Конспект урока на тему «ВЫЧИТАНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ»

Урок
Вычитание рациональных чисел

Цели и задачи: 1) сформировать способность к вычитанию рациональных чисел, повторить и закрепить сложение рациональных чисел, действия сложения и вычитания с десятичными дробями, обыкновенными дробями  и смешанными числами, решение уравнений;

2) развивать навыки самоконтроля, использования алгоритмов, анализа собственной деятельности. Развивать умение находить и исправлять ошибки

3)воспитание алгоритмической культуры, внимательность, коммуникативных качеств личности.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

Вычислите:

а) –1 + 0,3; е) – + ;

б) –2 + 1,2; ж) + ;

в) –0,8 + 1; з) – + ;

г) –3,7 + 3; и) – + ;

д) –2 + (–2,5); к) –.

III. Объяснение нового материала.

При объяснении материала достаточно вспомнить, как выполнялось вычитание целых чисел, и сформулировать правило для вычитания рациональных чисел:

аb = а + (–b)

Свойства нуля при вычитании

                           а – а = 0

                           а – 0 = а

                           0 – а = — а





IV. Формирование умений и навыков.

1. Вычитание двух рациональных чисел.

1) № 984; 986.

2) № 997.

3) Игра «Дешифровщик».

Учитель. Со времени первых славянских памятников и до начала XVIII века для обозначения чисел употреблялись буквы. Над буквами, применяемыми для обозначения чисел, ставились специальные знаки – титла. Чтобы отделить такие буквы-числа от текста, спереди и сзади ставились точки.

Этот способ обозначения цифр был заимствован славянами из греческого языка. Поэтому цифры обозначались только теми буквами, для которых есть соответствия в греческом алфавите.

Очень любопытны названия больших чисел. Вот как они именуются в прописи, написанной в 1643 году: «Десять тысяч – тьма, десять тем – легион, десять легионов – леор, десять леоров – ворон, десять воронов – колода».

Конечно, неудобство такого способа обозначения чисел очевидно. Поэтому Петр I и ввел в России привычные нам десять цифр.

Если вы верно выполните задания и выберете правильные ответы, то узнаете, как назывался способ обозначения цифр с помощью букв.

Задание: вычислите:

1) –.

Г. К. Ч. – Ц. –

2) .

А. – И. – У. – Е.

3) –.

К. Н. – Ф. – Ш. –

Свежие документы:  Конспект урока по математике "Арифметика чисел" 5 класс

4) –.

А. – И. Р. – Т.

5) –1.

Р. – С. – Т. – Ч. –1

6) .

А. И. – У. –1 Ь. –

Ответ: ЦИФИРЬ.

4) № 998; 999 (в, г); 1000.

5) Выясните закономерность, связывающую приведенные числа, и продолжите последовательность.

1

1





2. Нахождение значений выражений.

1001; 1013.

3. Противоположные выражения.

1) № 1021 (а, в).

После выполнения задания учащиеся четко формулируют вывод.

2) № 1018.

3) Известно, что 1,8 – 3,49 = –1,69. Найдите значение выражения:

а) 3,49 – 1,8; в) –(1,8 – 3,49);

б) –3,49 + 1,8; г) –(3,49 – 1,8).

V. Проверочная работа.

Вариант I

1. Вычислите:

а) ; б) – ; в) 0,43 + (–3,2).

2. Вычислите:

а) –0,4 + 2,5; б) 2,6 – (–0,2).

3. Выполните действия:

а) –0,6 + 5 – 4,5; б) .

Вариант II

1. Вычислите:

а) ; б) + ; в) –0,51 – 0,2.

2. Вычислите:

а) –0,6 + 2,7; б) 3,4 – (–0,2).

3. Выполните действия:

а) 0,8 – 2 – 3,4; б) .

VI. Итоги урока.

Вопросы учащимся:

Сформулируйте правило вычитания рациональных чисел.

Когда при вычитании двух чисел получается нуль?

Может ли при вычитании двух чисел получиться положительное число? В каком случае?

Может ли при вычитании двух чисел получиться отрицательное число? В каком случае?

Домашнее задание.

985; 1002 (б, г); 1003.



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: