Конспект урока по математике «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ» 1 класс

Открытый урок математики в 1 классе

УМК «Перспективная начальная школа»


Тема: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (1 урок)

Цели и задачи урока:

-формирование понимания взаимообратимости операций сложения и вычитания: вычитая из значения суммы одно из слагаемых, получаем другое слагаемое;

-развитие математической речи в процессе выполнения заданий, на основе воспроизведения новых математических закономерностей;

— формирование УУД: формирование мотивов (потребностей),интереса к открытию математических закономерностей, к их свободному чтению и использованию в решении задач (например, вычитая из суммы одно из слагаемых, получаем другое слагаемое); решение заданий на основе математических закономерностей; формулирование заданий по математических записям, решение логических задач – поиск оснований для различения общих и отличительных признаков математических выражений.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, конверты с заданием

Ход урока

1.Организационный момент

Уч-ль:

-Ребята, давайте, как гостеприимные хозяева поприветствуем гостей, которые пришли к нам сегодня на урок. Это педагоги начальной школы.

Уч-ся:

-Здравствуйте! (дети поворачиваются к гостям)

Уч-ль:

-Тихонько садимся на свой места. Настроимся на урок.

Мы весёлый дружный класс,

Всё получится у нас, раз!

Уч-ль:

Урок математики мы начинаем,

Ещё одну тайну сегодня узнаем.

Не отвлекайся, внимателен будь!

За новыми знаниями отправимся в путь!

2. Актуализация знаний

Уч-ль:

-Поработаем в парах.

У вас на партах карточки:

1 вар — выберите карточку, на которой написана сумма (3+4)

2 вар — выберите карточку, на которой написано значение этой суммы (7)

А теперь поднимите карточки (Маша, прочитай сумму. Дима — назови её значение)

Можно записать: (сумма чисел 3-х и 4-х равна 7)


Н.д. ООООООО 3+4=7

Проверим правильность выполнения с помощью схемы (ученик у доски)

Верно выполнила задание та пара, у которой были подняты карточки белого и розового цвета.

-Какое математическое действие выражает эта запись? (Эта запись выражает действие сложения)

-Как называются числа при сложении?

Уч-к:

Первое слагаемое (3) Второе слагаемое (4) значение Суммы (7)

(Потом хором)

Продолжаем работать в парах.

2 вар — выберите карточку с записью разности (7-4)

1 вар — выберите карточку со значением этой разности (3)

Поднимите карточки с ответом. (Вика, прочитай разность; Дима – назови её значение)

Можно записать: 7-4=3 (из семи вычесть четыре получится три)


Н.д. ООООООО 7-4=3

Проверим правильность выполнения с помощью схемы (ученик удоски)

Значит, верно выполнила задание та пара, у которой были подняты карточки жёлтого и зелёного цвета.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Непосредственно образовательной деятельности по математике»

-Какое действие выражает эта запись? (эта запись выражает действие вычитание)


ООООООО ?

Уч-ль подходит с указкой к записям на доске:

-Ребята, мы повторили известные вам сведения о математических действиях сложения и вычитания.


-Вы догадались какова тема нашего урока? (тема: Сложение и вычитание)


На этом уроке мы убедимся, что действия сложения и вычитания будут помогать друг другу, взаимодействовать, чтобы мы смогли вычислять быстро и правильно.


А теперь по закладке откройте учебник на стр. 10 и прочитайте тему урока

«Сложение и вычитание».



-Определим план наших действий (по знакам-помощникам)

1. Мы будем рассказывать.

2.Думать и выполнять задания в тетради.

3.Работать в тетради для самостоятельных работ.

А перед этим отдохнём! (физкультминутка)


3. Объяснение нового материала


Тихо сели на свои места. Ребята, посмотрите внимательно на рисунок.

Уч-ль: (подходит к интерактивной доске)

На рисунке отара овец. Их пасёт пастух.

Маша и Миша по этому рисунку (на интерактивной доске) составили 2 математические записи.

Расскажите, как поняли этот рисунок Маша и Миша.

Маша Миша

8-2=6 6+2=8

Ответы детей:

1)Маша решила, что было 8 овец, 2 убежали, осталось 6. или

Маша решила, что Миша уводит 2-х овец из отары и поэтому вычла (2).

2) Было 6 овец, 2-х привёл Миша, стало 8. или

Миша привёл 2-х овец в отару к пастуху и поэтому прибавил (2). МОЛОДЦЫ!!!

Что же общего в записях этих математических действий?

а) В записях используются одни и те же числа.


Зад. №2 прочитает задание Матвей (Сравни три математические записи. Чем они похожи и чем отличаются? Перепиши их в тетрадь)

ОТВЕТИМ на 1-й вопрос

-Чем похожи эти математические записи?

а) В записях используются одни и те же числа (2,6,8)

Чем же они отличаются?

Математические записи отличаются тем, что одна из них — действие сложение и содержит знак (+), вторая действие вычитание и содержит знак (-).

Откройте рабочие тетради , отступите 4 клетки вниз и запишите №2

Перепишите данные записи в тетрадь.

6+2=8

8-6=2 8-2=6


Возьмите красный карандаш и подчеркните 1-е слагаемое в сумме (на доске это сделает Вика). Жёлтым карандашом подчеркните 2-е слагаемое, синим карандашом — значение суммы.

А теперь понаблюдаем и установим связь между 1-ой и 2-ой записями.

Значение суммы переходит на 1-е место (стрелка), первое слагаемое на второе место , а второе слагаемое — на третье.

Свежие документы:  Конспект урока по Математике "Деление двузначного числа на однозначное. Решение арифметических задач" 3 класс

Получилось – значение суммы, минус 1-е слагаемое равно 2-му слагаемому!

Попробуем прочитать (вторую запись) действие вычитания, используя название чисел при сложении. Начните со слов ЕСЛИ ИЗ……значения суммы вычесть 1-е слагаемое, то получится 2-е слагаемое (ХОРОМ)

Прочитаем (третью запись), используя название чисел при сложении.

ЕСЛИ ИЗ …..значения суммы вычесть 2-е слагаемое, то получится 1-е слагаемое.


Часто говорят вместо 1-го слагаемого — одно слагаемое, а вместо 2-го- другое слагаемое и тогда, полученные записи можно прочитать так:

ЕСЛИ ИЗ ЗНАЧЕНИЯ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ ОДНО ИЗ СЛАГАЕМЫХ, то получится другое слагаемое.


ВОТ нам и открылась ТАЙНА – это математическое правило. Оно выделено в конце №2 жирным шрифтом. Обратимся к учебнику и прочитаем правило все вместе, постараемся его запомнить….


Чтобы пользоваться этим правилом, давайте составим план.

  1. Вычисляем значение суммы.

  2. Убеждаемся, что действия разностей составлены из тех же чисел, что и сумма.

  3. По правилу подставляем нужное слагаемое на место значения разности.


-Ребята, вы догадались какой записи у нас не хватает на доске (обратиться к устному счёту) ООООООО 7-3=4

(Если не догадаются- вернуться к плану)


4. Закрепление изученного

Теперь перейдём к №3, запишите в тетрадь №3(Максим поработает у доски с учебником)

Спишите первый столбик в тетрадь, не делая никаких вычислений.

7+2

9-2

9-7

Найдите значение суммы и скажите, как называются числа при сложении (1-е слаг.,2-е слаг., значение суммы) Убедимся, что действия разности составлены из тех же самых чисел, что и сумма. Подставим нужные слагаемые на место значения разности.

Какое правило используем???(если затрудн. к учебнику)

ЕСЛИ ИЗ ЗНАЧЕНИЯ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ ОДНО ИЗ СЛАГАЕМЫХ, то получится другое слагаемое.

Третий столбик выполните в тетради самостоятельно. (посмотрите на доску, правильно вы отыскали 3-й столбик у себя в учебнике. Вот его вы и должны записать в тетради)

За доской выполнит задание (Синюшкина Маша)

А теперь посмотрите на доску, такие у вас получились результаты?????

Поднимите сигнальные карточки, у кого получились такие ответы.

4+4=8

8-4=4

8-4=4


Маша, почему в третьем столбике две одинаковые разности?

(первое и второе слагаемое — одинаковые числа)

-Закрыли учебник, откройте тетради для самостоятельных работ стр.12 №1

Работаем в парах. Можете помочь друг другу, посовещаться.

Выполните математические действия, заполнив пустые окошки. Обратите внимание, что во 2-ой записи сумма записана внизу.

Проверьте , правильно ли вы выполнили задание. Прокоментирует с места…

(учитель подходит к интерактивной доске и заполняет окошки)

Сигнальными карточками оцените совместную работу.

Каким правилом воспользовались?


Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять, шесть – шесть на место тихо сесть.


4. Самостоятельная работа


(Элиза, Коля, Кира, Илья, Амир — работают по карточкам)

Остальные работаем по вариантам

1-й вариант выполняет №5 стр. 13

2-й вариант —————№6

Внимательно послушайте задание…

Сдайте тетради по рядам…..

-Ребята, многие из вас знают слова из песни «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться! Поэтому к нам на урок пришёл фокусник.

Фокусник:

Чтоб водить корабли,

Чтобы лётчиком стать

Надо много уметь,

Надо многое знать!

-Мне интересно, помогут ли вам знания, полученные на уроке разгадать мои фокусы. Назовите числа, которые спрятались за шариками. Не забывайте поднимать руку.



Молодцы, ребята!!! Составить фокусы я смог используя утверждение из вашего учебника. ЕСЛИ ИЗ ЗНАЧЕНИЯ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ ОДНО ИЗ СЛАГАЕМЫХ, ТО ПОЛУЧИТСЯ ДРУГОЕ СЛАГАЕМОЕ.

Скажем, большое спасибо ВОЛШЕБНИКУ и попрощаемся с ним.

Дома, ребята, вы можете придумать свои фокусы и показать их своим родителям.

5. Итог урока

-Ребята, продолжите фразы:

1) Сегодня я узнал (а)……

2) Правило полезно знать……

3) Я научился быстро находить…. ( Значение разности – просигналить

карточками)

4) Мне было интересно….

Наш урок подходит к концу и мне хотелось бы поблагодарить Вас за работу и

Сказать, что вы(учитель пишет на доске смайликами) МОЛОДЦЫ!








Свежие документы:  Урок – КВН по математике в 8 классе «Решение уравнений»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: