МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Актанышского района РТ
Конспект урока по математике в 1 классе
по программе «Перспектива»
Тема урока: «Простые текстовые задачи»
Составила: учитель начальных классов Мингалимова Чулпан Рустамовна
Тема урока: «Простые текстовые задачи»
Цели урока:
Выявление степени усвоения учащимися общего умения решать простые задачи и уровня понимания их математической сути;
Выявление осознанности правильного выбора действия при решении задачи;
Формирование самоорганизации при возникновении проблемной ситуации; математическое развитие учащихся (включая способность наблюдать, сравнивать, находить простейшие закономерности);
Развитие внимания, памяти; речевой и вычислительной культуры; коммуникативной компетентности учащихся;
Воспитание дружеских отношений в коллективе.
Основное содержание урока, термины и понятия.
Анализ простых текстовых задач изученных типов с опорой на схему с различными способами проверки (по образцу, комментирование, взаимопроверка).
Поиск способа решения нестандартных задач путём организации групповой работы и работы в парах.
Мотивация учащихся на решение задач.
Задача. Структура (состав) задачи: условие, вопрос, решение, ответ.
Простые задачи на нахождение суммы, остатка.
Понятия «столько же», «столько же и ещё…», «столько же, но без…».
Простые текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, на разностное сравнение.
Сложение и вычитание в пределах 10 (изученные случаи).
Слагаемые. Сумма. Разность.
Масса. Килограмм.
Длина. Сантиметр.
Стоимость. Рубль.
Геометрические фигуры (точка, отрезок, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).
Планируемый результат.
Предметные умения.
Устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи; решать задачи в одно действие на сложение и вычитание изученных типов.
Складывать и вычитать однозначные числа без перехода через десяток.
Различать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.
Правильно употреблять в речи математическую терминологию.
УУД.
Личностные: осознание « количественности» мира, осознание математических составляющих окружающего мира.
Регулятивные: освоение способов вычисления и установления взаимосвязи между условием и вопросом задачи.
Познавательные: осмысление выбора математического действия при решении задач, развитие умения видеть математическую суть задачи, соотнесение условия и вопроса.
Коммуникативные: формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, строить фразы с использованием математических терминов, развивать умение работать в парах, в группах.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.
Ресурсы.
Математика. Учебник для 1 класса. Часть 2. Авторы: Г.В. Дорофеев, Т.Н.Миракова.
Рабочая тетрадь по математике для 1 класса. Часть 2.
Раздаточный материал для организации групповой работы.
Цветовые сигналы для рефлексии.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок.
Посмотри скорей, дружок,
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книги, ручка и тетрадки?
— Начинаем урок математики. Сегодня снова у нас в гостях весёлый друг – Информашка, который приготовил много интересного.
2.Устный счёт. Погружение в тему урока.
Первое задание Информашки – «Шифровальщики» (с помощью математических вееров).
Карандаш стоит 5 рублей, а ластик 3 рубля. Сколько стоит вся покупка?
У Саши в коллекции 10 монет. 8 из них ему подарили родители, а остальные – друзья. Найди количество монет, подаренных друзьями.
Улитка ползёт вверх по дереву. До обеда она проползла 3 см, и после обеда – столько же. Каков путь улитки?
Толщина книги 6 см, а толщина альбома – столько же, но без 4 см. Узнай толщину альбома.
Масса дыни – 4 кг, а масса арбуза – столько же и ещё 5 кг. Узнай массу арбуза.
Информашка задумал некоторое число. Сначала он его увеличил, а потом уменьшил. В результате получил 5. Какое число задумал наш гость?
(Проблемная ситуация). Дополнение и решение.
Обсуждение ответов. Расшифровка слова – ЗАДАЧИ.
— Можно ли эти задания назвать задачами? Почему?
(Да, есть известное и неизвестное).
3. Сообщение темы и основной цели урока (с привлечением детей). Постановка учебной задачи.
4. Деятельность учащихся по теме урока.
а) Работа над структурой задачи. Уточнение знания о составе задачи. (Актуализация). Второе задание Информашки – «Конструктор».
Дети собирают домик из слов по порядку: условие, вопрос, решение, ответ
(с аргументацией).
б) Работа в рабочей тетради №2 с текстовыми задачами (стр. 43). Третье задание Информашки – «Решай-ка!»
Чтение, анализ прочитанных задач, разбор, соотнесение схем, заполнение пропущенных цифр в схемах; запись решений и ответов.
1 задача — решение с комментированием, проверка.
2 задача – решение самостоятельно, проверка.
3 задача – обсуждение в парах, при разных вариантах решения – у доски (индивидуально).
— Что особенного в данных задачах? (Все задачи связаны по смыслу, дополняют друг друга).
Импровизационное задание.
— Можно ли эти задачи дополнить ещё другими?
(Дети составляют возможные варианты задач).
5. Физкультминутка
в) Работа с нестандартными и занимательными задачами из учебника (стр. 36).
Четвёртое задание Информашки- «Занимай- ка!»
Решение задач №7, №8. Фронтальная работа и в парах.
г) Пятое задание Информашки — «Юный геолог».
Учебник стр. 36, задача №9.
Фиксация затруднения в деятельности; построение выхода из затруднения путём практической работы в группах.
Групповая работа с коллекцией камней.
6. Подведение итогов урока.
— Какие задания показались самыми интересными?
— Смогли мы справиться с задачами?
— Как вы думаете, для чего мы сегодня решали задачи в 1 действие?
(Перспектива на будущие уроки).
7. Рефлексия.
— Понравилось ли вам на уроке?
— Кому на уроке было легко?
— Кто хотел бы ещё поработать с задачами?
— С каким настроением вы уходите с урока?
(Дети поднимают сигналы разных цветов).
8. Окончание урока.
Вот и прозвенел звонок.
Убирай, не спеша, дружок,
Аккуратно, по порядку:
Книги, ручку и тетрадку.