Урок математики во 2 классе
Урок-путешествие на машине времени.
Тема урока: Единицы длины. Метр.
Цель: Формировать представление о единицах длины; познакомить с единицей длины метр.
Задачи:
— повторить уже изученные единицы длины: сантиметры, дециметры, дать представление о метрах; научить выполнять вычисления с единицами длины;
— развивать мышление, память, логику; продолжить развитие навыков счета и решения задач;
— воспитывать положительный настрой к точным наукам и истории, стремление оказать помощь нуждающимся.
Тип урока: урок изучение новой темы.
Материальное обеспечение: плакат с изображением машины времени, иллюстрации художника С.Михайлова « Измерение локтями и пальцами в Древнем Египте», метровая линейка, листы с заданиями, отрывок музыкального произведения группы « Enigma»
Межпредметные связи: познание мира, литературное чтение.
Ход урока
І. Повторение изученного материала
Математику,друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука- это математика.
— Ребята, вы уже знаете, что многие знания к нам пришли из глубины веков. Наши далекие предки позаботились о том, чтобы нам жилось легче, и изобрели многие вещи. Еще в древностилюди поняли, что пещеры не самое удобное место для жилья, и сами стали возводить себе жилища. При их сооружении людям приходилось выполнять разнообразные измерения. Вбитые в землю колья нужно было делать определенной высоты, а вбивать их следовало один от другого на равных расстояниях. Измерения длины было необходимо на охоте, рыбной ловле, при обработке земли и посадке растений. ( показ иллюстраций о первобытных людях)
Вот сегодня на машине времени мы отправимся в прошлое и узнаем, откуда появились единицы длины.
А кто помнит, какие единицы длины мы изучали в 1 классе?
( сантиметры и дециметры)
Сколько сантиметров в одном дециметре?( 10см)
Для того ,чтобы машина времени заработала, нужно решить неравенства.
1дм 3см* 14 см 1дм5см* 12см
18см*2дм8см 23см* 1дм9см
-Чтоөто наша машина никак не работает. Посмотрите ,что за листочек выпал из машины? Это задания на устный счет.
-Увеличьте 10 на 2.
-Уменьшите 16 на 10.
-Увеличьте 9 на 7.
— Уменьшите 12 на 6.
— Увеличьте 20 на 30.
ІІ. Работа над новым материалом
( Звучит музыка)
-Молодцы , ребята, наша машина заработала. И мы с вами оказались в древнем Египте. Посмотрите на иллюстрацию. Как вы думаете, чем занимаются древние египтяне? Древние египтяне измеряют эту колонну. Дело в том, что раньше для измерений использовали ступни, локти, длину пальца или даже ширину.
— Как вы думаете, точны ли были эти измерения? Почему?
( нет, потому что люди были разного роста, имеют разную длину ступни , локтя,пальца)
Решим задачу:
Два древних египтянина решили построить себе дома.Длина одного пальца египтянина равнялась 8 см. На сколько палец первого египтянина короче , если длина второго египтянина равна 10 см?
— Можем ли мы сразу ответить на вопрос? Что для этого нужно?
Какое правило мы должны помнить при вычислении этой задачи?( чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого , нужно из большего числа вычесть меньшее)
10-8= 2 см ( да палец первого египтянина на 2 см. короче пальца второго египтянина)
Как вы понимаете, подобные измерения не всегда точны. На машине времени мы перенесемся ХХ век.
( Звучит музыка)
Здесь уже появились специальные линейки?длины которых были одинаковыми. Именно эти линейки использовались для более точных измерений. Однако в разных местах проживания такие линейки назывались по-разному: фут, локоть,туаз,аршин. Это тоже было не совсем удобно, поскольку , приезжая в дрегую страну, математикам, строителям, портным и.т.д. приходилось заново изучать систему измерений.
Мы еще раз попросим машину времени перенести нас в 1875г.
(Звучит музыка)
Именно в 1875г. Представители 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы измерений. Эта система была разработана во Франции еще в 1799г. Отныне большинство стран пользуются этой системой измерения. За основу в этой системе взят метр. Метрическая система мер удобна тем, что в ней 10 мелких единиц всегда составляют новую единицу. Например, 10 мм составляют 1 см, 10 см составляют 1 дм, 10дм составляют 1 метр. Достаньте свои линейки.
— Посмотрите внимательно, что отмечено на линейке цифрами?( сантиметры)
Однако каждый сантиметр разделен на более мелкие отрезки. Посчитайте, сколько их?(10)
Кто знает, как называется маленький отрезок?( миллиметр)
Правильно, миллиметр. Так сколько в каждом сантиметре миллиметров?(10)
Сравните 15 мм и 1 см 5 мм. Какой знак поставим?
( равно)
Посмотрите на мою линейку. Здесь ровно 1 метр. В 1 метре 10 дециметров, 100 сантиметров и 1000 миллиметров.
-Давайте сравним : 99 см и 1 м. Что больше?(1 м)
— Почему?( в нем 100см, а это больше, чем 99см)
Физминутка
-Ребята, а сейчас мы немного отдохнем и проведем зарядку.
Все мы делаем зарядку-
1,2,3,4,5.
Надо нам присесть и встать№
Руки вытянуть пошире-1,2,3,4,5
Наклониться-3,4.
И на месте поскакать.
-Ребята, а сейчас нам нужно вернуться в свое время. Однако посмотрите, машина времени выдает нам еще задание. Она перенесет нас обратно только после того, как убедится, что вы поняли новый материал.
( учитель достает из машины времени листок с заданием и крепит на доске.
-Подумайте, на сколько сантиметров 1 м больше 1 дм?можем мы сразу ответить на этот вопрос?( нет)
-Что нам нужно сделать в первую очередь?( перевести метры и дециметры в сантиметры.)
— Что у нас получилось?( в 1м-100см, а в1 дм-10см.)
-Можем ли мы теперь ответить на вопрос?(да)
-Что для этого нужносделать? (от100 отнять 10)
-Какой ответ у нас получится?( на 90 см 1 м больше 1 дм)
(Звучит музыка)
-Молодцы, мы снова оказались в нашем времени.Теперьмы сможем провести небольшую самостоятельную работу. Решите задачу.
На изготовление двух ремней у Айдара и Дамира ушло 2 дм кожи . На сколько ремешок Айдара оказалась короче , если ремешок Дамира равняется 12 см? ( ребята самостоятельно решают эту задачу в парах)
-Давайте проверим, как вы решили задачу. О чем задача?
( о ремнях)
-Сколько кожи ушло на изготовление двух ремешков?(2 дм)
— Какая длина у Айдарового ремня?(12см)
-Можем мы сразу ответить на главный вопрос?(нет)
— Что вы находили сначала?( длину всей кожи выразили в см.)
-Как вы отвечали на главный вопрос?( 2дм это20см.20-12 равно8см,затем12-8 равно 4 см.)
-Какой написали ответ?( ремень Айдара на 4 см короче, чем у Дамира.)
ІІІ. Подведение итогов
Чем мы занимались на уроке?( Побывали в прошлом, считали, решали задачи.)
Что новоговы узнали?(Что в прошлом для измерения пользовались локтями, ступнями,пальцами, а затем приняли единую систему единиц)
Как называется система? Почему?(Метрическая,так как в основе лежит метр)
Чем удобна эта система? (10 мелких единиц всегда составляют новую единицу)
Сколько миллиметров в 1 см?( 10мм)
Чему равен 1 дм в сантиметрах?(10см)
Сколько дециметров содержит в себе 1 м? (10дм)
Чему равно 100см?( 1 м)
IV. Домашнее задание.
Выучить единицы измерения. Стр.64 №2( б)
( Личностно ориентированный подход в обучении)