Конспект урока для 3 класса «Доля. Сравнение долей»

Тема урока: Доля. Сравнение долей.


Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.


Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.


Формирование УУД (универсальных учебных действий):

познавательные: УУД — формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

регулятивные: УУД — развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.


Оборудование урока:

      • компьютер

      • мультимедиапроектор

      • карточки для работы в парах

      • карточки для фронтальной работы

      • плакат «Алфавит»

      • м/ф «Апельсин», сборник «Карусель»

      • презентация к уроку

      • полоски для практической работы

      • 2 макета с изображением торта



Ход урока



  1. Организационный момент.

  • Приветствие.

  • Подготовка рабочих мест.

  • Позитивный настрой на работу.


  1. Подго­товка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.

  • Актуализация опорных знаний. Устный счет. Мультфильм.

  • Формулирование темы и целей урока.


  1. Изучение новых знаний и способов действий.

  • Постановка проблемы, введение нового понятия.

  • Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.


  1. Первичная проверка понимания изученного.

  • Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).

  • Поиск долей в пословицах.


  1. Применение знаний и способов действий.

  • Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.

  • Практическая работа в сравнении долей полосок. Формулирование алгоритма сравнения.

  • Первичное закрепление умения сравнивать доли. Фронтальная работа по слайдам (запись долей, самопроверка).

  • Решение проблемы с делением тортов с опорой на правило сравнения долей.

  • Работа в парах (соединить доли в порядке убывания, самопроверка; творческая работа, коллективная проверка).


  1. Подведение итогов.

  • Домашнее задание.


  1. Рефлексия деятельности.

  • Зафиксировать новое знание.

  • Организовать рефлексивный анализ деятельности.

  • Самооценка деятельности.


Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Настроить учащихся на продуктивную работу, обратить внимание на готовность рабочего места.


Личностные (Действие смыслообразования)

2.Подго­товка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока

1) Актуализация опорных знаний. Устный счет.

— Постарайтесь выполнить задания правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила.

_ Запишите только ответы в строчку, через запятую.

* Число 25 разделить на 25.

* На сколько число 26 больше, чем 9?

*Во сколько раз число 48 больше 8?

*Число 7 увеличьте на 6.

*Число 7 увеличьте в 4 раза.

* Число 25 уменьшите на 6.

*Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 2 и 5 см..

*Число 5 увеличьте в 3 раза.

— Найдите в алфавите буквы, соответствующие полученным числам, запишите снизу. Какое слово получилось?

2) Формулирование темы и целей урока.

-Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

— Посмотрите м/ф!


-Почему рассердился волк?


-В чем его ошибка?


-Что получил каждый из животных мультфильма?

— Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

— В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске)

Формулирование цели и темы урока

-Так какая тема нашего урока?

— Какую цель перед собой поставим?

(одновременно на доске выставить карточки «Узнать», «Учиться», «образовывать и называть», «сравнивать»)

— Учиться образовывать и называть …?

— Учиться сравнивать ….








1 — А

17 — П

6 — Е

13 — Л

28 — Ь

19 – С


10 — И

15 — Н



Апельсин






Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин»

-Ему не досталось апельсина.

-Он не умеет дружить.

-Дольку апельсина







-Доли.

-Узнать что такое доля.




ДОЛИ

Познавательные (общеучебные)
























Коммуникативные














Регулятивные (целеполагание)





3.Изучение новых знаний и способов действий

1) Постановка проблемы, введение нового понятия.

А как это разделить на доли? Что такое доля?

На доске:


Беру яблоко и говорю:

-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?


-Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.

-Правильно я поступила?

-Получились доли?

-Почему?

-А как правильно разрезать?



-Какой вывод можно сделать?


На доске:


-Как второе яблоко правильно разрезать на доли?

Держу в руках две половинки и спрашиваю:

-На сколько равных долей разрезано яблоко?

-А если я возьму одну из двух долей?


— Как назовем долю?

— Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?

Какая доля получилась

— Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи.


На доске дети видят следующую запись: ¼


— Что эта запись обозначает?

— Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

— Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

— Как вы думаете, что обозначает число под чертой?

— А число над чертой?

— В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли

На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли»

— Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

— А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д.

На доске: «Одна какая»

2) Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.

-А теперь вы разделите одну полоску на две доли.

— Как сделаем?


— Сколько таких долей во всей полоске?


— Какие они между собой?

— Заштрихуйте часть.

— Как назовем долю?

— Кто сможет написать название второй части?

— Что обозначает эта запись?



— Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли.

— Как это сделать?



— Какие доли между собой?

— Заштрихуйте одну четвертую долю.

— Напишите на этой части её обозначение.

— Что обозначает эта запись?





— Сколько долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды?




— Какие доли между собой?

— Как назвать одну долю?

— Как записать её название математически?

— Что обозначает эта запись?





— Заштрихуйте долю и запишите её название.




-Доля-это часть.







-Разрезать.



-Нет.

-Нет. Части не равные.


-Части должны быть равные.


-Доля-это равная часть.



-Сначала разрезать пополам



-На две доли.


Одна доля из двух.

Вторая.


На четыре.



Четвертая

(Дети сначала предлагают свои варианты записи.)


(Мнения детей.)







(Мнения детей.)



(Мнения детей.)


























Перегнем полоску пополам.

Две


Равные


Одна вторая

½


Целое разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть


Сложить пополам, а затем еще раз пополам.

Равные


¼


Целое разделили на 4 равные части (доли) и взяли одну такую часть

Ответы детей.

Проверка практическим способом.

Равные.

Одна восьмая

Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)





Познавательные (общеучебные

4. Первичная проверка понимания изученного

1) Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа по слайдам.

Слайды 2 – 15

— На сколько долей разделена фигура?

— Какие они между собой?

— Сколько долей?

— Как назвать одну долю?

— Запишите.

— Как по другому назвать ½, 1/3, ¼.


2) Поиск названия долей в пословицах

— Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах.

* Один блин и тот пополам.

* Один улей – улей, а пять – пасека.

* Семеро одного не ждут.





Равные



Запись в тетрадях и самопроверка по слайду.




½

1/5

1/8

Регулятивные (контроль, коррекция)









Познавательные



5. Применение знаний и способов действий

1) Создание проблемной ситуации для сравнения долей.

— Миша и Даша пригласили гостей. Весь класс! Даша 12 девочек, Миша 16 мальчиков. Одного торта будет достаточно для всех? Испекли два одинаковых торта. Мальчикам – один, девочкам – другой.

Выставить две модели тортов.

— На сколько одинаковых долей разрезали торт девочкам?

— Как назвать эту долю?



— Что обозначает число под чертой?



— Что обозначает число над чертой?

— На сколько равных долей разрезали торт мальчикам?

— Как назвать эту долю?



— Что обозначает число под чертой?



— Что обозначает число над чертой?

— Чьи куски будут больше?


— А как это выяснить, мне жалко резать такие красивые макеты?

2) практическая работа в сравнении долей полосок.

— Давайте посмотрим на полоски, доли на которых мы демонстрировали в начале урока.

— Вы три раза складывали одинаковые полоски на разное количество долей. Давайте посмотрим, какие доли получались у вас.


Положите доли рядом для сравнения.

— Расположите доли в порядке возрастания.

— Какая доля самая маленькая?

Самая большая?

— Почему?

Вывод о сравнении долей.





3) первичное закрепление умения сравнивать доли.

Работа по слайдам 17 — 20 и запись неравенств в тетрадях.




— Двум мышкам повезло найти головку сыра. Какая доля досталась каждой?

— А если мышек будет 4?

— А на восемь мышек?

— Сравните получившиеся доли.

— Объясните, почему вы так решили.





— Три девочки делили плитку шоколада поровну. Какая доля досталась каждой?

— А если подружек будет 6?

— Сравните доли.

— Объясните, почему вы так решили.





4) Решение проблемы с делением тортов с опорой на полученное правило сравнения долей.

— Давайте вернемся к сравнению долей торта мальчиков и девочек. Чья доля больше?

— Почему? Докажите!



Перевернуть макеты, убедиться в правильности решения.

— Так может не звать никого, а съесть торт вдвоем?

5) Работа в парах.

— Найдите самую большую долю и соедините доли в порядке убывания.

Проверка получившихся цепочек. Соедините первую и последнюю доли. Какая фигура получилась?

-Какое правило применяли для выполнения задания?




Резерв. Продолжение парной работы.

— Составьте цепочку долей, двигаясь по стрелке и записывая доли в порядке возрастания. Количество точек можете выбрать сами.











— На 12.

1/12

Записать на доске.

На сколько равных частей разделили.

Ск. долей взяли.


На 16.

1/16

Записать на доске.

На сколько равных частей разделили.

Ск. долей взяли.

Варианты ответов детей.










Запись на доске и в тетрадях

½ ¼ ⅛





< ¼ < ½

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля



Запись дробей и неравенств в тетрадях




1/2

1/4

1/8

1/2 > 1/4 > 1/8

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля


1/3

1/6

1/3 > 1/6

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля





Девочек.

1/12 > 1/16

Повторение правила




Лучше меньше, но с друзьями.






Звезда.

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля






Познавательные (действие постановки и решения проблем)
















































Регулятивные (контроль, коррекция)

































Коммуникативные











6. Подведение итогов.

7. Рефлексия

1) Домашнее задание: с. 34 -35, № 2, 3, 7

2)- Вернемся теме и целям нашего урока. Все цели выполнены?

— Что такое доля?

— Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?

— Что обозначают числа в записи дробей?










— Как сравнить доли?




Урок целей достиг.

— Где вы можете использовать полученные новые знания?



Вернемся к м/ф «Апельсин».

— На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть?

Слайд 22

— Какие это будут части?

Самооценка успешности






Равные части.

— В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля


При угощении, делении поровну.




Равные


Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Свежие документы:  Конспект урока истории на тему «В глубинах Азии»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: