Тема: ЧИСЛО 9. ЦИФРА 9. СОСТАВ ЧИСЛА 9
(1 класс)
Изучение нового материала | |
Педагогические цели | Сформировать представление о числе 9, способность к выполнению правильной записи цифры 9, понятие о составе числа 9. Образовательные: актуализировать знания о взаимосвязи между частями и целым; развивать умения находить решение проблемы, ставить перед собой цели работы. Воспитательные: способствовать формированию положительной учебной мотивации; воспитывать коммуникативные способности |
Оборудование | Сказочный герой из мультсериала «Трям, здравствуйте!» Ежик; четверостишие к самоопределению, напечатанное на листе формата А4; 9 грибов с числами; картинки со снежинками по количеству 5, 6, 7 соответственно; наборы кружков для детей; карточка 8 + 1; демонстрационная карта с цифрой 9; демонстрационный числовой отрезок на доске и красный магнит; у детей числовые отрезки и красный карандаш; тема урока, напечатанная на листе формата А4; учебники; зеленый карандаш; демонстрационное табло с карточками 1, 8, 9 (по 4 карточки каждого вида) |
Организационная структура урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, | |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Самоопределение к деятельности, мотивация (1 мин) | – Здравствуйте! Подарите мне свои улыбки, улыбнитесь друг другу | Читают четверостишие: Раз, два, три, четыре, пять! Я хочу успешным стать. Буду я стараться Будет получаться! | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя |
II. Актуализация опорных знаний (4 мин) | – Наступила зима. Все лесные жители приготовились к долгой зиме: пополнили свои кладовые запасы. – Посмотрите, на своем ли месте стоит каждый гриб. Почему?
– Поставьте правильно грибы. – На что похож ряд грибов?
– Посчитайте, сколько грибов собрали. – Ой! Посмотрите, еще один гриб затерялся. Куда же нам его поставить? Почему? – Сколько всего грибов получилось? |
– Нет, надо поменять местами. Грибы пронумерованы, а числа должны идти строго по порядку.
– Ряд грибов похож на числовой ряд. – Собрали 8 грибов. – За восьмой гриб, он будет девятым. – Получилось девять грибов | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебных задач; проводят сравнение, классификацию изучаемых объектов. Коммуникативные: обмениваются мнениями; слушают друг друга; строят понятные речевые высказывания; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения. Личностные: проявляют интерес |
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | |
III. Постановка учебной задачи через подводящий диалог (1 мин) | – С каким числом сегодня встретились? – Какая цифра нам нужна для записи числа 9? | – С числом 9. – Цифра 9 | Регулятивные: выполняют учебные действия в устной речи |
IV. Определение темы урока, целеполагание (1 мин) | – Так чем будем заниматься на сегодняшнем уроке? – Назовите тему урока. Записывает тему урока на доске | – Изучать число 9 и учиться его писать. – Число 9. Цифра 9 | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: проявляют интерес |
V. Освоение нового материала (поиск решения проблемы) (9 мин) | – Каким способом мы с Ежиком получили число 9? Давайте вместе сделаем вывод. Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем мы считать. Чтобы не было ошибки, Нужно нам отрезок взять, А отрезок не простой, Он, конечно… – На партах у вас числовые отрезки. Приготовьте красные карандаши. – Обозначьте, с какого числа начнем двигаться. – Влево или вправо? – На сколько единиц? | – Чтобы получить число 9, надо к 8 прибавить 1.
– Числовой.
– С числа 8. – Вправо. – На одну. | Регулятивные: находят в сотрудничестве с учителем и классом несколько вариантов решения учебной задачи; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: проводят под руководством учителя классификацию изучаемых объектов; дополняют Коммуникативные: проявляют интерес к общению; воспринимают |
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | |
| – Проверьте, так ли у вас получилось. Поставьте красным карандашом плюс или минус в верхнем правом углу. – Назовите получившееся число. – На числовом отрезке определите место числа 9. Где оно находится? – Значит, где будет стоять девятый гриб? – Как получили число 9? На доске делает запись: 8 + 1. – Пока мы с вами помогали Ежику, пошел снег. Медленно на землю стали падать красивые, пушистые снежинки. Он решил выйти на улицу, порадоваться снежинкам, но все грибы не умещаются на полку. На доске или экране появляется картинка, на которой изображен Ежик и падающие снежинки. – Необходимо помочь Ежику! Как мы можем помочь? – Возьмите помощников – желтые и зеленые кружочки. Положите слева столько кружков, сколько снежинок на картинке. – Справа дополните до девяти. – Сколько всего кружочков? – На какие части разбили число 9? Аналогично 6 и 3, 7 и 2. – Как получили число 9? |
– Девять. – Число 9 находится справа от числа 8. – Справа от восьмого гриба. – К восьми прибавили единицу.
– Разложить по полкам на части.
Выкладывают слева 5 желтых кружочков.
Справа – 4 зеленых. – Девять. – На 5 и 4.
– Дополняли до девяти. Показывали части числа девять: 5 и 4, 7 и 2, 6 и 3. | мнения одноклассников о математике; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения |
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | |
| – Как обозначить результат? Мы умеем писать цифру 9? Чем будем заниматься? – Что вы можете сказать об этой замечательной цифре?
– Посмотрите какова: голова – одна нога. Демонстрирует цифру. – Откройте учебники, найдите цифру 9. – Учимся писать цифру 9.
– Возьмите зеленый карандаш и подчеркните самую лучшую цифру 9. Карточка с цифрой 9 вешается на гриб, пока дети пишут и оценивают себя. – Выбежал Ежик на лесную полянку. Ух, бррр, холодно. Надо согреться, а для этого необходимо двигаться. Все вместе поможем Ежику | – Нет, не умеем. Будем учиться ее писать. – Цифра 6 вниз головой Стала цифрою другой. Можете проверить – Уже не 6, а 9. Вот какая цифра есть – Перевернутое 6.
1. Пишут в воздухе. 2. Пишут пальчиком на ладони. 3. Пишут пальчиком на парте. 4. Пишут ручкой в воздухе. 5. Пишут в полоске-прописи. Подчеркивают зеленым карандашом лучшую цифру
|
|
Физкультминутка | Организует выполнение упражнений. Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова нарубим. Мы присядем столько раз, Сколько мячиков у нас. | Выполняют упражнения | Личностные: осознают важность сохранения и укрепления здоровья |
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | |
| Сколько покажу кружочков, Столько сделаем прыжочков. Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки. Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов. И присядем столько раз, Сколько уточек у нас. На носочки встанем, Потолок достанем И тихонько сядем |
|
|
VI. Первичное закрепление (10 мин) | – Вернулся Ежик домой и после зимней прогулки заснул. И приснилось ему… – Что же приснилось Ежику мы узнаем, открыв учебник. Приснились ему цветы, которые они летом вместе с Медвежонком собирали для Зайца. Так что же приснилось Ежику? (Показывает картинку или слайд.) – Сколько цветов? – Как записать этот результат? – Найдите эту цифру в учебнике. Как с помощью графической модели мы покажем соответствующее количество предметов? – Найдите цифру, похожую на цифру 9. Назовите. – Какое количество предметов мы можем обозначить с помощью цифры 6? |
– Ежику приснились цветы.
– Их девять. – С помощью цифры 9. – Изобразим девять красных кружков. Изображают графическую модель.
– Это цифра 6. – Шесть предметов. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебных задач; проводят сравнения. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: проявляют интерес |
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | |
| – Что же еще приснилось Ежику? Изобразите графическую модель. – Во сне ему приснилось, что он поет самую любимую песню со своими друзьями «Облака, белокрылые лошадки…». – Что же еще приснилось Ежику? – Сколько облаков приснилось? – Как записать этот результат? – Найдите эту цифру. Выполните графическую модель. (Использует демонстрационное табло.) Было 8 облаков, приплыло еще 1 облако. Сколько всего облаков? На доске: 8 + 1 = 9. – Как называется эта запись на доске? – Как по-другому в математике называются части? – Как называется целое? Кто сможет составить второе числовое выражение? Почему? – Покажите это с помощью рук.
– Что происходит с результатом? Запишите числовое выражение в тетрадях в первый столбик. – Составьте следующие числовые выражения. | – Рыбки.
– Ему приснились облака. – Восемь. – С помощью цифры восемь. Изображают восемь кружков.
– Стало девять облаков.
– Числовое выражение. – 1 слагаемое, 2 слагаемое.
– Результат суммы. 1 + 8 = 9. Части меняются местами.
Показывают части и как они меняются местами. – Результат остается прежним.
С помощью рук показывают действия с частями и комментируют вслух. |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | |
| – Назовите компоненты действия вычитания. – Вспомните, как мы выделяем части и целое. Выделите. – Проснулся Ежик, а за окном зима. Нужно вставать и домашними делами заниматься. Поможем Ежику проснуться до конца, взбодриться | – 9 – 1 = 8; 9 – 8 = 1. – Уменьшаемое, вычитаемое, разность. – Части подчеркиваем, целое обводим в кружок |
|
Гимнастика для глаз | Звучит музыкальное сопровождение «Вот какой букет у нас» | Выполняют упражнения |
|
VII. Самостоятельная работа (6 мин) | Задание учебника. 2-й столбик решают в парах и проверяют совместно. 3-й столбик делают самостоятельно и меняются учебниками для проверки друг у друга зелеными карандашами. 4-й столбик решают самостоятельно и проверяют по образцу на доске. – После выполнения 4-го столбика нарисуйте соответствующий кружок: зеленый – все выполнил без ошибок, желтый – были затруднения, нашел ошибки и исправил самостоятельно, красный – не справился с заданием, было трудно | Самостоятельно выполняют задание, проводят проверку, оценивают свою деятельность | Регулятивные: принимают учебную задачу; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные: осуществляют анализ объекта с выделением существенных признаков; проводят сравнение. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения; рассуждают, делают выводы и обобщения |
VIII. Повторение, включение в сис- | – К вечеру Ежик почувствовал себя плохо. Нужно срочно вызвать… – Доктор Айболит пришел и предлагает задание, которое нужно выполнить Ежику. Но Ежик | – Врача.
– Ежику должны помочь друзья. Мы ему поможем. | Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. |
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | |
тему знаний (5 мин) | так слаб, ему так плохо. Кто же ему поможет? Вы как думаете? Делит учащихся на варианты. I вариант. Решает первый столбик числовых выражений. II вариант. Решает второй столбик. – Кто помогал решать первому варианту? – Кто помогал решать второму варианту? – Кто стоит по счету девятым? – Где мы встречаем в жизни цифру 9? Где используем эту цифру?
– Кто из вас живет в 9-м доме? – Кто родился 9 числа? – В каком классе вы будете учиться, когда вам исполнится 9 лет? – А какой праздник мы отмечаем 9 мая? | – Нам помогали Кит, Дельфин, Ежик. – Воробей, Бабочка, Собачка. – Бабочка. – Подписываем открытки с днем рождения, указываем в адресе на конверте, находим и читаем в учебнике номер 9, задачу 9, вопрос 9, определяем этаж 9, какой высоты здание, жилой дом, маршрут троллейбуса, номер микрорайона, узнаем кнопку в лифте, на телефоне, дату в календаре… Отвечают на вопросы | Познавательные: строят простейшие индуктивные рассуждения (на основе сравнений 2–3 объектов формулируют общий вывод о наличии Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций; понимают необходимость в общении правил вежливости |
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности (3 мин) | – С каким числом работали сегодня на уроке? – Как образовать число девять? – Из каких частей состоит число девять?
– Всем ли легко справляться с составом числа девять? – У всех ли получилось писать цифру 9? – Так чем мы будем заниматься на следующем уроке? | – С числом 9. – К 8 прибавить 1. – Число девять состоит из частей: Ответы учащихся.
– Продолжать писать цифру 9. | Регулятивные: обращаются к способу действия, оценивают свои возможности; осознают уровень и качество выполнения; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. Коммуникативные: строят монологические высказывания; участвуют |
Окончание табл.
2 | 3 | 4 | |
| – Кому мы сегодня помогли на уроке? Показывает рукой на Ежика (на плакате написано стихотворение): Раз, два, три, четыре, пять! Я хочу успешным стать. Буду я стараться Будет получаться! – Вы сегодня успешно поработали, вы старались, у вас многое получилось. Я довольна вашей работой, молодцы! | – Мы сегодня помогли Ежику | Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное |