Технологическая карта урока
Ильина Антонина Михайловна
Класс: 2
Программа: Школа 2100
Предмет: математика
Тема: Сложение и вычитание трехзначных чисел
Место и роль урока в изучаемой теме: закрепление материала
Тема урока: Сложение и вычитание трехзначных чисел
Задачи:
Образовательные: вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 1000, умения решать задачи;
Развивающие: развивать : развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.
Дидактические средства учителя: карта, алгоритм сложения и вычитания, звезды с цифрами, карточки с примерами, образец решения, индивидуальные карточки
Дидактические средства учеников: учебник по математике для 2 класса Демидова, тетрадь
Характеристика этапов урока
Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат | |||||||
1. | 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности (субъектный и личностный уровни). | I Оргмомент | Заливистый школьный звонок Позвал опять на урок. И прекрасна, и сильна – Математики страна. Уравненья и задачи, Устный счет здесь всякий раз. Пожелаю вам удачи! За работу! В добрый час!
— Урок у нас сегодня необычный. Наш класс отправляется в путешествие. — Вы догадались, где проложим мы свой путь? — Верно, нас ждёт корабль и океан математических знаний с островами. |
— По океану математических знаний. |
| Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция | ||||||
2. | 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. | II АОЗ
| — Давайте проверим, готовы ли вы к такому путешествию. На доске: Звезды красного цвета с цифрами: 9, 0, 1; желтого цвета с цифрами: 2, 6, 7)
|
( 109, 901, 910, 190)
(267, 276, 627, 672, 726, 762.) (Они трехзначные.)
(Они состоят из трех знаков (цифр)) (Из сотен, десятков, единиц.)
| Фронтальная | Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. | ||||||
3. | Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они выполняют следующие учебные действия: 1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; 2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | Устный счёт.
Создание проблемной ситуации.
| — Посмотрите, перед вами карта нашего путешествия. Вы готовы? В путь! Первый остров на пути Тихий. Как вы думаете, почему он так называется? Устный счёт. 26+21= 78-34= 420+80= 500-60= 531+219= 535-198=
— Легко справились с заданием?
— Какую запись можно использовать?
— Может кто-нибудь догадался, какая будет тема нашего урока?
|
47 44 500 440 750 337
— Трудно было решить последние два выражения. — Выполнить действие в столбик. — Сложение и вычитание трёхзначных чисел.
| Фронтальная | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя | ||||||
4. | Проектирование и фиксация нового знания. 4. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. | Постановка учебной задачи
| — Путешествуя мы продолжим совершенствовать свои умения в сложении и вычитании трёхзначных чисел и решении задач. — Для того-чтобы правильно выполнять задания давайте вспомним Алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Результат пишу под единицами.
Результат пишу под десятками.
Результат пишу под сотнями.
— Я тетрадь свою открою и с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою: ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. — Запишем число. Классная работа. Откроем № 1. Решите примеры, записанные в столбик. Используя полученный результат, решите остальные примеры устно.
|
325 800 289 526 614 274 326+289=615 325+290=615 326+288=614 425+289=714 801-526=275 800-527=273 801-527=274 900-527=373 | Фронтальная | Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. | ||||||
5. | 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. |
Физминутка | — На горизонте новый остров. Примерный. — Кто догадался, что будем делать на этом острове? —Найдите значения выражений в № 2. 1 строчка-1 вариант, 2 строчка-2 вариант. 1 вариант: 523+135, 961-580+0, 400+206+198 2 вариант: 756-24, 834-0-798, 315+47+562 — Чем вы пользовались при решении примеров? — Молодцы! А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку (руки на поясе). Руки в сторону согнули, Вверх подняли, помахали, Спрятали за спину их. Оглянулись через правое плечо, Через левое еще. Дружно присели, Пяточки задели, На носочки поднялсь, Опустили руки вниз. |
(2 ученика с обратной стороны доски)
523+135=658 961-580+0=381 400+206+198=804 756-24=732 834-0-798=36 315+47+562=924 — Алгоритмом сложения и вычитания трёхзначных чисел.
| Индивидуальная | Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция
| ||||||
6. | 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. |
| Путешествуем дальше. Нас ждёт следующий остров. — Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить на острове Задачный? Решим задачу № 5. Но прежде вспомним меры длины. -Сколько см в м? -Сколько мм в см? -Сколько м в км? -Прочитайте задачу.
— О чём задача? — Что известно о ней? Составим схему. — Что узнаем?
-Можем ли сразу узнать? -Что найдем в начале? -Каким действием? -Что найдем после этого? -Каким действием? -Сколько действий? -Запишите решение.
— Продолжаем путь. Нас ждёт следующий остров. «Уравнительный» № 3. Решите уравнения: 1 ряд-а, 2-б, 3-в. |
100 10 1000 От куска веревки 3м 17см отрезали 1м 27см. На сколько отрезанная часть веревки меньше той, которая осталась? -о веревке Было 3м 17см, отрезали 1м 27см -на сколько отрезанная часть меньше оставшейся -нет -Сколько осталось -вычитанием -на сколько меньше -вычитанием -2
3м 17 см=317см 1м 27см=127см 1)317-127=190см 2)190-127=63см Ответ: 63см
Х-482=218 Х+357=600 Х=482+218 х=600-357 Х=700 х=243
820-Х=525 Х=820-525 Х=295 | Фронтальная, индивидуальная | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. | ||||||
7. | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
| — Продолжаем путь. Нас ждёт следующий остров. Какое испытание приготовил нам Проверочный остров, сейчас узнаем. — Выполните задание «Исправь ошибку»
Тренировочное упражнение (с допущенными ошибками) | | Индивидуальная | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. | ||||||
8. | 8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. | Итог | -Вспомним алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел |
Результат пишу под единицами.
Результат пишу под десятками.
Результат пишу под сотнями. Читаю ответ… | | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. | ||||||
9. | 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Рефлексия д/з | Продолжите предложения Я узнал: — А теперь оцените свою работу на уроке. Выберите смайлик: «улыбается» — мне всё понятно, всё выполнил верно. «строгий» — ещё сомневаюсь, допускаю ошибки. «грустный» — я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь. С. 66 № 1, с.67 № 9 | | | – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л). |