Урок математики
Тема: Ёмкость. Объем. Литр.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель: формирование представления об объеме как величине, о единице объема и способе его измерения на основе знаний об общем принципе измерения величин (величины измеряются с помощью мерки и могут быть записаны числом).
Планируемые результаты:
Предметные
Знать способы измерения объема, единицы измерения.
Уметь выражать результаты измерения объема числом; сравнивать единицы измерения объема.
Метапредметные
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности; уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная,фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: учебник«Математика» для 2 класса авторы А.Б. Акпаева, Л.А. Лебедева, издательство ТОО Алматыкiтап баспасы, 2013 год, компьютер, проектор, презентация, карточки для индивидуальной, парной, групповой работы, лист самооценки, индивидуальные наборы геометрических фигур,оборудование для демонстрации опыта.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Этап I . Слайд 1. Самоопределение к деятельности
Слайд 2.
| —Доброе утро уважаемые коллеги, ученики, садитесь Пусть девизом нашего урока будут следующие слова: Мы – умные! Мы – смелые! Мы – старательные! Мы – внимательные! Мы во втором классе учимся! Всё у нас получится! Конечно, у вас всё получится, ведь математика важна, потому что для ума, как гимнастика она. | Произносят стихотворение хором. Включаются в учебную деятельность |
Этап II. Слайд 3. Актуализация знаний 7 мин (индивидуальная работа)
Слайд 4.
Слайд 5. Игра: «Найди соответствие» (работа в парах) Слайд 6.
Слайд7. | Математическая разминка Индивидуально работают у доски 2 ученика 23кг-3кг = 16см *1дм6см 40кг+7кг= 3м* 30дм 78кг -70кг = 4дм2см* 42см 9кг+7см = 35 кг* 5дм3см А мы решим задачки — шутки:
О какой величине говорится в задаче?
О какой величине говорится в задаче? Проверим ребят по вариантам 1 ученика 1 вариант, 2 ученика — 2 вариант Почему не решено последнее выражение? С какой величиной ты работал. Математический диктант
— Прочитайте какие числа у вас получились? Что такое периметр квадрата? Какую величину используем? Что общего в числах? — Оцените свою работу на листке самооценки)
— В парах выполните соответствие. Докажи
— Прочитаем соответствия, согласны? Проверьте вашу работу.
—Оцените вашу работу в листе самооценки | Считают устно,составляют из геометрических фигур узор и выкладывают его на столе
Проверяют работу по эталону, отмечают свой результат в листах самооценки.
Проверяют работу по эталону, отмечают свой результат в листах самооценки
Находят соответствие между словами и картинками Называют слова соответствия (духи-запах, человек за обеденным столом — аппетит, краски-цвет, линейка-длина, весы-масса, банка-объем) Оценивают и анализируют свою работу. |
Этап III Постановка учебной задачи Слайд 8.
Слайд 9.
Выход на тему урока Слайд 10. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
| Подводящий диалог. -Назовите изученные величины? Дайте определение. Какое слово вызвало сомнение? Какова тема урока? (на доске записывается Ёмкость)
-Каковы цели урока ? — Узнать что такое ёмкость? -Узнать, с какой величиной связано измерение ёмкости. -Научиться сравнивать меры. -Называть единицы измерения новой величины | масса, длина Величина — это свойство предмета, которое можно измерить, сравнить, результат записывать числом. Потому что с этим словом мы не знакомы, не знаем, что оно обозначает.
-Будем изучать Ёмкость. (дети называют свои цели) |
Этап IV Открытие нового знания и первоначального закрепления знаний Слайд 11
10 минут Слайды 12-17
Слайды 18 – 20
(демонстрация опыта и работа в парах)
Слайд 21 20 минут | Я на урок принесла несколько предметов -Что это? Что в них общего? (стеклянные, прозрачные, это все банки) -Для чего мы их используем в жизни?
Вывод: ёмкость — это сосуд для наливания жидкости. Давайте посмотрим, сколько входит воды в бочонок, если мерку возьмём ведро. 1 бочонок – 5 вёдер А если этот же бочонок измерим банками. Сколько банок? 5=10, но 5 меньше десяти почему так? -У вас на партах тоже стоят сосуды. По рядам в парах измерьте сколько воды входит в каждый ложкой, чашечками… Что получилось? 1 ряд в стакан входит 15 ложек 2 ряд – 3 кружки 3 ряд – 2 кружки -При сравнении сосудов нас интересовал их цвет? Форма? Материал? Масса? -А что нас интересовало? -Как вы думаете, как называется такое свойство? -На какой вопрос мы сейчас ответили? Что такое объём? Это величина ? Почему? Как можно сравнивать сосуды по объёму?
Вывод: сосуды можно сравнивать по объему, когда они измерены одинаковыми мерками. |
-Банки -Для наливания жидкостей. -Нет. Участвуют в беседе с учителем, высказывают мнения.
Дети совещаются, предлагают варианты решения задачи Мы можем доказать, что они разные — переливанием. Нужно выбрать мерку. -Дети по ходу опыта, дают комментарии. -Нет -Нас интересовало, сколько воды входит в эти банки.
-Это вместимость или объем. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. |
Этап V.
Физминутка 2 мин | Музыкальная с упражнениями. | Дети танцуют |
Слайд 23
(измерение величин, единицы измерения величин)
ВЫВОД.
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26 Слайд 27
| Скажите, можно ли слово объем внести в нашу схему? Докажите. Величины длина масса объем см,дм
дм кг л
-Как вы думаете, какую величину мы возьмем для измерения объема? -Предположите, как мы можем записать это слово. Вывод: литр – единица измерения объёма. Историческая справка. -В древние времена мерами для измерения объема были ведро, бочка, кадка, четверть, но эти меры были неудобны, т.к. в разных местностях они были разные и значительно различались друг от друга. Поэтому стала нужна одинаковая мерка для измерения объема. Такая мерка называется – литр. Записывается в математике так без точки Где в жизни вы встречались с мерой объёма литр? Показываю литровую банку Сколько входит в эту банку? А трёхлитровая банка? Что можно хранить в банках? ( Сок, йогурт, молоко, кефир.) _ Стеклянная тара для объёма считается самой экологически чистой, так как стекло не выделяет вредных веществ в отличие от пластика, который по последним исследованиям учёных показал, что пластик вызывает головную боль. Сравни обьём банок. Почему смогли сравнить объём? Одинаковая мерка – литр – единица измерения объёма, можно проводить вычисления. с. 78 №8 комментированное решение | Делают предположения, высказывают своё мнение, совместно с учителем формулируют вывод об единицах измерения объёма.
Делают вывод
Сравнивают объёмы банок
Комментируют и решают
|
Этап VI Слайд 28 Работа в группах Слайд 29
| Решим задачу Учебник с.78 № 4
1,2 группа обратную решают 3,4 группа обратную данной 5,6 группа составную Выполнить только чертеж записать решение. Проверяем Лист самооценки
| Решают задачу по группам
Оценивают себя
Выполняют самостоятельную работу |
Этап VI. Домашнее задание
Слайд 30 Слайд 31 Этап 7. Рефлексия, Самостоятельная работа, тест
Слайд 32
| Вспоминаем, какие цели мы ставили перед собой? Что такое ёмкость? С какой новой величиной познакомились? Что такое объём? В каких единицах измеряется объём? — Достигли ли результат? -Проверим, что же мы узнали на уроке. Домашнее задание с. 78 №5, с. 79 7 Выполним мини-тест с обратной стороны листа самооценки 1.Вместимость сосудов называют: А) длина Б) масса В) объём 2.Мерой измерения объёма является: А) сантиметр Б) литр В) килограмм 3. .Поставь знаки (>, <, =):
А) 25л 80л; Б) 34л 43л 4 .Найди ошибку:
А) 70л + 4 л = 74л Б) 69 л — 60л = 9л В) 34 л = 34 см
Самопроверка, лист оценивания
|
Объём? Это вместимость сосудов?
Выполняют самостоятельную работу.
|
Реши ребусы Слайд 33
Возьми себе на заметку!
|
ЖИЗНЬ — ЗНЬ+ Д+КОСТЬ=
интересная информация:
Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.
|
|
Этап VII Итог урока 2 мин.
Слайд34
Слайд 35
Слайд 36 | — Ребята, как вы думаете, мы сегодня плодотворно работали? — Что нового вы узнали? Что запомнили? Что смогли? — Какие выводы нам удалось сделать? На листе самооценки поставьте итоговую оценку! Я внимательно проверю. Оценки за урок… Выберите смайлик соответствующий вашему настроению и успеху на уроке на листе Спасибо всем. | Совместно с учителем подводят итог работы, высказывают мнение о своей работе на уроке, делают выводы. |