашает всех ребят на стульчики и просит по цепочки сосчитать до 15 и обратно. ( дети ведут устно порядковый и обратный счет)
Хорошо, теперь я считаю, а вы внимательно слушаете какое число, я пропустила (1,2,3,5,6,7,8,9,10). Назовите число, которое я пропустила (спросить Машу, Мишу).
Молодцы, теперь скажите пожалуйста, какое число я загадала, если оно на 1 больше 7 и на 1 меньше 9? (дети отвечают 8, в индивидуальном порядке поинтересоваться у Кати и Маши, узнать как они считают), правильно, молодцы.
Воспитатель — Ребята Буратино предлагает сосчитать птиц на дереве и под деревом. Кто хочет сосчитать птиц. (Ребенок считает птиц на дереве и под деревом)
Воспитатель — Сколько птиц на дереве? (на дереве всего шесть птиц)
-Сколько птиц под деревом? (под деревом всего пять птиц)
— Где птиц больше на дереве или под деревом и на сколько? (на дереве птиц больше на одну)
Воспитатель — (обращает внимание детей на картинку, где изображены предметы)
—Ребята как узнать чего больше кружочков или квадратиков? (дети предлагают сосчитать)
—Сколько всего кружочков? (6)
-Сколько квадратиков? (8)
-Чего больше квадратиков или кружочков и на сколько? (больше квадратиков, чем кружочков на 2)
— какой между ними поставим знак > < = (дети ставят знак и поясняют своё действие; ( воспитатель предлагает детям следующую картину с треугольниками и прямоугольниками).
Воспитатель — Молодцы, ребята справились с задачами, и наш поезд отправляется дальше. (Звучит музыка Шаинского «Голубой вагон»)
Воспитатель — Станция «Дни недели». Здесь нас встречает Незнайка.
А незнайка хочет, что мы всё рассказали про дни недели.
Кто назовет все дни недели по порядку? (ответы детей)
Какой 2 день недели? (ответы детей)
Какой 5 день недели? (ответы детей)
Кокой день недель идет после среды? (ответы детей)
Какой день недели перед пятницей. (ответы детей)
Назови выходные дни недели? (ответы детей)
Д/Игра «Дни недели»
Воспитатель — Сегодня понедельник, а в лес мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в лес? (понедельник).
— День рождение у Марины в понедельник, а сегодня суббота. Сколько дней до дня рождения девочки? (2 дня).
— Мы пойдем на прием к врачу во вторник, а сегодня понедельник. Через сколько дней, мы пойдем к врачу? (1 день).
— Света уехала к бабушке в субботу. Мама обещала приехать за ней через 2 дня. Когда приедет мама? (в понедельник).
— Женя пойдет в цирк через 1 день. Сегодня воскресенье. В какой день недели состоится цирковое представление? (понедельник).
— Понедельник после среды?
— Что вначале четверг или пятница?
Воспитатель — Ребята, мне очень нравится, как вы справляетесь с заданиями, молодцы! Отправляется дальше. (Звучит музыка Шаинского «Голубой вагон»).
Воспитатель — На этой станции нас встречает весёлый Петрушка. Он предлагает нам потанцевать.
(Физкультминутка под музыку «Если нравится тебе, то делай так…»)
-Отдохнули? (да) Тогда в путь! ((Звучит музыка Шаинского «Голубой вагон»).
Воспитатель — Наша следующая станция «Задачки». Здесь нас встречает первоклассница Таня.
-Таня предлагает нам решить её задачки. Слушайте внимательно.
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал ещё один
И уселся рядом с ним» (Сколько стало щенков?) (2)
«Под кустами у реки
Жили майские жуки
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?» (4)
Мама поставила в вазу 3 розы и 2 гвоздики. Сколько цветов получилось в букете? (ответ детей -5)
Сейчас будут логические задачи, они потребуют от вас большого внимания, готовы?
На березе созрели 3 яблока, а на дубе – 2. Сколько яблок созрело на деревьях?
(повесить на доску картинку березы, дуба, 3-х красных яблок и 2-х желтых)
(ответ детей – нисколько, потому что на березе и на дубе яблоки не растут)
«У Тани 2 яблока, а у Оли 3 груши. Сколько всего фруктов у девочек?» (решение задачи)
Решение задач по картинкам.
Воспитатель — Ребята, посмотрите на картинку и составьте по ней задачу. (дети составляют и решают задачи по картинкам)
Воспитатель — Молодцы, ребята наш поезд отправляется дальше.
(Звучит музыка Шаинского «Голубой вагон»).
Воспитатель — Станция «Карандаш». На этой станции нас встречает Карандаш со своими заданиями.
Взяли листы и карандаши, нашли в левом верхнем углу точку, приготовились.
(Дети выполняют математический диктант)
1 клетка вправо 3 клетки наискосок вниз влево
2 клетки вниз 6 клеток влево
3 клетки вправо 3 клетки наискосок вверх влево
2 клетки вниз 2 клетки вправо
2 клетки вправо 2 клетки вверх
2 клетки вниз 2 клетки вправо
2 клетки вправо 4 клетки вверх
Воспитатель. Что у вас получилось?
Дети. Корабль.
Задание: «Ориентировка на листе бумаги»
Воспитатель — Ребята нарисуйте в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу треугольник, в правом нижнем углу квадрат, в левом нижнем углу овал.
Воспитатель — Молодцы, ребята справились с заданиями и наш поезд отправляется дальше. (Звучит музыка Шаинского «Голубой вагон»).
Воспитатель — Следующая станция «Геометрическая». На этой станции нам ребята загадают загадки. (дети загадывают загадки про геометрические фигуры)
1. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины (квадрат)
— Почему вы думаете, что это квадрат? (все стороны равны)
2. Что похоже на открытку,
На конверт и на альбом?
Что сравнить, ребята, можно с одеялом и ковром?
Вы подумайте, скажите.
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны. (прямоугольник)
-Почему вы думаете, что это прямоугольник? (2 — длинные стороны, 2 – короткие)
3.Нет углов у меня,
А похож на блюдце я,
Кто же я такой друзья?
Назовите вы меня. (круг)
— Почему думаете, что это круг? (нет углов)
4. Он похожий на яйцо.
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность —
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал). (нет углов)
5.Три сторонки, три угла.
Отвечайте, кто же я? (треугольник)
— Круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник. Что это? Геометрические фигуры.
Д/игра с палочками Кюзенера. (воспитатель дает детям задание)
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
Воспитатель — «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием!
-Ребята, Карандаш рад, что познакомился с такими умными ребятами, он с вами прощается, а нам пора в дорогу. (Звучит музыка)
Воспитатель — Наша последняя станция «Страна Знаний». Здесь нас встречает — Знай-ка. Он очень рад вас приветствовать в этой стране. Не всем удаётся до неё добраться, но вы справились со всеми трудностями, которые вам встречались на пути. Знай-ка дарит вам за это, вот эти звёздочки.
Итог:- Ребята какие задания для вас были самые сложные? Что, было трудным для тебя, маша? Что было интересным для тебя Катя? Что ты узнал нового Виталик? Что бы ты хотел рассказать своим родителям?
Молодцы ребята, вы были. Активны, внимательными. Выполнили все задания и побывали в стране «Знаний».
Литература
Л.С. Метлина. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984.
Е.В. Колесникова, «Математика для детей 5 — 6 лет, «Методическое пособие к рабочей тетради».