ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УРОКУ
ТЕМА: задачи на уменьшение числа на несколько единиц (на два множества)
РЕШАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛИ:
— образовательные: закрепить знание этапов решения задач; усвоить решение задач на уменьшение на несколько единиц; различать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц ( с двумя множествами); проверить усвоение понятий «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус», «слагаемое», «сумма»
— развивающие: активизировать мыслительную деятельность обучающихся, развивать память, мышление, речь.
— воспитательные: воспитывать интерес к математике, культуру работы в группах, парах.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
— предметные: слушать, запоминать, решать задачи арифметическим способом; читать, используя математические термины; выполнять задания творческого и поискового характера
— метапредметные регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю или партнеру; выполнять правила работы в группе, в паре.
— личностные: мотивация учебной деятельности, проявлять интерес к новому содержанию урока.
МЕСТО УРОКА: 1 класс. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.
ТИП УРОКА: усвоение новых знаний.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: научить отличать задачи на уменьшение на несколько единиц от задач на увеличение на несколько единиц, закрепить выбор арифметических действий к каждому типу задач, вырабатывать навык самооценки и оценки работы в группе.
ОБОРУДОВАНИЕ: кружочки для рефлексии, «подарок», записи на доске «на …меньше», этапы урока с символами для групповой работы, зеленая и зелено-красная полоски, счетный материал, раздаточный материал с задачами для групповой работы, рабочие тетради.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
КОНСПЕКТ УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
| -ребята, я у вас сегодня первый раз на уроке и очень волнуюсь, поэтому у меня к вам просьба – давайте вы покажете, что вы умеете, а я вас научу решать задачи. Все ваши ответы – это кружочки, которые вы будете класть в «подарок». Ведь скоро Новый год. |
|
и целеполагание. | Объявление темы : Мы сегодня будем решать задачи, в которых есть слова «на … меньше» Вопрос: как вы думаете, чему вы научитесь к концу этого урока? Учитель показывает запись «на … меньше» | Обучающиеся планируют, какие они получат знания (решать задачи на уменьшение на несколько единиц, правильно выбирать действие для решения этих задач, рассуждать, доказывать, оценивать свои достижения.) |
знаний |
Фронтальная работа. Учитель предлагает ответить на вопросы карточками + и -: увеличить, отнять, прибавить, уменьшить, на 4 больше, сумма, на 3 меньше, слагаемое, всего, осталось. Рефлексия: учитель подтверждает своими карточками — верно. | Дети показывают карточками +, — ответы.
|
|
Постановка проблемной ситуации:
От второй полоски отрываю часть. Какая стала эта полоска? На сколько? А оставшаяся часть стала меньше, чем первая? Вывод: эта полоска такая, но без красной.
Каким действием будем решать? Покажите карточку. Почему?
|
Ответ: такая же.
Ответ:меньше, на красную часть
Ответ: на 1 меньше. Показывают карточку с — . Потому что без одного, груш меньше. |
| Интерактивная игра в группах «Собери задачу». — ребята, из каких этапов состоит задача? Учитель вывешивает плакаты с этапами в символах. — у вас есть карточки на которых написаны задачи. «Солнышки» — условия, «божьи коровки» — вопросы, «бабочки» — это решения, «пчелки» — это ответы. Перекличка. Задание: к условию подобрать все этапы задачи. Проанализировать – соответствует ли решение опорному слову. Учитель фиксирует на доске состав числа по задаче. Когда попадается задача с «на… больше», дети должны сделать вывод, что эта задача не соответствует нашей теме урока. Рефлексия: как найти часть от числа? |
Ответ: условие, вопрос, решение,ответ.
Дети встают по признаку символов. Дети делают анализ соответствия.
Рефлексия: дети должны сделать вывод о несоответствии этой задачи теме урока. Вывод: нужно из целого отнять вторую часть. |
| Работа в парах. Рабочая тетрадь с.5, задачи №1 и №4. Нужно посоветоваться в парах, какая задача подходит к нашей теме урока и решить ее. Показать знаком, что пара готова. | Дети должны сказать, что задача №1 соответствует нашей теме и решить ее. |
| — ребята давайте вспомним, чему вы хотели сегодня научиться? Научились ли вы решать задачи, где есть слова «на…. меньше»? Что значит «столько же, но без двух» В решении этих задач какой знак должен быть? Как найти часть от числа? — ребята, у кого остался один кружочек? Значит сколько вы бросили в подарок?и т.д. | Ответы детей.
Ответы детей на повторение состава числа 10. |