Тема: Письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел
Цели: Познакомиться с алгоритмом письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел, аналогичных таким же приёмам при сложении и вычитании трёхзначных чисел; совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления; развитие умения аргументировать своё мнение; развитие умения давать самооценку своей деятельности; воспитывать дисциплинированность, ответственность, самоуважение; активность, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения.
ОУД
(класс разделён на 5 групп)
Организационное начало
– Быстренько проверь, дружок,
– Ты готов начать урок?
– Всё ль на месте,
– Всё ль в порядке,
– Ручка, книжка и тетрадки?
– Все ли правильно сидят?
– Все ль внимательно глядят?
– Каждый хочет получить
– Только лишь «десятку»!
Актуализация опорных знаний
– Работать вы будете в группах. Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе.
На работу в группах отводится 5 минут.
— Представьте свои результаты. Объясните свои действия. (У доски отвечают по одному представителю от группы).
Групповая работа
33 | 48 | 74 | 78 | 88 | 92 | |
с | а | м | о | л | ё | т |
2 группа
26+6= _____ и
17+8= _____ ш
27-8= _____ а
95-6= _____ н
14-5= _____ м
86+5= _____ а
19 | 25 | 32 | 89 | 91 | |||
м | а | ш | и | н | а |
3 группа
87+8= _____ д
13-7= _____ п
67+5= _____ х
91-2= _____ о
26-7= _____ а
42-8= _____ о
19+4= _____ р
22 | 38 | 44 | 56 | 62 | 94 | |||||
п | а | р | о | х | о | д |
4 группа
42-8= ____ о
87+7=____ л
23-8= ____ м
46+6=____ ц
61-7= ____ и
77+5=____ к
21-2= ____ о
43-8= ____ т
19 | 35 | 38 | 52 | 54 | 82 | 94 | |
м | о | т | о | ц | и | к | л |
5 группа
14-5= ____ в
86+5= ____ ё
67+7= ____ о
53-6= ____ р
42-3= ____ е
89+6= ____ т
53-4= ____ т
82-3= ____ л
39 | 47 | 49 | 74 | 79 | 91 | 95 | ||||||
в | е | р | т | о | л | ё | т |
Самоопределение к деятельности
— Какие слова получились?
— Как сказать одним словом что это?
Я предлагаю сегодня на уроке совершить путешествие
— Если мы путешествуем на уроке математики, то какое это будет путешествие?
— Что значит “математическое” путешествие?
Во время путешествия мы будем решать примеры, задачи, уравнения, и одновременно отрабатывать навыки письменного сложения и вычитания трехзначных чисел.
— На каком транспорте мы будем путешествовать? Давайте узнаем
Индивидуальная работа
— Соедините по порядку точки, соответствующие ответам примеров. Что у вас получилось? (машина)
24 : 4 = 6 63 : 7 = 9 44 + 33 = 77
300 : 5 = 60 5 ∙ 3 = 15 8 ∙ 5 = 40
9 ∙ 4 = 36 0 : 1 0 = 0 36 : 6 = 6
Парная работа
— Определим, в какую сторону будут вращаться колёса нашего автомобиля. Покажите стрелочками направление нашего движения.
— Совершить наше путешествие я предлагаю вместе с Незнакой и не только помочь ему …, но и показать, что мы все «ЗНАЙКИ математики»
— В течение урока, за каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. Но сколько снежинок нужно заработать на хорошую оценку? (у каждого ученика на парте лежат задания, которые будем выполнять в течение урока, за каждое правильно выполненное задание дети красят снежинки на рабочих листах) Давайте определим критерии:
«5» — 10 снежинок и больше
«4» — 9 – 8 снежинок
«3» — 7 – 6 снежинок
— Все готовы? Тогда начинаем!
Работа по теме урока
— Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться с письменным сложением трехзначных чисел.
— А для начала давайте вы мне напомните, как мы будем складывать двухзначные числа. Сложите в столбик 34 и 23. (Ответ: 57)
— Где мы записываем десятки, а где единицы?
— С какого разряда начинаем сложение?
— А теперь давайте попробуем сложить в столбик 234 и 523.
— Что общего в решении этих примеров? (Сложение начинаем с разряда единиц и складываем числа поразрядно.)
— Чем отличаются эти примеры? (Во втором примере у слагаемых складываем сотни с сотнями.)
— Запомните! Сотни мы пишем под сотнями, десятки под десятками, а единицы под единицами!
Алгоритм сложения:
1. Записываю первое слагаемое.
2. Записываю второе слагаемое: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
3. Складываю единицы, складываю десятки, складываю сотни.
4. Читаю ответ.
Первичное закрепление.
Первый столбик решает ученик с объяснением у доски, а второй – дети самостоятельно.
Примеры решаются на доске и в тетради.
526 + 462 = 988 476 + 306 = 782
778 -251 = 527 878 — 523 = 355
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Раз – подняться, подтянуться.
Два согнуться, разогнуться.
Три – в ладони три хлопка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Решение уравнений
Ученики решают самостоятельно, если ученик нуждается в помощи, может попросить одного из участника группы.
х+264=710 456+х=932 х-324=468 946-х=534
х=710-264 х=932-456 х=468+324 х=946-534
х=446 х=476 х=792 х=412
446+264=710 456+476=932 792-324=468 946-412=534
710=710 932=932 468=468 534=534
Решение задачи
Учащиеся самостоятельно решают задачу в тетради, обсуждая её решение в группе.
В субботу детский парк посетили 327 человек, а в воскресенье – на 153 человека больше. Сколько всего человек посетили детский парк в выходные?
Решение:
Суббота – 327 чел.
Воскресенье — ?, на 153 чел. больше ? чел.
327+153=480 (чел) – в воскресенье
327+580=907 (чел) – всего
Ответ: 907 человек посетили детский парк в выходные.
Решение выражения на порядок действий
Ученики решают самостоятельно, если ученик нуждается в помощи, может попросить одного из участника группы.
800 606 194
(375-425) – (452-158) : 3 = 202
113 692
805 – (234+358) + 198 = 311
Релаксация
— А сейчас немножко отдохнем: положите головки на парту и представьте, что вы очутились в вечернем лесу. Послушайте звуки вечернего леса.
Разноуровневые задания.
-Сейчас каждый из вас выберет себе задания. Задания, которые предлагаются вам разные по уровню сложности.
1 уровень.
Вычисли. Записывай вычисления столбиком.
768 – 457= 311
564 + 235=799
2 уровень
составь выражение и найди его значение:
Из разности чисел 783 и 248 вычти произведение чисел 535 и 1
535 535
(783-248) – 535 ∙ 1 = 0
3 уровень.
Разгадай ребусы:
6 * 5 * 3*
— * 8 * + 4 15
2 8 5 6 *9
665 234
—380 +415
285 649
Рефлексия.
— Наш урок подошёл к концу …
было интересно…
было трудно…
у меня получилось …
мне захотелось…
Выставление оценок.
Итог урока: С каким настроением вы уходите с урока? Если с хорошим, то возьмите длинный лучик. Если с плохим – короткий лучик
Домашнее задание:
Эти машины застряли в «пробке». Найди сначала две одинаковые машины, а затем три машины, которые ничем не отличаются друг от друга.
Две одинаковые машины – это № ____ и № ____
Три одинаковые машины – это № ____ , № ____ и № ___