Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 50»
города Калуги
Конспект урока математики
в 1 классе
«Объем»
Подготовила
учитель начальных классов
Биндич Тамара Николаевна
г. Калуга
2013
Я никогда не скандалю. Скандал — это когда ты не права. А я всегда права.
Тема: «Объем»
Цели: познакомить с понятием «Объем», с единицей измерения объема – литром; учить сравнивать предметы по объему с помощью переливания; отрабатывать вычислительные навыки, развивать память, внимание.
Планируемые результаты: научатся сравнивать предметы по объему с помощью переливания; пользоваться единицей измерения объема – литром; формулировать выводы; оценивать результаты своей работы; использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ход урока.
Организационный момент
Настал день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу, подумайте: как хорошо, что мы здесь сегодня вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
— Что мы можем пожелать сегодня Егору, Платону, Лене?
— А что вы хотите пожелать мне?
— Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Актуализация знаний (Работа с числовыми веерами)
-Чему равна разность чисел 8 и 2?
— На сколько 8 больше, чем 4?
— Дополните до 9 число 4.
— Одно число 7 , другое на 3 больше? Чему равно второе число?
— У Кати было 10 карандашей. Она потеряла 3 карандаша? Сколько карандашей осталось у девочки?
— Назовите сумму чисел 4 и 6.
Самоопределение к деятельности
— Что такое величина?
— Какие величины вы знаете?
— Почему длину можно назвать величиной?
— Является ли сантиметр величиной?
— Почему массу можно назвать величиной?
— Какие единицы измерения массы вам известны?
— Как называется величина, которую используют для измерения жидкостей?
Фиксация трудности
— О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О новой величине, которую используют для измерения жидкостей).
— Какова цель нашего урока?
Цель: познакомимся с новой величиной, единицей измерения жидкости.
Практическая работа
На столе 2 сосуда: стеклянная ваза и пластиковая бутылка.
— Что общего у этих предметов? (В них можно наливать жидкости).
— В какой предмет войдет больше жидкости?
— Как это проверить? (Налить водой один сосуд и перелить из него в другой).
— В таких случаях говорят, что вместимость или объем одного сосуда больше или меньше другого.
Объявление темы урока
На доске надпись: « Объем»
— Обозначим объем стеклянной вазы буквой а, пластиковой бутылки – буквой б.
— Сравним с помощью знаков «больше» и «меньше».
— Какое новое свойство предметов вы узнали? (Объем)
– Является ли объем величиной? (Да, так как объемы можно измерять и сравнивать).
— Пригодятся ли знания об объеме в жизни? Где? Приведите примеры.
Практическая работа (На каждой парте по 2 стаканчика )
— Можем мы на глаз определить объем какого стаканчика больше?
— Нет, трудно.
— Как проверить? ( Налить водой один стакан и перелить из него в другой).
— Что можно сказать?
— № 2 стр.10.
— Всегда ли для сравнения по объему необходимо переливание?
(Иногда можно определить визуально, на глаз). Рассматривание рисунков.
Ситуация:
— Ребята, я услышала спор девочки и мальчика. Вот о чем они говорили.
Д. — Я купила 3 пакета молока.
М. — А я купил 3 бутылки молока.
Д. — Я купила больше.
М. — Я купил больше.
– Кто из них прав?
Проблема
— Можем сравнить?
— Почему мы не можем сравнить? (Мы не знаем объем пакета и объем бутылки)
— Мерки объема одинаковые? (Разные)
— Какой вывод сделаем? (Сравнивать, складывать и вычитать объемы можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками.)
— Давайте измерим объем кувшина разными мерками.
— Какой вывод сделаем?
— Чем больше единица измерения объема, тем меньше ее значение.
Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А теперь их опускаем,
А теперь их разведем
И к себе быстрей прижмем,
А теперь быстрей, быстрей!
Хлопай, хлопай веселей!
Раз, два – выше голова!
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – тише сесть,
Семь, восемь – лень отбросим!
Закрепление изученного материала
— Кто знает единицу измерения объема? (Современной единицей измерения объема является литр.)
Работа по учебнику
№ 7 стр.11.
— Что нужно сделать перед тем, как выполнить действия? (Проверить, в одинаковых или единицах выражены объемы.)
— Выполните задание. Самостоятельная работа. Сверка с образцом.
Рефлексия
— С какой величиной мы сегодня познакомились?
— Докажите, что объем — это величина.
— Как измерить объем сосуда?
— Как правильно сравнивать, складывать и вычитать объемы?
— Назовите современную единицу, измерения объема
— Достигли ли мы цели урока?
Подведение итогов урока
— Какие новые знания вы сегодня приобрели?
— Что понравилось на уроке?
— Какие затруднения были?
Домашнее задание
Измерить объем любого сосуда тремя мерками. Понаблюдать, как изменится значение объема с увеличением мерки. Сделать в тетради рисунок.
Список использованной литературы
1.Гермогенова И. Наименования мер длины, веса и денег в древнерусском языке. – М.: Книга,1987
2.Степанова О.Подвижные игры и физкультминутки в начальной школе. – М.: Книга, 1998