Тема урока: «Знакомство с задачей» . Форма : Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Познакомиться с понятием задача и её составными частями.
Задачи:
Предметные:
— рассмотреть отличие задачи от математического рассказа;
— находить и выбирать способ решения текстовой задачи;
— объяснять (пояснять) ход решения задачи.
Метапредметные:
Личностные УУД:
— формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
— формировать представление о значении математики в жизни человека.
Регулятивные УУД:
— формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
— овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи.
Познавательные УУД:
— формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
— под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
— под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы.
Коммуникативные УУД:
— принимать участие в работе парами и группами;
— понимать задаваемые вопросы;
— выражать свою точку зрения;
— адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универ. учебные действия | ||||
1.Мотивация к учебной деятельности. Цели этапа: 1.Создание условий для восприятия учебного материала. 2. Создать условия для мотивировки активной, осознанной деятельности учащихся. | Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей, Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу! Мы будем учиться сегодня решать, Исследовать, сравнивать и рассуждать, Секрет математики вновь открывать. Но для начала, как всегда, Нужна гимнастика ума. — Над развитием, каких умений мы будем с вами сегодня работать? Кто запомнил? | Уметь -сравнивать; -исследовать; -рассуждать; — решать…
| Регулятивные: планирование деятельности Личностные: мотивировка на достижение цели.
| |||
2. Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.
Цель этапа: Создание условий для активизация опорных знаний, подведения учащихся к целеполаганию.
| Открываем тетради, записываем число, К/р. Написание цифры 2. Сегодня мы пропишем нелюбимую вами цифру? А почему она для учеников нелюбимая? Надо постараться написать хорошо, чтобы она никогда не омрачала наш учебный процесс. Подчеркните цифру, которая получилась у вас лучше всего, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, оцените друг друга ( самооценивание и взаимооценивание).
1. Сравните предметы. — Каких больше? — На сколько? ◊ ◊ ◊ ◊ ◊ ◊ ∆∆∆∆ 2.-Подберите к каждому рисунку вопрос. Объясните как получить ответ?
а)
б)
3.–Придумайте вопрос к каждому рисунку. Подберите правильную запись.
3 и 1 это 4 4 без 1 это 3 3 и 2 это 5
3 и 3 это 6 6 без 3 это 3 2 и 2 это 4
|
Оцениват друг друга |
Познавательные: характеристика объекта на основе анализа и сравнения объектов.
Личностные : ориентирование на ситуацию успеха. Регулятивные: умение оценивать результат своих действий.
| |||
3.Открытие новых знаний и способов действий Цели этапа: 1.Вовлечение учащихся в постановку темы и цели урока. 2. Создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока.
| 1.Работа с учебником с.66 №1 –Прочитайте текст, найдите в нём название компонентов задачи.
— Так как, вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?
Как понимаете слово задача? К следующему уроку найдите объяснение этого слова в словаре. Давайте попробуем применить полученные знания на практике. 2. Найди карточки с задачами. Объясните свой выбор, используя слова условие, вопрос.
| Выполняют задание самостоятельно.
Работа в парах. | Познавательные: характеристика объекта на основе анализа и сравнения объектов. Коммуникативные: работа в парах.
| |||
4.Первичное закрепление новых знаний и способов действий Цель этапа: Создание условий для применения на практике новых знаний
| 1.Работа у доски. В тарелке было 4 сливы. Мальчик съел 2 сливы. Сколько слив осталось на тарелке? 2.Работа в тетради с печатной основой с. № -Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, оцените друг друга ( самооценивание и взаимооценивание).
| 1.Решают задачу вместе с учителем и записывают в тетрадь по образцу, написанному на доске.
2. Самостоятельная работа. | Познавательные: классификация по самостоятельно выделенным признакам. Коммуникативные: работа в парах. Личностные : ориентирование на ситуацию успеха. Регулятивные: умение оценивать результат своих действий.
| |||
5.Рефлексия Цель этапа: Создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации на основе рефлексии
| — Подведём итог урока. — Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.) — Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) — Что нового узнали? — Чему научились? — Что понравилось?
|
| Познавательные: ориентирование в системе знаний.
|
III. Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.
Цель этапа: Создание условий дляактивизация опорных знаний, подведения учащихся к целеполаганию
Формируемые УУД: Регулятивные: выполнение действий в уме.
1 задание. Устный счёт.( Слайд 2. На экране появляется математическая цепочка, ученики выбирают верную стрелку с правильным знаком действия, если работа выполнена, верно, появляется слово «Молодцы»)
Выбери по стрелке действие и выполни его. Контролировать и оценивать эту работу будет компьютер. После выполнения мы узнаем его решение.
2 задание. Минутка чистописания.
Формируемые УУД: Познавательные: осуществлять анализ. Регулятивные: оценивание результата своих действий.
Открываем тетради, записываем число, К/р.
Слайд 3 Написание цифры 2.
Сегодня мы пропишем нелюбимую вами цифру? А почему она для учеников нелюбимая?
Надо постараться написать хорошо, чтобы она никогда не омрачала наш учебный процесс.
Подчеркните цифру, которая получилась у вас лучше всего, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, оцените друг друга ( самооценивание и взаимооценивание).
3 задание. Игра « Отгадай слово».
Формируемые УУД: Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу, : оценивание результата своих действий и действий одноклассника.
Коммуникативные: формировать речь в режиме высказывания.
Продолжаем оказывать помощь снеговику?
Для этого мы должны правильно записать выражение и найти его значение. Правильно выполнив задание, мы отгадаем слово, которое поможет нам собрать снеговика.
У доски по цепочке работают ученики, остальные самостоятельно в тетради.
-Увеличить 6 на 2 8-з (код на карточках, на доске)
-Уменьшить 7 на 4 3-а
— Одно слагаемое 5, другое 2 7-д
— Уменьшаемое 5, вычитаемое 2 3-а
— Сложить 3 и 3 6-ч
— Вычесть из шести три 3-а
Оцените работу учеников. Кто быстрее считал? Кто более аккуратно написал?
IV. Формулирование темы и цели урока.
Цель этапа: Вовлечение учащихся в постановку темы и цели урока
Формируемые УУД: Познавательные: умение осуществлять анализ; классификацию объектов; работа с информацией.
Регулятивные: умение формировать учебную задачу.
Коммуникативные: формировать речь в режиме высказывания.
Так как, вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?
Как понимаете слово задача?
К следующему уроку найдите объяснение этого слова в словаре.
Физминутка « Снеговик» (Подвижная)
Цель этапа: Создание условий для сохранения здоровья учеников.
Формирование УДД: Личностные: осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья .
V. Открытие нового знания
Цель этапа: Создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока.
Формируемые УДД: Познавательные: характеристика объекта на основе анализа и сравнения объектов.
— Слайд 4. Посмотрите на предложения. Как вы думаете, есть ли здесь задачи?
Почему так решили? Докажите.
А что мы делаем со стоящими перед нами задачами?
Какая цель будет стоять перед нами?
(Решать, составлять, сравнивать, анализировать…)
— А теперь снеговик предлагает нам поработать с учебником.
Откройте учебник на стр. 34, № 84
Прочитаем задание.
а) составьте по рисункам математический рассказ;
— Для чего развешиваем кормушки?
б) какой математический рассказ можно составить по нижним рисункам?
Чем отличаются эти рассказы? ( есть вопрос).
Математический рассказ, в котором есть вопрос, мы будем называть задачей.
Что можно сделать с задачей?
Как решить? Какое действие мы выберем для решения этой задачи? Почему?
Запишем решение у доски. ( работает 1 ученик)
5+3=8
Кроме вопроса и решения есть ответ и условие.
— Как вы думаете, где условие?
— А где ответ?
Ответ записывается так: 8 снегирей.( Назовите опасные места в слове).
— Так из каких частей состоит задача? Кто был внимательным и может повторить?
( Вывешиваем карточки на доску)
Физминутка( для глаз)
Цель этапа: Создание условий для сохранения здоровья учеников.
Формирование УДД: Личностные: осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья .
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано:
Где — окно, а где – кино
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
VI. Первичное закрепление. Самостоятельная работа в парах.
Цель этапа: Создание условий для применения на практике новых знаний
Формирование УДД: Познавательные: классификация по самостоятельно выделенным признакам. Коммуникативные: работа в парах. Личностные : ориентирование на ситуацию успеха. Регулятивные: умение оценивать результат своих действий.
Составьте задачу по рисунку и решите её. Оцени свою работу по шкале (простым карандашом).
Сравните с доской. Оцените своё выполнение задания. Внесите исправления, если нужно. Вновь оцените свою работу, используя синюю ручку.
Назовите условие. Вопрос. Решение. Ответ.
Как вы думаете, а снеговик был бы доволен нами? Почему?
VII. Закрепление изученного материала.
Проверка уровня полученных знаний. Тест.
Цель этапа: Создание условий для применения имеющихся знаний, умений.
Формирование УДД: Познавательные: осуществление анализа и сравнения объектов, строить небольшие высказывания в устной форме;
Коммуникативные: работа в группах; выражать свою точку зрения.
— Из предложенных вариантов выбрать те, которые являются задачами. Работа по карточкам.
Карточка
— На ладонь снеговика упали снежинки. Потом ещё несколько снежинок. Сколько дней продолжался снегопад?
— На ладонь снеговика упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Была зима.
— На ладонь снеговика упало 4 снежинки. Потом ещё 2 снежинки. Сколько всего снежинок упало на ладонь?
— Докажите? Как будете решать? Какой будет ответ?
Оцените работу своей группы.
Мы справились со всеми заданиями снеговика. Так давайте вспомним из каких частей состоит задача, и расположим их в правильном порядке.
Дети составляют снеговика. Молодцы!
VIII. Итог урока
Цель этапа: Создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации на основе рефлексии
Формирование УДД: Познавательные: ориентирование в системе знаний.
Подведём итог урока.
— Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
— Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
— Что нового узнали?
— Чему научились?
— Что понравилось?
Снеговик приготовил вам за хорошую работу подарок. Раскрасьте снеговиков и составьте про них задачу.( Каждому ученику раздаётся картинка- раскраска снеговика).