Конспект урока математики «Угол. Прямой угол» 2 класс УМК «Перспектива»
Цель:
Сформировать представление об угле и его элементах, способность к распознаванию и обозначению углов;
Познакомить с понятием «прямой угол»;
Учить находить прямой угол с помощью чертёжного угольника;
Планируемые результаты:
Личностные умения:
— проявлять интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения;
Метапредметные умения
Познавательные умения:
— развиваем умение распознавать и изображать новую геометрическую фигуру угол, прямой угол.
Регулятивные умения:
— принимать учебную цель и задачу, выдвигать гипотезы, планировать реализацию учебной задачи;
-соотносить изображение и название геометрической фигуры;
— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
— соотносить учебные действия с алгоритмом;
— оценивать правильность выполненного задания в рамках учебного диалога.
Коммуникативные умения:
— комментировать собственные учебные действия;
— вступать в учебный диалог;
— слушать собеседника и адекватно реагировать на замечания;
-согласовывать позиции и находить общее решение;
— формулировать корректные высказывания.
Предметные умения:
— знакомятся с понятием «угол», «прямой угол» и выделяют основные части угла — вершину, стороны;
— учатся чертить углы, обозначать и читать их;
— находить прямые углы с помощью чертёжного угольника.
Ход урока
Организация образовательного пространства.
Актуализация познавательной деятельности
Приглашаю в гости к жителям страны Геометрии (слад 1)
— Назовите одним словом? (геометрические фигуры)
— Назовите многоугольники. (треугольник, квадрат, прямоугольник – по щелчку фигуры исчезают)
— Назовите геометрическую фигуру, которая состоит из 4-х звеньев. (незамкнутая ломаная линия)
— Какая фигура не имеет ни начала, ни конца. (прямая)
— Назовите лишнюю фигуру среди оставшихся.(отрезок)
— Какие геометрические фигуры остались.(лучи)
— Что знаете о луче? (часть прямой, у которой есть начало, но нет конца)
Мотивация познавательной деятельности.
Я соединю точки начала каждого из лучей. Получилась новая фигура (слайд 2)
— Как называется?
Предлагаю вам построить угол (практическая работа).
Положите перед собой лист. Отметьте на нём точку А, проведите из точки А луч АВ и луч АС. Закрасьте меньшую часть. Получили угол.
— Можете доказать, что это угол?( нет, ситуация затруднения)
Цель нашего урока узнать, что такое угол, выявить его признаки.
Организация познавательной деятельности.
1. Работа с правилом
Откройте учебник с.38. Прочитайте правило.
-Назовите признаки угла (вершина, стороны).
— Покажите на своем листочке, где вы чертили угол, его вершину, сторону.
Сформулируем определение.
— Что такое угол, как он образуется (слайд 4)
Вы уже знаете, что геометрическим фигурам присваивают имена.
Назвать один и тот же угол можно по-разному.
Посмотрите, как можно назвать изображенный у меня угол: угол А, угол ВАС и угол САВ. Слово «угол» заменяют специальным значком.
— Что заметили? (везде в записях есть буква А)
— Чем она обозначает в данном угле? (вершину)
— Где записывают? (по середине)
— Как записывают буквы, обозначающие стороны?
2. Первичное закрепление.
С.38 №2 (работа в парах). Один ученик называет вершину и стороны, а другой – имена углов. Слайд 5)
Физминутка
3. Практическая работа. Знакомство с понятием «прямой угол».
Покажите свои углы друг другу.
-Чем они отличаются? (размером) (Слайд 6)
— В математике существует угол, который за свой размер получил особое название.
Возьмите лист бумаги в виде облака. Сложите его пополам, потом ещё раз пополам. Разверните. Обведите линии сгиба красным карандашом.
— Как они называются? (вертикальная и горизонтальная)
— Какие они? (пересекающиеся)
— Сколько углов образовали эти пересекающиеся прямые? (4)
— Как они называются? (прямые) (Слад 7)
— Покажите пальчиком каждый прямой угол.
— Раскрасьте прямые углы разными цветами. Поставьте точку на пересечении прямых.
— Чем будет являться эта точка для каждого из углов?(вершиной)
4. Нахождение прямых углов с помощью угольника.
— Назовите прямые углы в окружающей вас обстановке.
— Как определили? (на глаз)
В математике принято любое предположение доказывать. А поможет нам чертёжный инструмент – угольник. Рассмотрите его.
— В чем его особенность? (есть прямой угол)
С помощью угольника можно находить прямые углы.
Составим алгоритм.
— Что такое алгоритм? (определенный порядок действий для получения нужного результата)
Учитель на доске показывает, проговаривая этапы алгоритма. Затем проговаривают дети.
Алгоритм:
1.Совместим вершину прямого угла угольника и вершину угла.
2.Совместим одну из сторон угольника и сторону угла.
3. Если вторая сторона угла совпадёт со второй стороной угольника, то это прямой угол.
Проверим, являются ли названные вами углы прямыми.(те углы, которые они нашли в окружающей обстановке)
С.39 №4 (найти на чертеже прямые углы)
5. Обобщение и повторение
— Какие многоугольники имеют прямые углы? (Слайд 8)
— Что мы знали о прямоугольнике? А о квадрате?
— Что нового узнали?
— Каких новых жителей поселим в стране Геометрии? (угол, прямой угол). По щелчку появляются на экране эти фигуры.
— Решим задачу, в которой говорится о прямоугольнике и квадрате. (Работа по учебнику с.40 №9)
– Прочитайте задачу про себя.
– А теперь прочитайте задачу вслух, чтобы узнать, что известно в задаче, а что надо найти.
– Что же нам известно в задаче?
– Что надо узнать?
– Прежде чем вычислить Р, что надо сделать? (Начертить прямоугольник)
– А потом? (Найти Р).
– Как найти Р прямоугольника? (Надо длину всех сторон сложить).
– Начертите прямоугольник и найдите его Р самостоятельно.
(Проверка: решение дети записывают на доске)
– Прочитайте, что ещё нужно сделать в этой задаче.
– Любой ли квадрат надо начертить? (Нет).
– А какой? (С таким же Р).
– Сможем начертить? Почему? (Не знаем сторону квадрата)
– Что мы знаем о квадрате?
– Как узнать сторону квадрата)
– Как представить 16 четырьмя одинаковыми слагаемыми?
– Значит, чему равна сторона квадрата?
– Начертите квадрат.
Рефлексия учебной деятельности
– Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (Узнать, что такое угол, его признаки.)
– Достигли цели? Докажите.
– Что такое угол? (Это меньшая часть плоскости, ограниченная двумя лучами, имеющими общее начало.)
– Углы бывают разные. С каким видом угла вы познакомились сегодня? (С прямым углом.)
– Как вы находили прямой угол среди углов? (С помощью угольника: совмещали угол и одну из сторон угольника. Потом смотрели, совпадает ли другая сторона угла со стороной угольника.)
– Оцените свою работу на уроке.
– Выберите круги:
Зелёный – доволен собой, всё понял:
Жёлтый – допускал неточность, неуверен в знаниях;
Красный – надо постараться и успех придёт.