Открытый урок математики в 1 классе
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (1 урок)
Цели и задачи урока:
-формирование понимания взаимообратимости операций сложения и вычитания: вычитая из значения суммы одно из слагаемых, получаем другое слагаемое;
-развитие математической речи в процессе выполнения заданий, на основе воспроизведения новых математических закономерностей;
— формирование УУД: формирование мотивов (потребностей),интереса к открытию математических закономерностей, к их свободному чтению и использованию в решении задач (например, вычитая из суммы одно из слагаемых, получаем другое слагаемое); решение заданий на основе математических закономерностей; формулирование заданий по математических записям, решение логических задач – поиск оснований для различения общих и отличительных признаков математических выражений.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, конверты с заданием
Ход урока
1.Организационный момент
Уч-ль:
-Ребята, давайте, как гостеприимные хозяева поприветствуем гостей, которые пришли к нам сегодня на урок. Это педагоги начальной школы.
Уч-ся:
-Здравствуйте! (дети поворачиваются к гостям)
Уч-ль:
-Тихонько садимся на свой места. Настроимся на урок.
Мы весёлый дружный класс,
Всё получится у нас, раз!
Уч-ль:
Урок математики мы начинаем,
Ещё одну тайну сегодня узнаем.
Не отвлекайся, внимателен будь!
За новыми знаниями отправимся в путь!
2. Актуализация знаний
Уч-ль:
-Поработаем в парах.
У вас на партах карточки:
1 вар — выберите карточку, на которой написана сумма (3+4)
2 вар — выберите карточку, на которой написано значение этой суммы (7)
А теперь поднимите карточки (Маша, прочитай сумму. Дима — назови её значение)
Можно записать: (сумма чисел 3-х и 4-х равна 7)
Н.д. ООООООО 3+4=7
Проверим правильность выполнения с помощью схемы (ученик у доски)
Верно выполнила задание та пара, у которой были подняты карточки белого и розового цвета.
-Какое математическое действие выражает эта запись? (Эта запись выражает действие сложения)
-Как называются числа при сложении?
Уч-к:
Первое слагаемое (3) Второе слагаемое (4) значение Суммы (7)
(Потом хором)
Продолжаем работать в парах.
2 вар — выберите карточку с записью разности (7-4)
1 вар — выберите карточку со значением этой разности (3)
Поднимите карточки с ответом. (Вика, прочитай разность; Дима – назови её значение)
Можно записать: 7-4=3 (из семи вычесть четыре получится три)
Н.д. ООООООО 7-4=3
Проверим правильность выполнения с помощью схемы (ученик удоски)
Значит, верно выполнила задание та пара, у которой были подняты карточки жёлтого и зелёного цвета.
-Какое действие выражает эта запись? (эта запись выражает действие вычитание)
ООООООО ?
Уч-ль подходит с указкой к записям на доске:
-Ребята, мы повторили известные вам сведения о математических действиях сложения и вычитания.
-Вы догадались какова тема нашего урока? (тема: Сложение и вычитание)
На этом уроке мы убедимся, что действия сложения и вычитания будут помогать друг другу, взаимодействовать, чтобы мы смогли вычислять быстро и правильно.
А теперь по закладке откройте учебник на стр. 10 и прочитайте тему урока
«Сложение и вычитание».
-Определим план наших действий (по знакам-помощникам)
1. Мы будем рассказывать.
2.Думать и выполнять задания в тетради.
3.Работать в тетради для самостоятельных работ.
А перед этим отдохнём! (физкультминутка)
3. Объяснение нового материала
Тихо сели на свои места. Ребята, посмотрите внимательно на рисунок.
Уч-ль: (подходит к интерактивной доске)
На рисунке отара овец. Их пасёт пастух.
Маша и Миша по этому рисунку (на интерактивной доске) составили 2 математические записи.
Расскажите, как поняли этот рисунок Маша и Миша.
Маша Миша
8-2=6 6+2=8
Ответы детей:
1)Маша решила, что было 8 овец, 2 убежали, осталось 6. или
Маша решила, что Миша уводит 2-х овец из отары и поэтому вычла (2).
2) Было 6 овец, 2-х привёл Миша, стало 8. или
Миша привёл 2-х овец в отару к пастуху и поэтому прибавил (2). МОЛОДЦЫ!!!
Что же общего в записях этих математических действий?
а) В записях используются одни и те же числа.
Зад. №2 прочитает задание Матвей (Сравни три математические записи. Чем они похожи и чем отличаются? Перепиши их в тетрадь)
ОТВЕТИМ на 1-й вопрос
-Чем похожи эти математические записи?
а) В записях используются одни и те же числа (2,6,8)
—Чем же они отличаются?
Математические записи отличаются тем, что одна из них — действие сложение и содержит знак (+), вторая действие вычитание и содержит знак (-).
Откройте рабочие тетради , отступите 4 клетки вниз и запишите №2
Перепишите данные записи в тетрадь.
6+2=8
8-6=2 8-2=6
Возьмите красный карандаш и подчеркните 1-е слагаемое в сумме (на доске это сделает Вика). Жёлтым карандашом подчеркните 2-е слагаемое, синим карандашом — значение суммы.
А теперь понаблюдаем и установим связь между 1-ой и 2-ой записями.
Значение суммы переходит на 1-е место (стрелка), первое слагаемое на второе место , а второе слагаемое — на третье.
Получилось – значение суммы, минус 1-е слагаемое равно 2-му слагаемому!
Попробуем прочитать (вторую запись) действие вычитания, используя название чисел при сложении. Начните со слов ЕСЛИ ИЗ……значения суммы вычесть 1-е слагаемое, то получится 2-е слагаемое (ХОРОМ)
Прочитаем (третью запись), используя название чисел при сложении.
ЕСЛИ ИЗ …..значения суммы вычесть 2-е слагаемое, то получится 1-е слагаемое.
Часто говорят вместо 1-го слагаемого — одно слагаемое, а вместо 2-го- другое слагаемое и тогда, полученные записи можно прочитать так:
ЕСЛИ ИЗ ЗНАЧЕНИЯ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ ОДНО ИЗ СЛАГАЕМЫХ, то получится другое слагаемое.
ВОТ нам и открылась ТАЙНА – это математическое правило. Оно выделено в конце №2 жирным шрифтом. Обратимся к учебнику и прочитаем правило все вместе, постараемся его запомнить….
Чтобы пользоваться этим правилом, давайте составим план.
Вычисляем значение суммы.
Убеждаемся, что действия разностей составлены из тех же чисел, что и сумма.
По правилу подставляем нужное слагаемое на место значения разности.
-Ребята, вы догадались какой записи у нас не хватает на доске (обратиться к устному счёту) ООООООО 7-3=4
(Если не догадаются- вернуться к плану)
4. Закрепление изученного
Теперь перейдём к №3, запишите в тетрадь №3(Максим поработает у доски с учебником)
Спишите первый столбик в тетрадь, не делая никаких вычислений.
7+2
9-2
9-7
Найдите значение суммы и скажите, как называются числа при сложении (1-е слаг.,2-е слаг., значение суммы) Убедимся, что действия разности составлены из тех же самых чисел, что и сумма. Подставим нужные слагаемые на место значения разности.
Какое правило используем???(если затрудн. к учебнику)
ЕСЛИ ИЗ ЗНАЧЕНИЯ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ ОДНО ИЗ СЛАГАЕМЫХ, то получится другое слагаемое.
Третий столбик выполните в тетради самостоятельно. (посмотрите на доску, правильно вы отыскали 3-й столбик у себя в учебнике. Вот его вы и должны записать в тетради)
За доской выполнит задание (Синюшкина Маша)
А теперь посмотрите на доску, такие у вас получились результаты?????
Поднимите сигнальные карточки, у кого получились такие ответы.
4+4=8
8-4=4
8-4=4
Маша, почему в третьем столбике две одинаковые разности?
(первое и второе слагаемое — одинаковые числа)
-Закрыли учебник, откройте тетради для самостоятельных работ стр.12 №1
Работаем в парах. Можете помочь друг другу, посовещаться.
Выполните математические действия, заполнив пустые окошки. Обратите внимание, что во 2-ой записи сумма записана внизу.
Проверьте , правильно ли вы выполнили задание. Прокоментирует с места…
(учитель подходит к интерактивной доске и заполняет окошки)
Сигнальными карточками оцените совместную работу.
Каким правилом воспользовались?
Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять, шесть – шесть на место тихо сесть.
4. Самостоятельная работа
(Элиза, Коля, Кира, Илья, Амир — работают по карточкам)
Остальные работаем по вариантам
1-й вариант выполняет №5 стр. 13
2-й вариант —————№6
Внимательно послушайте задание…
Сдайте тетради по рядам…..
-Ребята, многие из вас знают слова из песни «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться! Поэтому к нам на урок пришёл фокусник.
Фокусник:
Чтоб водить корабли,
Чтобы лётчиком стать
Надо много уметь,
Надо многое знать!
-Мне интересно, помогут ли вам знания, полученные на уроке разгадать мои фокусы. Назовите числа, которые спрятались за шариками. Не забывайте поднимать руку.
Молодцы, ребята!!! Составить фокусы я смог используя утверждение из вашего учебника. ЕСЛИ ИЗ ЗНАЧЕНИЯ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ ОДНО ИЗ СЛАГАЕМЫХ, ТО ПОЛУЧИТСЯ ДРУГОЕ СЛАГАЕМОЕ.
Скажем, большое спасибо ВОЛШЕБНИКУ и попрощаемся с ним.
Дома, ребята, вы можете придумать свои фокусы и показать их своим родителям.
5. Итог урока
-Ребята, продолжите фразы:
1) Сегодня я узнал (а)……
2) Правило полезно знать……
3) Я научился быстро находить…. ( Значение разности – просигналить
карточками)
4) Мне было интересно….
Наш урок подходит к концу и мне хотелось бы поблагодарить Вас за работу и
Сказать, что вы(учитель пишет на доске смайликами) МОЛОДЦЫ!