Конспект урока «Число 9. Цифра 9»
Цели:
сформировать представление о числе 9, его составе, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сложению и вычитанию в пределах 9;
закрепить взаимосвязь между частью и целым; уточнить названия компонентов сложения и вычитания, формировать способность к правильному использованию в речи;
тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся;
способствовать формированию положительной учебной мотивации, укреплению здоровья и развитию чувства взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.
Оборудование:
учебники Л.Г.Петерсон Математика. 1 класс. Часть 2., картинки (игрушки) Айболита, его “больных” зверей;
индивидуальные числовые отрезки, физическая карта, чайки;
четыре набора вырезанных цветков по 9 штук в каждом, четыре наборных полотна с математическими цифрами и знаками;
опора по составу числа 9, цифра 9;
релаксационная мелодия для физминутки; чертёж девятиугольника, похожего на контур африканского материка;
семь бабочек: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая, буквы для слова “молодцы”.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности: Дети работают стоя.
— Отгадайте загадку:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит).
— Какое самое лучшее лекарство от любой болезни?..
(Смех, улыбка и хорошее настроение).
— Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке. Ведь сегодня мы
отправимся с Айболитом в Африку лечить зверей. Итак, в путь.
2. Актуализация знаний:
а) — Сосчитать расстояние до Африки нам поможет… (Числовой отрезок).
У детей индивидуальные отрезки от 1 до 20.
Счет от 8 до 16; от 12 до 5;
Назовите последующее число 8, 14. На сколько последующее число больше предыдущего?
Назовите предыдущее число 11, 20. На сколько предыдущее число меньше последующего?
Какое число стоит справа от 11, слева от 14?
Какое число стоит между 8 и 10; 16 и 18?
б) – Установите закономерность и вы узнаете, сколько гор – препятствий нам предстоит
пройти: (6 + 2 = 8 – гор)3 4 6
5 4 2
8 8 ?
— Какого варианта состава числа 8 нет в таблице? (8 – это: 7 и 1).
3. Постановка проблемы: Дети садятся.
— У побережья Средиземного моря Айболит встретил чаек. Они помогли ему перелететь через море.
У детей индивидуальные карточки с равенствами: 7+1=8, 8-1=7, 8+1=9.
— Подберите нужное равенство к задаче: Айболит поставил чайник, Приходите к нам на чай.
Пригласил он восемь чаек. Всех друзей-ка сосчитай! (8+1=9)
— Какое выражение выбрали? Почему? Почему здесь надо складывать? (Ищем целое).
— Назовите целое и части. (9 – целое, 8 и 1 – части).
— Назовите тему урока… (Число и цифра 9). Учитель открывает тему урока на доске.
— Чему мы должны научиться? (Узнать состав числа 9, научиться писать цифру 9…)
4. “Открытие” нового знания: Работа ведется стоя.
а) состав числа 9:
— Расскажите все, что вы знаете о числе 9.
(Число 9 стоит в натуральном ряду чисел на девятом месте. Оно больше предыдущего числа 8 на 1 и меньше последующего числа 10 на 1. Чтобы получить число 9, надо к 8 прибавить 1 или из 10 вычесть1.)
— Но не только… Вы узнаете полный состав числа 9, если рассортируете все лекарственные цветы, которые Айболит собрал у подножия горы Килиманджаро.
Работа в группах: 4 группы.
Каждой команде раздается по 9 вырезанных цветков и наборное полотно соответствующими цифрами и знаками. См. рисунок 1.
— Разбить все цветы на две группы и составить выражения: 1 команде – по цвету; (2+7 или 7+2)
2 команде – по форме; (3+6 или 6+3)
3 команде – по размеру; (4+5 или 5+4)
4 команде – по количеству листиков на стебле. (1+8 или 8+1)
Рисунок 1.
— Как же получить число 9? Дети хором проговаривают состав числа 9.
9 это:
1 и 8 или 8 и 1
2 и 7 или 7 и 2
3 и 6 или 6 и 3
4 и 5 или 5 и 4
б) – А чем число 9 отличается от цифры 9?
(Цифра 9 – это лишь знак для обозначения количества, равного 9.)
— На что похожа цифра 9? Научимся правильно и красиво писать её.
Цифра девять, иль девятка, —
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Учитель объясняет написание цифры, дети прописывают в воздухе,
пальчиком на ладошке, затем в тетради. Самую красивую цифру подчеркивают.
— Так сколько больных зверей Айболит вылечил в первый день? (9)
5. Физминутка: под музыку
— Ой! От радости один мотылек не удержался и упал вам на головку.
Погладьте его: осторожно, не спугните!
Затем он перебрался на лобик, скатился на носик, перепрыгнул на щёчку, забрался за шиворот – погладьте его и там. Добрался до животика, а потом спрятался под пяточкой.
Поймайте его, посадите на ладошку, прикройте, чтобы не убежал. Что ж, здоровому мотыльку пора возвращаться домой… Давайте отпустим его и помашем вслед!
6. Первичное закрепление: Дети садятся.
С.18, №2 — закрепляется состав числа 9, взаимосвязь между частью и целым; названия компонентов сложения и вычитания.
1 столбик – хором;
2- 3 столбики – с комментированием;
4 столбик – самостоятельно.
— Из каких частей состоит число 9? По опоре ещё раз проговорить состав числа 9.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой:
С.19, №3 – Сейчас вы узнаете кому из зверюшек в первую очередь понадобилась помощь.
1-ый столбик — решают девочки;
2-ой столбик – мальчики.
(Морской котик, дельфин, ёжик – у девочек; воробей, бабочка, щенок – у мальчиков.)
8. Повторение: Дети работают стоя.
— На что похожа эта замкнутая фигура? См. рисунок 2.
(Варианты детей).
А еще на контур африканского материка.
— Как называется фигура? (Многоугольник или девятиугольник.)
— Почему именно девятиугольник?
(Девять углов, говорим на уроке про число и цифру 9.)
— Из чего состоит любой многоугольник? (Из отрезков.)
— Найдите все многоугольники. Сколько их? (6) Африка
Рисунок 2.
9. Итог урока. Рефлексия:
— Какую цифру вы научились писать на уроке? Состав какого числа нам нужно запомнить?
Над доской – семь разноцветных бабочек по порядку цветов радуги. См. рисунок 3.
На каждой бабочке — буква:
Рисунок 3.
— Проследите глазками за бабочками в том порядке, в котором я назову, соедините буквы и прочитайте слово: зеленая бабочка, красная, фиолетовая, желтая, голубая, оранжевая, синяя. Какое слово получилось? (Молодцы.)
— Так оценил вашу работу на уроке Айболит. Вы согласны с его оценкой?
— А как вы оцените свою работу на уроке?