Тема урока: « Четыре арифметических действия». Закрепление
Цели: продолжить работу над формированием умений и навыков арифметического счёта; развивать внимание, память, мышление; воспитывать культуру умственного труда; вырабатывать командный дух, стремление оказать помощь товарищу по команде.
Тип урока: урок – игра
Оборудование: изображение воздушных шаров с корзинками по количеству команд, карточки с выражениями, флажки с числами 5, 6, 7, 8, 9, небольшие облачка, плакат с математическим солнышком, карточки с задачей про жеребят и ребят, мячик, на котором наклеен почтовый голубь.
Ход урока
I. Повторение изученного материала
Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие на воздушных шарах. Однако весь класс в корзинку одного шара не поместится, поэтому нам придётся разбиться на группы по 5 человек. Возьмите свой багаж: учебник, тетрадь и пенал. Сейчас каждый из вас получит карточку с выражением, узнав значение которого вы определите, в какой команде и на каком шаре вы полетите в наше путешествие.
Выражения на карточках
35 : 7 = (5) 63 : 9 = ( 7)
45 : 9 = (5) 32 : 4 = ( 8 )
42 : 6 = ( 7) 81 : 9 = ( 9 )
48 : 8 = ( 6) 28 : 4 = ( 7 )
49 : 7 = ( 7) 72 : 8 = ( 9 )
( Учащиеся находят значение выражений и садятся за парты с флажком, на котором написано нужное число)
У нас образовались команды, и вы уже знаете, на шаре, какого цвета полетите в путешествие. Команды, быстрее справляющиеся с заданием, будут получать по облачку. В конце урока мы с вами посчитаем, какая команда наберёт больше всех облаков. Ребята, посмотрите на доску. Чтобы поднять в воздух, нам необходимо пробиться через числовые тучи. Сначала решаем у себя в тетради, а затем поднимаем руку. Участники первой справившейся команды выйдут к доске и запишут решение.
Тучки с выражениями
145: ( 44 – 39 ) х 4 = ( 116)
240 + ( 170 – 500 : 5 ) = ( 310)
( 434 – 205 х 2 ) : 6 = ( 4 )
861 : 7 + 45 х 2 = ( 213 )
( 73 + 320 : 4 ) – 73 = ( 80 )
( 96 : 4 – 16) х 47 = ( 376)
( Команды решают примеры, получая облачко за каждый пример)
Ребята, мы с вами прошли сквозь тучи. Смотрите, что мы видим?
Это математическое солнышко.
Ребята, вам нужно расставить числа от 1 до 9 в кружочках таким образом, чтобы сумма по прямым линиям равнялась 15. Но цифры не должны повторяться. ( Осуществляется командная работа; команда, быстрее других справившаяся с заданием, получает облачко)
Мы с вами спускаемся ниже. Но что случилось: поднялся сильный ветер и нас относит далеко в сторону. Для того чтобы усмирить ветер, мы должны с вами решить уравнения.
46 + Х = 57
354 – Х = 26
Х -245 = 60
Х + 67 = 254
Х – 26 = 78
95 – Х = 35
( Ребята решают у себя в тетрадях, затем наиболее быстрые участники выходят к доске, решают уравнение и приносят команде новое облачко)
Ребята, посмотрите, что мы видим внизу.
К водопою бегут жеребята.
Вместе с ними несутся ребята
И весёлый, кудлатый щенок.
Мне видны из травы
Двадцать две головы
И семь дюжин мелькающих ног.
Сосчитать попрошу поскорей:
Сколько будет хвостов и ушей?
— Сколько единиц у нас в дюжине? ( 12 )
Физкульминутка
Сейчас мы с вами немного разомнёмся. Ребята, смотрите, к нам прилетел почтовый голубь. Команда, к которой прилетел голубь, должна отправить его другой команде с примером, команда, которой голубь принёс сообщение, решает пример и в свою очередь посылает почту другой команде.
( Первая команда бросает мяч одной из команд и задаёт решить пример
34 + 56, поймавшая мяч команда решает его и посылает сообщение другой команде: 89 – 17 и т.д.)
Ребята, смотрите, мы пролетаем мимо полей. Давайте вычислим их площади и стороны. Я буду говорить данные, а команды, ответившие на вопрос, поднимают руки. Первая команда, правильно ответившая на вопрос, получает очередное облачко.
1. Поле с кукурузой имело форму квадрата со стороной 5 км. Какова площадь кукурузного поля? ( 5 х 5 =25 (км²).)
2. Прямоугольное картофельное поле площадью 42 км² с одной стороны протянулось на 6 км. Какова длина другой стороны? ( 42 : 6 =7 ( км ).)
3. Подсолнух был посажен полосой длиной 10 км, имевшей в ширине 2 км. Какую площадь занимает подсолнух? ( 10 х 2 = 20 (км² ).)
4. Квадратное морковное поле площадью 36 км² состояло из двух одинаковых прямоугольных участков, каковы стороны этих участков?
( 36 : 2 = 18, 18 : 6 = 3 (км), значит, 3 км и 6 км.)
5. Помидоры заняли прямоугольный участок, стороны которого равняются
5 км и 9 км, найдите площадь участка. ( 5 х 9 = 45 (км²).)
— Ребята, нам с вами пора возвращаться на землю. Давайте посмотрим, какая команда быстрее справится с управлением воздушным шаром, то есть быстрее справится со следующим делением.
624 : 3 = ( 28) 312 : 2 = ( 156) 568 : 8 = ( 71)
325 : 5 = ( 65) 921 : 3 = ( 307) 864 : 8 = ( 108)
( Лучшая команда получает облачко.)
II. Подведение итогов
— Ну, вот и закончилось ваше путешествие. Давайте подсчитаем облачка, которые вы сумели заработать во время путешествия.
— Ребята, понравился вам наш сегодняшний урок?
— Какое задание понравилось больше всего?
— Интересно было путешествовать на воздушных шарах?
— Что мы делали во время путешествия? ( Решали задачи, примеры.)
Домашнее задание
Придумать и решить три выражения, в которых бы присутствовали бы действия: деление, умножение, сложение и вычитание.
Оценки за урок.