Тема: Десятичные дроби
Цель: ввести понятие десятичных дробей, правильное их чтение и запись.
Задачи:
● Образовательные: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «десятичная дробь», алгоритма записи десятичных дробей.
● Развивающие: развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию самостоятельности, умению оценивать свою работу.
● Воспитательные: воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная и индивидуальная.
Оборудование: персональный компьютер; телевизор; доска.
Структура урока:
1. Организационный
2. Создание проблемной ситуации
3. Формулирование проблемы (темы и цели урока).
4. Изучение нового материала
5. Закрепление изученного материала
5. Подведение итогов урока, рефлексия
Ход урока
Организационный
Здравствуйте, ребята! Урок я бы хотела начать со слов известного немецкого поэта и мыслителя И. Гете: «Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир».
Создание проблемной ситуации
И мы сегодня с вами тоже окунемся в мир цифр и чисел. Пожалуйста, откройте ваши тетради, запишите число.
Задача 1
Посмотрите на доску, из предложенных чисел какие числа вам известны?
1. Натуральные числа (4 ; 25 ; 1)
2. Обыкновенные дроби ()
3. Смешанные числа ()
Ребята, остались ли числа, которые вам неизвестны? Какие? (14,13; 5,7). Как они записываются? (через запятую). А можете вы их прочитать? Может кто-то знает, как они называются? (нет) Эти числа имеют собственное название, их называют – десятичные дроби.
Формулирование проблемы (темы и цели урока).
Давайте вместе сформулируем тему и цель урока. (формулируют тему и цель урока). Сегодня мы начинаем изучение очень важной, интересной и новой для вас темы. А что бы вы хотели узнать интересного и нового о десятичных дробя? (выслушиваются мнения детей и записываем варианты на доске).
Изучение нового материала
Историческая справка
Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.
В Древнем мире дробь вида 2,135436 выглядела так:
2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок.
Десятичную дробь с помощью цифр и определенных знаков описал знаменитый ученый Средневековья аль-Каши Джемшид Масуд в 15 веке. Некоторые элементы десятичной дроби встречаются в трудах многих ученых Европы в 12 – 14 веках.
Примерно в это же время математики Европы также пытались найти удобную запись десятичной дроби. В книге французского математика Ф.Виета десятичная дробь записана так
2 135436 – дробная часть подчеркивалась и записывалась выше строки целой части числа.
Лишь в конце 16 века мысль записывать дробные числа десятичными знаками пришла Симону Стевину. Он излагает теорию десятичных дробей, но и старается убедить людей пользоваться ими, говоря, что при их использовании “устраняются трудности, ошибки и прочие случайности, обычные спутники расчетов.”
Задача 2
А теперь выполним следующее задание: нужно записать числа с помощью цифр, которые записаны на доске:
Пять целых семь десятых
Сорок две целых пятьдесят две сотых
Три целых триста восемьдесят две тысячных
Одна целая три сотых
Восемь целых одна тысячная
Семь целых тридцать четыре десятитысячных
Проверьте и оцените себя сами:
().
Назовите целую и дробную часть каждого числа. Посмотрите на знаменатели, что вы заметили? (Дети высказывают свои варианты). Числа со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя.
Разбираем и записываем алгоритм:
1. Записываем целую часть числа, и ставим запятую.
2. уравнять, если необходимо, число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе, не меняя значение дроби.
3. Записать числитель дробной части.
Задача №3
Запишите в виде десятичной дроби:
Задача 4 Выпишите соответствующие буквы
5,02 | 5,2 | 5,002 | |
Т | р | П | |
Ноль целых восемь тысячных | 0,008 | 0,08 | 0,8 |
О | Е | У | |
Три целых двадцать пять тысячных | 3,25 | 30,25 | 3,025 |
Д | В | Т | |
Шестнадцать целых пять сотых | 16,005 | 16,5 | 16,05 |
А | Е | О | |
Восемнадцать целых восемь сотых | 18,8 | 18,08 | 18,008 |
Ш | К | В | |
Пять целых пятнадцать десятитысячных | 5,0015 | 5,015 | 5,15 |
А | У | И | |
Тридцать четыре целых сто пять тысячных | 34,0105 | 34,105 | 34,15 |
В | С | М |
Ответ: РОТОКАС
– это название самого короткого алфавита в мире, состоящего из 11 букв. Его используют жители Папуа Новой Гвинеи.
Задача 5 Ребята, а теперь давайте вы сами попробуете составить таблицу разрядов десятичных дробей. Перед вами у каждого на столе лежат конверты с таблицей, ваша задача правильно собрать ее по разрядам.
. . . | С О Т Н И
| Д Е С Я Т К И
| Е Д И Н И Ц Ы
|
, | Д Е С Я Т Ы Е
| С О Т Ы Е
| Т Ы С Я Ч Н Ы Е
| Д Е С Я Т И Т Ы С Я Ч Н Ы Е | С Т О Т Ы С Я Ч Н Ы Е
| М И Л Л И О Н Н Ы Е
|
. . .
|
|
Заполните таблицу: 5,7 ; 10,01; 0,123; 25,002; 0,0031
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
десятки | единицы | , | десятые | сотые | тысячные | Десятитысячные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
|
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Пункт 1 стр 146 (прочитать) №689.
Рефлексия: на парте лежат заготовки, пожалуйста, дорисуйте один элемент по вашему настроению от урока и как вам понятна новая тема.
. . . |
С О Т Н И
|
Д Е С Я Т К И
|
Е Д И Н И Ц Ы
|
, |
Д Е С Я Т Ы Е
|
С О Т Ы Е
|
Т Ы С Я Ч Н Ы Е
|
Д Е С Я Т И │ Т Ы С Я Ч Н Ы Е |
С Т О │ Т Ы С Я Ч Н Ы Е
|
М И Л Л И О Н Н Ы Е
|
. . .
|
|
. . . |
С О Т Н И
|
Д Е С Я Т К И
|
Е Д И Н И Ц Ы
|
, |
Д Е С Я Т Ы Е
|
С О Т Ы Е
|
Т Ы С Я Ч Н Ы Е
|
Д Е С Я Т И │ Т Ы С Я Ч Н Ы Е |
С Т О │ Т Ы С Я Ч Н Ы Е
|
М И Л Л И О Н Н Ы Е
|
. . .
|
|
Заполните таблицу: 5,7 ; 10,01; 0,123; 25,002; 0,0031
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
десятки | единицы | , | десятые | сотые | тысячные | Десятитысячные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
|
|
Заполните таблицу: 5,7 ; 10,01; 0,123; 25,002; 0,0031
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
десятки | единицы | , | десятые | сотые | тысячные | Десятитысячные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполните таблицу: 5,7 ; 10,01; 0,123; 25,002; 0,0031
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
десятки | единицы | , | десятые | сотые | тысячные | Десятитысячные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполните таблицу: 5,7 ; 10,01; 0,123; 25,002; 0,0031
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
десятки | единицы | , | десятые | сотые | тысячные | Десятитысячные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|