Открытый урок по математике
для учащихся 3 класса
МОУ СКОШИ № 4
школа VIII вида
подготовила и провела:
учитель начальных классов
Терещенко С.С.
Тема: Скобки. Порядок выполнения действий в примерах со скобками.
Цель: Введение понятия «скобки» и изучение правила выполнения действий в примерах
со скобками.
Задачи: 1. Знакомство со скобками, изучение правила порядка действий в примерах с
ними, формирование умений применять изученное правило в решении
примеров, повторение знаний о геометрических фигурах.
2. Развитие вычислительных навыков, умений строить геометрические фигуры,
коррекция внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.
3. Воспитание трудолюбия, аккуратности, самостоятельности.
Оборудование: проектор, экран, презентация, цифры на магнитах – 1- 6, геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, прямая, луч, отрезок, углы — прямой, острый и тупой.
Ход урока:
I.Орг.момент. (1 мин)
— Встали около своих мест. Руки опустили. Успокоились.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь.
II. Проверка готовности к уроку. Нацеливание и мотивация.(1мин.)
— Проверьте свою готовность к уроку.
— На уроке нам понадобятся: учебник, тетрадь, дневник, ручка, простой карандаш,
линейка и угольник.
Слайд 1.
— Сегодня на уроке математики мы познакомимся с понятием скобки, изучим правило решения примеров со скобками, а так же закрепим ваши умения строить геометрические фигуры. Чтобы получить хорошую оценку на уроке, вы должны внимательно слушать, стараться правильно отвечать на вопросы, быть активными.
— Ребята, для чего нам нужны знания математики? Как вы думаете?
Слайд 2.
— Сегодня мы будем работать по плану. Посмотрите на экран. (см. Приложение № 1)
1. Устный счёт.
2. Изучение правила.
3. Решение примеров.
4. Построение фигур.
— Чтобы выполнить всю работу по плану, нам нужна разминка.
— А размяться нам поможет устный счёт – первый пункт нашего плана работы.
III. Устный счёт.
— Посмотрите на слайд. Работаем по цепочке. Читаем условие примера и называем ответ.
(слабые ученики получают индивидуальные карточки с заданиями (см. Приложение № 2), готовят ответ, пока остальные учащиеся решают примеры со слайда)
Слайд 3.
30 + 40 = 10 + 70 =
60 – 10 = 70 – 20 =
90 + 10 = 20 + 30 =
80 — 40 = 50 – 40 =
1. «Игра 4 лишний».
На доске: геометрические фигуры под номерами: 1 — квадрат, 2 — треугольник, 3- круг,
4 — прямоугольник, 5 – прямая, 6 — луч. В таблице: прямой, острый, тупой углы и отрезок.
| |
|
|
— Посмотрите на доску.
— Как называется фигура под номером 1? 2? 3? 4? 5? 6?
— Посмотрите на таблицу.
— Какая фигура лишняя, почему? Какие углы вы видите в таблице?
— На этом устный счёт заканчивается. Какое следующее задание по плану? (изучение правила).
— Но сначала дадим отдохнуть нашим глазам. Встали около своих мест. Следим глазами за перемещающимися картинками.
Слайд 4.
Видео — физ. минутка для глаз «Чебурашка».
— Сели на места. Переходим к правилу решения примеров со скобками.
IV. Основная часть.
1. Введение понятия «скобки».
(На доске записаны примеры)
7 – 2 + 5 = 10
7 – 2 + 5 = 0
— Ребята, рассмотрите примеры. Сравните их. Чем они похожи? Чем отличаются?
— Какое решение верно? (Первое.)
— Как выполняли действия в первом примере? (Сначала выполнили вычитание, а потом сложение)
— Т.е. по порядку слева направо.
— В каком порядке нужно выполнить действия во втором примере, чтобы оно стало верным? (Сначала сложить 2 и 5, а затем из 7 вычесть полученное число)
— Мы поняли, как нужно решать эти примеры. А как показать это другим? (отделить)
— Правильно, нужно отделить одно действие от другого. Для этого в математике применяют скобки. (учитель помещает на доску изображение скобок-см.Приложение № 3)
— Скобки – это математический знак, который отделяет одно действие в примерах от другого.
(Учитель ставит скобки во втором примере 7 – (2 +5) = 0. Говорят в математике так:
( — скобка открывается, ) – скобка закрывается.
— Ребята, какое действие мы выполнили первым в этом примере, чтобы получить 0? (в скобках). Как второе действие выполнили? (слева – направо по порядку)
2. Подготовка к изучению правила.
Слайд 4.
— Ребята, посмотрите на примеры на экране. Эти примеры уже решены. Подумайте, как они решались? Какое действие выполнялось первым в первом примере? Во втором? В третьем? Какой можно сделать вывод? Как решать примеры со скобками?
— Первое действие – в скобках.
2 1
50 + (40 – 20) = 70
2 1
90 – (40 + 40) = 10
2 1
80 + (20 – 10) = 90
3. Изучение правила.
— Давайте проверим наш вывод. Откройте учебники на с. 114, задание № 8. Найдите правило в голубой рамочке.
— Итак, я читаю, вы следите за учителем: действие в скобках выполняется первым.
— Прочитайте правило про себя.
— Читаем все вместе.
— Давайте ещё раз повторим наше новое правило, пользуясь схемой к нему.
(см. Приложение № 4).
— Итак, мы изучили новое правило и выполнили 2 пункт нашего плана урока.
— Какое задание по плану следующее? (Решение примеров)
4. Решение примеров.
— Попробуем применить наше новое знание на практике.
Физ. минутка для рук.
— Ребята, давайте подготовим наши руки к письму.
— Сложите кисти рук ладошка к ладошке. Потрите их друг об друга.
— Руки в замок. Круговые вращения кулака вправо-влево.
— Расцепили руки. Сделали массаж каждого пальца, сверху вниз, на обеих кистях рук.
— Встряхнули кистями рук. Положили руки на парту. Успокоились.
— Ответьте, какое сегодня число? Месяц? Вчера какое было число? Какое число будет завтра? К какому времени года относится месяц март? Назовите весенние месяца? Сколько их?
— Открываем тетради, записываем сегодняшнее число. Слова: Классная работа.
— Продолжаем выполнение № 8 на стр.114 – это примеры ниже нашего правила.
(Объяснение учителя – образец выполнения задания)
— Записываем первый пример из 1 столбика. 60 вычесть, скобка открывается, разность чисел 70 и 50, скобка закрывается, равно. 60 – (70 – 50) =
— Скажите, какой новый математический знак есть в этом примере? (скобки)
— Какое действие нужно посчитать первым по изученному правилу? (в скобках)
— Ставим над действием в скобках цифру 1 и берём её в кружок. Это номер действия.
— Над оставшимся действием ставим цифру 2 и берём её в кружок. Это номер действия.
— Начинаем вычислять. 1 действие в скобках: 7дес. – 5дес. будет 2дес. – это число 20. Пишем ответ на верху, над 1 действием.
— Вычисляем 2 действие. Из 60 нужно вычесть число, получившееся в первом действии — 20. 6 дес. – 2 дес. Получится 4дес. – это число 40.
(2 и 3 примеры в первом столбике у доски решают два ученика с объяснением).
— Ребята, кому не понятно, как решаются примеры со скобками? Есть вопросы? (Нет)
— В таком случае, после физ. минутки, переходим к самостоятельной работе.
— Встали около своих мест.
Физ. минутка «Зарядка».
Каждый день мы по утрам делаем зарядку. (руки вперед, вверх, в стороны, вниз)
Очень нравится все нам делать по порядку: (руки вперед, вверх, в стороны, вниз)
Весело шагать, Руки поднимать,
Приседать и вставать, Прыгать и скакать.
— Сели на места.
— Слушаем внимательно задание:
1группа (сильные ученики) делают 2 столбик № 8 с.114;
2 группа (слабые ученики) работают по карточкам. (см. приложение № 5)
(ученики работают самостоятельно)
— Итак, давайте посмотрим, что мы уже сделали по плану?
— Какое последнее задание нам нужно выполнить?
5. Построение геометрических фигур.
— Последняя работа по плану – это построение геометрических фигур.
— В начале урока мы повторили геометрические фигуры и их названия. А теперь мы построим их.
— Работать будем по рядам. Будьте внимательны.
— 1 ряд – строит треугольник, 2 ряд – постройте прямоугольник, 3 ряд – квадрат.
— Поднимите свои тетради и покажите мне. Хорошо.
— Следующее задание нужно выполнить с помощью угольника:
— 1 ряд – прямой угол, 2 ряд – острый угол, 3 ряд – тупой угол.
— Поднимите свои тетради и покажите мне.
— Последнее задание:
— 1 ряд – постройте отрезок, 2 ряд – луч, 3 ряд – прямую линию.
V. Подведение итогов.
— Наш урок подходит к концу.
— Давайте вспомним, что мы делали на уроке? Посмотрите на план работы на доске.
— С каким новым математическим знаком вы познакомились? Для чего нужны скобки?
— Какое правило нужно соблюдать в примерах со скобками?
— Есть вопросы по новой теме?
VI. Оценки.
— Сегодня все работали хорошо, старались, молодцы. Оценки за урок … .
VII. Домашнее задание.
Слайд 6.
с. 115, № 11
— Найдите в учебнике с.115, № 11. Посмотрите задание. Обратите внимание, что не во всех примерах есть скобки. Есть вопросы по д/з?
— Открыли дневники и записали д/з.
Приложение № 1
План работы.
1. Устный счёт.
2. Изучение правила.
3. Решение примеров.
4. Построение фигур.
Приложение № 2
Карточка № 2 Реши пример устно. 30 + 30 = | |
Карточка № 3 Реши пример устно. 80 — 20 = | Карточка № 4 Реши пример устно. 70 — 30 = |
Приложение № 3.
( )
Приложение № 4.
Правило решения примеров
со скобками.
В скобках.
20 + (60 – 30) =
По порядку
слева – направо.
30
20 + (60 – 30) = 50
Приложение № 5.
Карточка № 6 Реши пример. 70 – (30 + 10) = 40 + (50 – 20) = | |
Карточка № 7 Реши пример. 80 – (20 + 20) = 10 + (50 – 30) = | Карточка № 8 Реши пример. 70 + (60 – 30) = 90 – (60 + 20) = |