Кострова Галина Валентиновна, учитель математики МОУ Ликургская ООШ Буйского района Костромской области
Цели:
Образовательная: разъяснить учащимся смысл понятий «последовательность», «n-ый член последовательности»; познакомить со способами задания последовательности.
Развивающая: развитие самостоятельности, взаимопомощи при работе в парах, сообразительности.
Воспитательная: воспитание активности и аккуратности.
Учебник: Алгебра (в двух частях) для 9 класса, Часть 1: Учебник. А.Г. Мордкович, М.: Мнемозина,2010 г. Часть 2: Задачник. . А.Г. Мордкович,Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская Москва Мнемозина, 2010 г.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация
Ход урока:
1. Организационный момент
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «последовательность», узнаем, какими могут быть последовательности и рассмотрим способы задания последовательностей.
2. Подготовка обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока (работа в парах, дифференцированный подход)
Ученики получает свое задание. После его выполнения отчитывается каждый учащийся.
Задание 1.
Какие события в нашей жизни происходят последовательно? Приведите примеры таких явлений и событий.
Ответы: дни недели, названия месяцев, возраст человека, номер счёта в банке, последовательно происходит смена дня и ночи, последовательно увеличивает скорость автомобиль, последовательно пронумерованы дома на улице и т. д.
Задание 2: предлагается найти закономерности и показать их с помощью стрелки.
1/2; 1/3; 1/4; 1/5; 1/6… | |
В порядке убывания правильные дроби с числителем, равным 1 | 1; 3; 5; 7; 9; … |
В порядке возрастания положительные числа, кратные 5 | 5; 10; 15; 20; 25; … |
Ответы:
1. В порядке возрастания положительные нечетные числа (1; 3; 5; 7; 9; … )
2. В порядке убывания правильные дроби с числителем, равным 1 (1/2; 1/3; 1/4; 1/5; 1/6…)
3. В порядке возрастания положительные числа, кратные 5 (5; 10; 15; 20; 25; …)
Задание 3: найдите закономерности
Увеличение на 3 | |
10; 19; 37; 73; 145; … | Чередовать увеличение на 2 и увеличение в 2 раза |
6; 8; 16; 18; 36; … | Увеличение в 2 раза и уменьшение на 1 |
Ответы:
1. 1; 4; 7; 10; 13; … (Увеличение на 3)
10; 19; 37; 73; 145; … (Увеличение в 2 раза и уменьшение на 1)
3. 6; 8; 16; 18; 36; … (Чередовать увеличение на 2 и увеличение в 2 раза)
3. Изучение нового материала
Рассмотренные нами числовые ряды и есть примеры числовых последовательностей.
Числа, образующие последовательность, называют соответственно первым, вторым, третьим, и т. д., n-ным членами последовательности.
Обозначают члены последовательности так а1; а2; а3; а4; … аn;
Последовательности могут быть конечными и бесконечными, возрастающими и убывающими.
Задания для устной работы
1.Назовите в последовательности 1; 1/2; 1/3; 1/4; 1/5; … 1/n; 1/(n+1) члены а1; а4; а10; аn;
2.Является ли последовательность четырёхзначных чисел конечной? (да)
3.Назовите её первый и последний члены. (Ответ: 1000; 9999)
4.Является ли последовательностью запись чисел 2; 4; 7; 1; -21; -15; …? (нет, так как нельзя по первым шести членам обнаружить какую-нибудь закономерность)
Существуют различные способы, которые позволяют задать последовательность.
Аналитический способ. С помощью формулы n-ого члена последовательности.
Формула общего члена позволяет вычислить член последовательности с любым заданным номером. Например, если хn=3n+2, то
х5=3.5+2=17;
х45=3.45+2=137.
Рекуррентный способ
Формулу, выражающую любой член последовательности, начиная с некоторого, через предыдущие (один или несколько), называют рекуррентной (от латинского слова recurro– возвращаться).
Например, последовательность, заданную правилом
а1=1; аn+1= аn +3
можно записать с многоточием:
1; 4; 7; 10; 13; …
4. Закрепление изученного материала (работа в группах, дифференцированный подход)
Ученик получает индивидуальное задание, которое выполняют самостоятельно. При выполнении заданий ребята обсуждают решение и записывают его в тетрадь.
Даны последовательности: аn=n4 ; аn=(-1)nn2 ; аn=n +4; аn=-n-4; аn=2n -5; аn=3n -1.
Задание 1: Последовательности заданны формулами. Впишите пропущенные члены последовательности:
1; ___; 81; ___; 625; …
-1; 4; ___; ___; -25; …
5; ___; ___; ___; 9; …
___; -6; ___; ___ ; -9; …
___; ___; 3; 11; ___; …
2; 8; ___; ___; ___; …
Задание 2:
Выписать первые пять членов последовательности, заданной формулой своего n-ого члена.
Задание 3:
Определите, какими числами являются члены этих последовательностей, заполните таблицу.
Положительные числа | Отрицательные числа | |
|
|
|
5. Историческая справка
Рекуррентное задание последовательности может быть и более сложным. Например, равенства: х1=1; х2=1; хn+2= хn+1 + хn
Также позволяют вычислять поочередно члены последовательности:
х3= х2 + х1 =1+1=2;
х4= х3 + х2 =2+1=3;
х5= х4 + х3 =3+2=5; … .
Проще всего выписывать члены этой последовательности, если перевести равенство на русский язык: каждый член последовательности, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих членов.
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, … .
Члены этой последовательности называются числами Фибоначчи – по имени средневекового итальянского ученого Леонардо Фибоначчи (1180 – 1240 ) из г. Пизы. Последовательность Фибоначчи рассмотрена им в 1202 году в книге «Liber abacci». Эти числа встречаются в математике и природе довольно часто: треугольник Паскаля, количество веток на дереве или приплод от пары кроликов за определенный период времени, семена в подсолнечнике.
Блез Паскаль (1623 – 1662 ) один из самых знаменитых людей в истории человечества. Треугольник Паскаля – это бесконечная числовая таблица треугольной формы, в которой на вершине и по боковым сторонам стоят единицы, каждое из остальных чисел равно сумме двух чисел, стоящих над ним слева и справа в предшествующей строке:
1 |
Между числами Фибоначчи и треугольником Паскаля существует интересная связь. Подсчитав для каждой восходящей диагонали треугольника Паскаля сумму всех стоящих на этой диагонали чисел, получим:
для 1 диагонали – 1;
для 2 диагонали – 1;
для 3 диагонали – 1+1=2;
для 4 диагонали – 1+2=3;
для 5 диагонали – 1+3+1=5;
для 6 диагонали – 1+4+3=8;
для 7 диагонали – 1+5+6+1=13 ….
Мы получили не что иное, как числа Фибоначчи. Оказывается, что всегда сумма чисел n-ой диагонали есть n-ое число Фибоначчи.
Выполнение заданий по учебнику.
№ 15.6, 15.8, 15.12.
Домашнее задание.
№ 15.7, 15.9, 15.13, 15.14.
Решение тестов.
6. Подведение итогов урока
Рефлексия.
Итак, мы разобрали понятие последовательности и способы ее задания.
Приведите примеры числовой последовательности: конечной и бесконечной.
Какие способы задания последовательности вы знаете.
Какая формула называется рекуррентной?
Как называются числа, образующие последовательность?
Что значит «задать последовательность»?
Какие способы задания последовательности вы знаете?
В заключение урока слова Сергея Лазо
«Значение математики для умственного развития человека огромно, она дисциплинирует ум, приучает нас быстро разбираться в том или ином вопросе естествознания и жизни. В математике есть своя философия, своя поэзия. Она дает человеку силу мышления. К сожалению я не обладаю особенными математическими знаниями. Я советовал бы каждому человеку в молодости посвящать три часа в день математике, независимо от его знаний. Пусть он полюбит математику, он тогда привыкнет к философии; естественные науки и техника будут ему легко даваться. Это на всю жизнь сделает его стойким и сильным духом… Большинство же отнекиваются от математики из-за лени…»
Задание 1.
Какие события в нашей жизни происходят последовательно? Приведите примеры таких явлений и событий.
Задание 2: предлагается найти закономерности и показать их с помощью стрелки.
1/2; 1/3; 1/4; 1/5; 1/6… | |
В порядке убывания правильные дроби с числителем, равным 1 | 1; 3; 5; 7; 9; … |
В порядке возрастания положительные числа, кратные 5 | 5; 10; 15; 20; 25; … |
Задание 3: найдите закономерности
Увеличение на 3 | |
10; 19; 37; 73; 145; … | Чередовать увеличение на 2 и увеличение в 2 раза |
6; 8; 16; 18; 36; … | Увеличение в 2 раза и уменьшение на 1 |
Задания для устной работы
1.Назовите в последовательности 1; 1/2; 1/3; 1/4; 1/5; … 1/n; 1/(n+1) члены а1; а4; а10; аn;
2.Является ли последовательность четырёхзначных чисел конечной?
3.Назовите её первый и последний члены.
4.Является ли последовательностью запись чисел 2; 4; 7; 1; -21; -15; …?
Закрепление изученного материала
Даны последовательности: аn=n4 ; аn=(-1)nn2 ; аn=n +4; аn=-n-4; аn=2n -5; аn=3n -1.
Задание 1: Последовательности заданны формулами. Впишите пропущенные члены последовательности:
1; ___; 81; ___; 625; …
-1; 4; ___; ___; -25; …
5; ___; ___; ___; 9; …
___; -6; ___; ___ ; -9; …
___; ___; 3; 11; ___; …
2; 8; ___; ___; ___; …
Задание 2:
Выписать первые пять членов последовательности, заданной формулой своего n-ого члена.
Задание 3:
Определите, какими числами являются члены этих последовательностей, заполните таблицу.
Положительные числа | Отрицательные числа | |
|
|
|