Описание методической разработки.
Урок – виртуальная экспедиция в лес по теме: Проценты.
В МОУ «Блюментальская основная общеобразовательная школа» в течение продолжительного времени использует в своей работе принципы модели «Экологии и развития. Большое внимание уделяется развитию экологической культуры школьников в урочной и внеурочной деятельности. Именно поэтому неслучайно выбрана форма урока («Виртуальная экспедиция в лес»), на котором ребята могут не только отработать и усовершенствовать свои знания и умения по теме, но и получить дополнительные новые сведения из области биологии. Это способствует поддержанию интереса на протяжении всего урока.
Тип урока: применение знаний и умений учащихся. Проводится для отработки уже приобретенных ранее знаний и умений учащихся, а также их проверки в конце урока. Ценность разработки заключается в ее универсальности. Этот урок можно проводить как в обычном классе, не имея доступа к техническим средствам обеспечения, так и с использованием ИКТ (см. презентации к уроку).
Учебный предмет: математика
Уровень образования школьников. Урок проводится для учащихся 6 класса. Так как большинство заданий носят дифференцированный характер, то его можно проводить в слабом, сильном и разноуровневом по познавательной активности и возможностям классе.
Форма учебной работы: классно – урочная.
Тема: Проценты
Методическая цель: Организация деятельности учащихся для успешности обучения каждого ученика.
Задачи:
Продолжить работу по формированию умений у учащихся решать задачи по теме «Проценты».
Активизировать мыслительную деятельность учащихся по средствам участия каждого из них в деятельности; развивать самостоятельность, умения ориентироваться в нестандартной ситуации.
Воспитание познавательного интереса, элементов культуры общения и экологической культуры.
Тип урока: применение знаний и умений учащихся.
Оборудование: цветок для постановки целей, карточки для сбора вещей, схема маршрута, карточки о лесе, карточки о соснах, карточки о лекарствах, памятка о лекарственных растениях, картинка леса, поляна цветов, цветок на парту.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация познавательной деятельности.
Записать в тетрадях число, тему урока.
Целевой блок:
Цель: Сегодня мы продолжим работу по формированию умений решать задачи на проценты.
Задачи урока: Ребята, что нам необходимо сделать на уроке по достижению данной цели? Определиться в этом нам поможет цветок.
Лепестки:
— Повторить…
— Решить…
— Найти интересные сведения…
— Проверить…
— Обобщить…
III. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях
Ребята, определяя задачи нашего урока по цветку, я вдруг вспомнила о лете. Как хорошо летом, особенно на свежем воздухе. А может нам немного помечтать и провести этот урок в лесу, отправившись туда в экспедицию, чтобы познакомиться с прелестями леса? А для этого нам понадобятся все наши знания и умения по теме.
А готовы ли мы к экспедиции? Как это можно проверить? (Повторить правила)
Работа с правилом (работа в парах – «проверь соседа»)
Отправляясь в экспедицию, что нужно сделать, готовясь к ней (собрать вещи, наметить маршрут).
Сбор вещей: Только правильный ответ задания дает возможность взять вещь.
Задание: Выразить десятичную дробь в процентах или наоборот.
Продукты 37% Рюкзак 0,63
Лопата 5% Посуда 0,4
Палатка 112% Пакет для мусора .
Зачем берем мусорный мешок?
Маршрут. Вещи собраны, осталось наметить маршрут следования. Решив правильно задачу, мы узнаем, в какое из трех, предполагаемых на схеме мест, мы отправляемся.
Схема:
Станция Крупская 61, 8 км
Горы Саяны 220 км
Школа Озеро Тагарское 15 км
Задача: Какой путь нам предстоит преодолеть, если мы будем добираться до места на автобусе, электричке и пешком, причем на автобусе 12 км, что составляет 25% от пути электрички, а пешком 15 % от пути автобуса?
Краткая запись:
А ? км
Электричка — ? км
Пешком — ? км – 15 % от
Решение:
12*4=48 (км) – путь электрички;
12:100*15=1,8 (км) – путь пешком;
12+48+1,8=61,8 (км) –весь путь.
Ответ: 61,8 км – Станция Крупская.
IV. Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях.
Пока решали задачу мы и не заметили как прибыли (куда?) в лес. Посмотрите как красиво вокруг! Что можно увидеть в лесу? Что исследовать?
Из всего многообразия вами перечисленного, сегодня остановимся только на растительном мире леса. (А что относится к растительному миру леса?)
Растительный мир леса очень многообразен, и для того чтобы узнать о нем как можно больше, не разделиться ли нам? Кто желает выполнить в группах самостоятельно свое исследование и представить его нам? Для этого есть пара интересных заданий о соснах и лекарственных травах.
1 группа. Составьте рассказ о соснах, используя условия задач и их решения.
1. Всего на планете встречается 100 видов сосен, а в нашей стране всего 12 % от этого количества. Сколько видов сосен можно встретить в наших лесах?
2. В наших лесах наиболее известна сосна обыкновенная, которая, прожив 4% своей жизни, то есть 20 лет начинает плодоносить. Сколько всего лет живет сосна обыкновенная?
3. Из 1 кг шишек выход семян составляет 2 %. Сколько грамм семян получается из 1 кг шишек.
4. Сколько месяцев потребуется для созревания семян сосны обыкновенной, если это число составляет 150 % от 1 года (12 месяцев)?
5. В возрасте десяти лет высота обыкновенной сосны достигает 3,5 м, что составляет 10 % от средней высоты сосен в лесу. Какова средняя высота сосен в лесу?
6. Шишки у сосны висят гроздьями по 10 штук, среднюю длину шишки (в см) можно определить, найдя 60 % от этого числа.
2. группа. Используя памятку, расскажите коротко о лекарственных растениях. Решив задачи, составьте рецепты изготовления некоторых лекарств, предлагаемых на карточках.
Карточка 2. Сбор для повышения аппетита Для приготовления 80 г. лекарства требуется: Корневище змеевика – 12,5% Исландский «мох» — 32% Плоды можжевельника – 12,5% Трава медуницы – 25% Трава хвоща полевого – 18% Сколько грамм каждой травы нужно для лекарства? |
3. группа. Пока ребята выполняют задания, не оглядеться ли на местности и не исследовать ли ее? Решив задачи на карточках, мы сможем составить небольшой рассказ о нашем лесе.
Карточка 2. Найдите количество различных видов деревьев, кустарников и трав в лесах нашей планеты, если оно составляет 20% от 150 тысяч. | |
Карточка 3. В нашей местности хвойные леса составляют 70% всех лесов, а остальное смешанные и лиственные. Сколько процентов приходится на лиственные и смешанные леса? | Карточка 4. В наших лесах можно встретить до 18 тысяч видов трав, что составляет 60% видов растительности в целом. Сколько всего видов растительности можно встретить в лесах? |
Карточка 5. Средняя высота кустарника 6 м, что составляет 6% от высоты пихты. Какова высота пихты?
| Карточка 6. Гектар лиственного леса вырабатывает 2 кг летучих защитных веществ, а гектар хвойного леса – 250% от этой величины. Сколько килограмм летучих защитных веществ вырабатывает гектар хвойного леса? |
Карточка 7*. В городе Минусинске 75 000 человек. Один гектар леса в течение года способен поглощать столько кислорода, сколько его выдыхают 0,3% от общего количества жителей города Минусинска. Сколько гектар леса должно находиться в пределах города, чтобы в чистоте содержать воздух в городе?
|
Проверим задания необычно. Я вам читаю рассказ о лесе, в который вы пробуете вставить числа, полученные в результате решения задач. Будьте внимательны, не пропустите свой ответ.
Рассказ
Леса появились на земле 300 млн. лет назад. Основу лесов нашей планеты образуют более 30 тысяч различных видов деревьев, кустарников и трав, причем трав из них встречается до 18 тысяч видов.
Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные. В нашей местности преобладают хвойные леса, которые составляют 70% всех лесов, остальные 30% приходятся на лиственные и смешанные.
В хвойных лесах можно встретить – сосну, лиственницу, ель, пихту, причем пихта считается одним из самых высоких деревьев, ее высота до 100 – 110 м. Средняя высота кустарников – 6 м.
Леса – легкие нашей планеты. Так 1 гектар лиственного леса вырабатывает 2 кг летучих защитных веществ, а гектар хвойного леса до 5 кг. (Один гектар леса в течение года способен поглощать столько углекислого газа, сколько его выдыхают 225 человек).
Мы с вами узнали некоторые общие данные о наших лесах, а ребята в группах занимались более узкими исследованиями, результаты которых они нам сейчас с удовольствием представят (проверка работы групп, оценивание всем классом).
Наша экспедиция по лесу подходит к концу, мы многое узнали, исследовали, можно возвращаться домой. Пора к электричке. Ребята, но посмотрите, что нам встречается на обратном пути? (поляна цветов) Но что-то она не радует глаз? Как вы думаете почему? (Цветы не раскрашены) Как поправить положение? (раскрасить цветки). У каждого из вас на парте свой цветок, закрасьте его по своему желанию, выразите закрашенные части в процентах.
V. Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем учителя
За таким интересным занятием мы и не заметили, как вновь оказались в классной комнате. Наша экспедиция завершена. Пришло время проверить, чему же она научила каждого из нас, ведь основная наша цель урока не в экспедицию сходить, а продолжить формирование умений решать задачи. Сейчас каждый может проверить себя, а поможет в этом тест. Перед его выполнением внимательно посмотрите инструкцию и обратите внимание, что каждое задание имеет свою цену.
Тест
Если правильный ответ получен с первого раза, засчитай максимальное количество баллов, в противной случае каждая дополнительная попытка вычитает 1 балл из этой суммы (при использовании ИКТ).
Код
«5» — 9
«4» — 7-8 баллов
«3» — 3-6 баллов
«2» — менее 3 баллов
1. (1 балл) Дробь равна
А) 20% Б) 30% В) 50%
2. (1 балл) 1% дециметра называют:
А) миллиметр Б) сантиметр В) метр
3. (2 балла) 30% от числа 800 равно
А) 24 Б) 240 В) 2400
4. (2 балла) У мамы 250 р. На покупку книги она истратила 10% этой суммы. Мама истратила:
А) 2,5 р. Б) 25 р. В) 5 р.
5. (3 балла) В магазин привезли 25 ц. фруктов. Яблоки составляют 60%, а груши 20% от общего количества фруктов. Всего в магазин яблок и груш привезли:
А) 20 ц. Б) 5 ц. В) 15 ц.
После работы тесты вложить в тетради. Тетради сдать на проверку.
VI. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания
Урок подходит к концу. Осталось только подвести итог экскурсии и урока. Чем сегодня занимались? Посмотрите на ромашку, все ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока, выполнены? Проверив тесты и ромашки, каждый получит оценки за урок. (Дополнительно оценить наиболее активных ребят.)
Домашняя работа:
придумать и решить свою задачу по теме урока.