Предмет: Математика
Тема: Прямоугольник.
Метапредметные цели:
познавательные УУД Создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, выполнение заданий с использованием материального объекта (линейки).
коммуникативные УУД — развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, сотрудничество учеников в группе, планирование совместной деятельности.
регулятивные УУД — контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий, формирование оценочной самостоятельности учащихся.
личностныеУУД – проявление познавательной инициативы в оказании помощи одноклассникам.
Предметные цели: познакомить с прямоугольником, выявить основные свойства прямоугольника; учить узнавать его на основе существенных свойств; формировать навыки изображения данной фигуры; совершенствовать вычислительные навыки.
Осваиваемые понятия: (новые слова, термины): Прямоугольник.
Оборудование:
Моро М.И. учебник для 2 класса. – М.: Просвещение», 2009.
Презентация к уроку, снеговик, снежинки с фигурами, карточки с примерами, конверты с геометрическими фигурами, карточки с геометрическими фигурами.
Содержание урока | Основной вид деятельности учащихся | Формируемые УУД (личностные и метапредметные результаты) | |||||||||||||||||||||||||||
I.Организационный момент. Приветствие. | Придумано кем-то просто мудро При встрече здороваться : -Доброе утро! -Доброе утро!- солнце и птицам. -Доброе утро!- улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым…. И доброе утро длится до вечера! Доброе утро, ребята! Проверьте, всё ли есть на столе: учебник, тетрадь, дневник. Письменные принадлежности: линейка, ручка, карандаш. |
| Регул.УУД: самоорганизация и самостоятельная организация своего рабочего места Личн.УУД: вызвать желание у детей работать, настроить на трудовую деятельность, развитие организационных умений | ||||||||||||||||||||||||||
II. Проверка домашнего задания. |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
III. Мотивация к учебной деятельности. | Итак, начнем урок. Отгадайте-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке. Дни его всех дней короче Всех ночей длиннее ночи На поля и на луга До весны легли снега. — О каком месяце года говориться в загадке? Д: Это декабрь. — Декабрь – месяц, какого времени года? Д: Зимы (Слайд 1) Зимушка-зима приглашает нас в гости в зимнее царство. А чтобы вы та мне скучали, она со своими друзьями приготовила интересные задания. |
|
Позн. УУД – развитие познавательного интереса Ком. УУД – развитие умения точно и правильно выражать свои мысли
| ||||||||||||||||||||||||||
III. Устный счёт.
| Несколько заданий нам приготовил Снеговик. (По щелчку появляется Снеговик) Но он пришёл к нам до урока и от тепла успел растаять.( По щелчку Снеговик исчезает) Давайте поможем ему приобрести первоначальный вид. а) Чтобы скатать первый ком, надо решить задачу на смекалку. ( Читаю на первом круге. После решения прикрепляю к доске первый ком.) б) А теперь поможем Снеговику порядок навести, «лишнее» число в ряду найти. (Слайд 2) 10, 20, 30, 40, 55,60,70. 1,3,6,9,13,15.18. 1,2,31,4,5,6,7. -Почему оно лишнее? (Прикрепляем второй ком.) в) Чтобы скатать третий ком, надо ответить на вопросы. Послушайте задачу. На новогоднюю елку Зимушка-Зима повесила 54 шарика и 10 фонариков. — Посмотрите на схему. (Слайд 3) Какой вопрос будет в задаче? — Сколько всего шаров и фонарей на елке?(62) — Как узнали?(52+10) Посмотрите на вторую схему. (По щелчку) — Какой вопрос будет в этой задаче? — На сколько шариков больше?(42) — Как узнали?(52-10) (Прикрепляем третий ком.) г) Чего не хватает на лице Снеговика? (Морковки) Где же она? Ах, вот, чуть не потерялась. Смотрите-ка, тут есть задания.
— Ответим на первый вопрос ( Ответы детей) — А теперь загадка: «Белые морковки, а зимой растут» — Что это за морковки? Д: Это сосульки (Слайд 4) (Прикрепляем носик-морковку Снеговику.)
д) И сосульки приготовили нам задания. Мы знаем, что они бывают разной длины.
|
| Ком.УУД- умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устой речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; осуществлять контроль деятельности; Позн.УУД: (общеучебные): проявляет самостоятельность в игровой деятельности; ПУУД (логические): классифицировать предметы по их признакам, высказывать своё мнение. | ||||||||||||||||||||||||||
VI. Физминутка. | Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдет ко мне мороз, Тронет руки, тронет нос. Значит надо не зевать… — Отвечаем хором. (Учитель показывает карточки с примерами.)
Ай да счет! Игра и только! Отдохнули? Садитесь.
|
| Личн.УУД (установка на здоровый образ жизни)
| ||||||||||||||||||||||||||
V. Введение нового. 1.Постановка учебной проблемы. Вывод темы, целей урока.
2. Построение проекта выхода из затруднения.
3. Поиск решения(метод подводящего диалога). Реализация построенного проекта.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
VII.Физминутка. | — Из каких фигур состоит Снеговик? — Чего ещё не хватает на голове Снеговика? (Головного убора) — Что лежит у вас на партах? (Геометрические фигуры) -Это головные уборы для Снеговика. Но он носит только четырёхугольные шляпы. Выберите их. — Все ли они подойдут Снеговику, если сегодня в моде только шляпы с прямыми углами. ( Нет, у некоторых четырёхугольников не прямые углы) — Кто догадался, что мы сегодня будем изучать? ( Четырёхугольники с прямыми углами) -Может быть кто-то знает, как называются такие четырёхугольники? Выскажите свои предположения. ( Ответы детей) -Какой тогда возникает вопрос? ( Что это за фигура?) На доске: ?
— Где об этом можно узнать? ( У родителей, учителя, в учебнике и т.д.) — Правильно ребята, но родителей сейчас рядом с нами нет, прочитать в учебнике — слишком просто. Остаётся узнать у учителя. Я зашифровала название этой фигуры. Расположите цифры на карточках в порядке возрастания. Если вы сделаете это правильно, на доске появится название этой фигуры.
На воске числа.
-Так, как же называется эта фигура? (Прямоугольник) — Кто думал так же? Молодцы! Так, такая у нас сегодня тема урока? (Прямоугольник) -Ответили мы на поставленный вопрос? (Учитель рядом с фигурой прикрепляет карточку с темой урока) Прямоугольник
-Ребята, мы узнали, что это за фигура. А что ещё вы хотите узнать о прямоугольнике? — Поставьте каждый для себя цель, соответствующую теме нашего урока? (Цели вывешиваются на доске) Например: Узнать особенности этой фигуры.
Узнать, где применяют в жизни.
Научиться чертить. -Какой запланируем результат?
-Отметьте значком, на каком отрезке знаний вы находитесь сейчас? (Отмечают на полосках) — Желаю вам достичь ваших целей. А я ставлю перед собой цель – помочь вам достичь ваших целей. Давайте работать над достижением первой, узнаем особенности прямоугольника.
Проведём исследование. Поработаем в группах. Вспомним правила работы в группах.
-Посмотрите на карточки с геометрическими фигурами. Обведите четырёхугольники красной замкнутой линией. -Обведите прямоугольники жёлтой замкнутой линией. — Каждая группа назовёт номера четырёхугольников и номера прямоугольников. Проверьте, так у вас получилось? (Слайд 5) — Что вы заметили? (Одна замкнутая линия находится внутри другой) — Какой сделаем вывод? (Прямоугольник – это четырёхугольник.) (На доске вывешивается запись) Прямоугольник – это четырёхугольник
— Где мы можем проверить свои предположения? ( В учебнике) — Прочитайте правило в учебнике на стр. ______. Что вы можете сказать? (Наш вывод совпадает с выводом учебника) — Чего мы ещё не сказали, а вы это узнали из учебника? (У прямоугольника все углы прямые) -Молодцы! (На доске вывешивается запись) все углы прямые
— Так, что же такое прямоугольник? Сделаем вывод. ( Ответ по опорной схеме) Вывод: Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые. — Сложите прямоугольник из палочек.
-Кто ставил перед собой цель узнать особенности четырёхугольника, который мы называем прямоугольником? Вы добились цели? Ещё раз повторите, что такое прямоугольник.
-Всех ли целей уже достигли? Каких не достигли? Что будем делать? ( Будем узнавать, где применяют прямоугольник) — Посмотрите внимательно на предметы, которые находятся в нашем классе. Какие из них имеют прямоугольную форму? (Ответы детей) -Почему перечисленные предметы имеют прямоугольную форму? ( Если четырёхугольник не будет прямоугольником, то стол, окна, двери, воска будут кривыми) — Дома постарайтесь найти как можно больше предметов в окружающей вас обстановке, имеющие прямоугольную форму. — На данном этапе урока, какой цели достигли? (Узнали, где применяется) — Кто ставил такую цель? Вы её достигли? Гимнастика для глаз. — Проведём электронную гимнастку для глаз «Лови снежинку»(Слайд 6-15) |
Постановка темы урока
Умение давать полные ответы
Создание проблемной ситуации, высказывание предположений
Постановка целей урока, планирование результатов.
Работа в парах.
Высказывание предположений Умение давать полные ответы
| Позн.УУД – развитие познавательного интереса к изучению геометрических фигур, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков; (общеучебные) знаково-символическое моделирование. Ком.УУД — развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; Регул.УУД — формирование оценочной самостоятельности учащихся.
Ком.УУД: умение выражать свои мысли, слушать, вступать в диалог
Лич.УУД (установка на здоровый образ жизни)
| ||||||||||||||||||||||||||
VIII.Чистописание. Запись даты. | — Запишите сегодняшнюю дату, классная работа. Выпиши минутку чистописания. |
| | ||||||||||||||||||||||||||
IX. Работа с учебником.
Резервное задание
| -Давайте ещё раз вспомним тему урока. Какие цели ставили? Каких достигли? Чему ещё не научились? (Чертить) Будем учиться? — Прочитайте задание 2, стр. 12. Трудно? Помогут нам фигуры на слайде. (Сайд 16) — Сколько шагов в задании? (4) — Прочитайте 1 шаг. 1) Начертите треугольник с прямым углом. — Какую фигуру с плаката начертим? -Прочитайте 2 шаг. 2) Начертите четырёхугольник, у которого все углы прямые. — Какую фигуру с плаката начертим? — Прочитайте 3 шаг. 3) Начертите четырехугольник, у которого 2 угла прямые, а другие нет. — Какую фигуру с плаката начертим? -Прочитайте 4 шаг. 4) Раскрасьте прямоугольник простым карандашом — Фигуру под каким номером раскрасили? — Как она называется? (Прямоугольник) — Кто ставил перед собой цель научиться чертить прямоугольник? Вы её достигли? — Вспомните тему урока. Давайте вернёмся к нашему Снеговику. Так какой же формы шляпы сегодня в моде и подойдут нашему Снеговику. (Прямоугольные). Наденем ему эту модную шляпу. — Вспомните цели урока. Кто добился своей цели? Кто не добился? Что помешало? — Я тоже ставила перед собой цель, помочь вам, и я её достигла.
Задача (Слайд 17) Реши задачу.
| Самостоятельная работа. Проверка по эталону.
Обобщение | Регул.УУД: принятие и сохранение учебной задачи, освоение правила планирования, контроля способа решения; использование в своей работе линейки; оценивание своих действий; Позн.УУД: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе выполнения задания; группировать предметы по заданным признакам; Ком. УУД: умеет договариваться, строит простые речевые высказывания.
| ||||||||||||||||||||||||||
X. Домашнее задание. | С.12, № 3, 5. — Прочитайте задачу. Чего не хватает? Что же надо сделать? -Что надо сделать в задании №5? — Всем понятно домашнее задание? -Творческое домашнее задание: сочинить или найти стихотворение о прямоугольнике.
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
XI .Итог урока. Рефлексия | — Погостили мы у Зимушки-зимы. Пора домой. А помогут нам вернуться снежинки, которые лежат на вашем столе. На них геометрические фигуры. Обведите те, с которыми сегодня познакомились. Как эти фигуры называются? Почему? (Взаимороверка) -Оцените работу товарищей. — Оцените свою работу на уроке. -Отметьте значком, на каком отрезке знаний вы теперь находитесь? (Отмечают на полосках) — Наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам продолжить предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)….. Теперь я могу сам(а)… Сегодня на уроке я удивился(ась)……. Самое интересное задание для меня было… (Слайд 18) — Поставьте свои магнитики на том смайлике, с каким настроением вы заканчиваете свой урок.( Учитель озвучивает значение смайликов) — Мне понравилось, как работали на уроке…… Снеговик благодарит вас за урок, а теперь ему пора идти к другим ребятам, чтобы они тоже узнали много о новой фигуре. Спасибо всем за урок!
| Рефлексируют свою деятельность. | Регул.УУД: контролировать и оценивать свои действия |
Использованные ресурсы:
1.Моро М.И. учебник для 2 класса. – М.: Просвещение», 2009.
2.Собственная презентация
3.Слайды из презентации учитель начальных классов МОУ СОШ№1 г. Сим Челябинской обл. Ткачёвой Оксаны Николаевны.
4. Пособие «Я иду на урок».
Комментарий урока
Мною был дан урок математики во 2 классе УМК «Школа России». Тема урока «Прямоугольниик»
Урок был построен на основе технологии проблемного обучения.
Для достижения метапредметных и предметных целей на своём уроке я использовала как групповую форму работу, так и индивидуальную.
Метапредметные УУД:
1) Познавательными целями на данном уроке было:
— во-первых — развитие познавательного интереса в познании геометрических фигур, которое реализовывалось на протяжении всего урока
— во-вторых — умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков, это хорошо прослеживалось на групповой практической работе.
2)Так же на уроке формировались коммуникативные УУД:
— большое внимание, я уделяла развитию умения точно и правильно выражать свои мысли, отвечать развёрнутым ответом , кроме этого учила детей работать в сотрудничестве, слушать и слышать собеседника.
3) регулятивные УУД были направлены на формирование оценочной самостоятельности. Для этого я использовала разные виды самооценки: полоски достижений, трёхцветные смайлики; взаимооценку.
Предметными целями данного урока было: познакомить учащихся с прямоугольником и его основными свойствами, научиться чертить его, узнать о его применении в быту.
Я считаю, что урок поставленных мною целей достиг.