ФИО учителя: Пьянникова Елена Сергеевна
Должность: учитель
ОУ: МОУ СОШ № 41 г. Борзя
Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями
Базовый учебник: Дорофеев Г.В., Шарыгин И. Ф., Суворова С.Б «Математика 5 класс», издательство «Просвещение»,2012 год
Место в общей структуре курса: Блок «Арифметика». Дроби. Глава 9 «Действия с дробями». Пункт 9.1 «Сложение дробей», второй урок согласно тематическому плану
Тип урока: урок открытия новых знаний
Целевые установки на достижение планируемых результатов:
— в личностном направлении: формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования;
— в метапредметном направлении:
коммуникативные — организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
регулятивные – формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
познавательные – уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
— в предметном направлении: вывести правило сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями и научиться применять его при решении вычислительных примеров
Планируемые результаты урока | ||
| обыкновенная дробь, общий знаменатель, дополнительный множитель
|
|
| Знать алгоритм сложения дробей с разными знаменателями. Выполнять сложение дробей с разными знаменателями |
|
Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока | Личностные УУД: осознавать и вырабатывать собственную жизненную позицию в отношении себя и окружающих людей, проявлять ответственность за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Познавательные: выполнять логические действия и операции, применять различные способы решения задач. Регулятивные: совместно с учителем управлять познавательной и учебной деятельностью на основе поставки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать успешность усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности. Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть готовым вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. |
|
Инструкции и пояснения | — |
|
|
|
|
| При работе в группах одна пара объединяется с парой соседней парты. По окончании работы и подведения итогов работы возвращаются в исходное положение. 2 учащихся у доски Консультанты оказывают помощь
| Этап «Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии»
Этап «Самостоятельная работа» |
| Учитель напоминает в целом о работе на уроке (свод правил работы на уроке, выработанный совместно с обучающимися на первом уроке) и в частности (памятка «Работа в группе» есть у каждого обучающегося) о работе в группе: — внимание; — собранность; — дисциплина и самодисциплина; — уважительное отношение друг к другу; — подчинение требованиям командира группы; — не мешать другим группам; — соблюдение регламента работы. |
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Устные источники |
|
|
|
| |
|
| |
Письменные источники |
|
|
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
Графические источники (схемы, диаграммы) |
|
|
Электронные источники |
|
|
|
| |
Видео источники |
|
|
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) |
|
|
Источники информации для учащихся подбирает учитель |
|
|
| ||
|
| |
|
| |
|
| |
| ||
Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) | ||
| ||
| ||
| ||
|
|
|
Структура и ход урока
Дидактические задачи | Деятельность учителя | Форма работы | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД | |
1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности
| Создать благоприятный психологический настрой на работу
| Приветствие, мобилизация внимания детей. Вопрос: как справились с домашним заданием? В чем были затруднения? | И | Приветствуют учителя
| Включаются в деловой ритм урока, «Сигнализируют» карточками: красный кружок – выполнил легко самостоятельно, зеленый – выполнил самостоятельно с небольшими затруднениями, синий – испытывал затруднения, выполнил с помощью, желтый – не смог выполнить.
|
|
2. Актуализация знаний (устная работа) | Актуализация опорных знаний и способов деятельности | 1. Организует устную работу (Что мы знаем о дробях? Что умеем делать с дробями? 2. Тест «Обыкновенные дроби» (приложение 1)
| Ф
И | 1. Отвечают на вопросы
2. Заполняют таблицу ответов теста, проверка по эталону.
| презентация «Сложение обыкновенных дробей» — слайды №2-№10)
|
Выражать свои мысли, аргументировать своё мнение, осознавать построение речевого высказывания, подводить под понятие.
|
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
| Актуализация опорных знаний и способов деятельности | 1. Предлагает задачу: Незнайка просит помочь решить ему задачу. Он решил посадить на участке цветы: астры – на 1/9 участка, георгины – на 1/6 участка. Какая часть участка будет засажена цветами? Вопрос: что надо уметь делать, чтобы решить такую задачу? 2. Работа в группах (приложение 2) | Г | Решают проблему.
Отвечают на вопрос
2. Работают в группах, выставляют результат работы на доску, объясняют свой выбор | Слайд 11 | Выражать свои мысли , аргументировать своё мнение, достигать договоренности и согласования общего решения, Выбирать эффективный способ решения, применять знания для практических задач, осознавать ответственность за общее дело |
4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания )
| Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | 1. Вопросы: что надо уметь делать, чтобы решить такие задачи?
2. Как вы думаете, как выполнить сложение дробей с разными знаменателями? 3. Показывает запись сложения дробей с разными знаменателями. | Ф | 1.Дают ответ. Формулируют тему и цель урока, записывают в тетрадь. 2. Предлагают свои варианты. 3. Записывают образец в тетрадь. | Слайд 12 | Самостоятельно выделять формулирование познавательной цели
|
5. Первичное закрепление во внешней речи | Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
| 1. Учебник №881 – с объяснением на доске
| Ф | 1. Один ученик на доске, все в тетрадях
| №882 | Выполнять действия по алгоритму, подводить под понятие, выражать свои мысли |
6.Физкультминутка |
| Приложение №3 |
| Учащиеся выполняют упражнения физминутки |
|
|
7.Самостоятельная работа | Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков
| 1. №879: — 2 ученика на доске 1вариант-1 строка 2 вариант – 2 строка Сильным учащимся — консультантам (по мере выполнения) предлагается проверить оказать помощь товарищам
| И | 1. Самостоятельное решение
| №895 | контролировать корректировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, анализировать, подводить под понятие, выполнять действия по алгоритму |
7.Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | №880, 886(устно) №897 – по желанию |
Ф | Записывают домашнее задание |
|
|
8.Рефлексия. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми | 1. Предлагает продолжить предложение «Сегодня на уроке Я повторил … Я закрепил … Я научился … Я узнал …» 2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к качеству усвоения материала на уроке 3. Выставляет оценки | И | 1. Отвечают на вопросы
2. Отмечают в карточках (приложение №4) | Слайд 13 | Адекватно понимать причины успеха и неудач, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, уметь выражать свои мысли, аргументировать
|
Приложение 1.
Тест «Обыкновенные дроби», 5 класс
1 вариант
1. Выбери из данных чисел правильные дроби:
а); б); в); г).
2. Дробь называется неправильной, если ее числитель:
а) меньше знаменателя;
б) больше знаменателя;
в) больше или равен знаменателю;
г) равен знаменателю.
3. Замените дробь равной ей дробью со знаменателем 35:
а); б); в); г).
4. Какая из дробей больше 1:
а); б); в); г).
5. Какие из дробей меньше :
а); б); в); г).
6. Какая из дробей самая маленькая:
а); б); в); г).
7. Какое число можно подставить вместо k, чтобы двойное неравенство было верно: <k<:
а) ; б); в); г).
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
в г
| в | в | в | а в | б | б |
Тест «Обыкновенные дроби», 5 класс
2 вариант
1. Выбери из данных чисел неправильные дроби:
а); б); в); г).
2. Дробь называется правильной, если ее числитель:
а) меньше знаменателя;
б) больше знаменателя;
в) больше или равен знаменателю;
г) равен знаменателю.
3. Замените дробь равной ей дробью со знаменателем 35:
а); б); в); г).
4. Какая из дробей меньше 1:
а); б); в); г).
5. Какие из дробей больше :
а); б); в); г).
6. Какая из дробей самая большая:
а); б); в); г).
7. Какое число можно подставить вместо k, чтобы двойное неравенство было верно: <k<:
а); б); в); г).
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
а б
| а | б | а | б г | г | в |
Приложение 2.
1 группа.
1. Закрасить синим цветом — круга, красным цветом — круга.
2. Какая часть круга закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
2 группа.
1. Закрасить синим цветом — круга, красным цветом — круга.
2. Какая часть круга закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
3 группа.
1. Закрасить синим цветом — круга, красным цветом — круга.
2. Какая часть круга закрашена?
2. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
4 группа.
1. Закрасить синим цветом — прямоугольника, красным цветом — прямоугольника.
2. Какая часть прямоугольника закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
5 группа.
1. Закрасить синим цветом — прямоугольника, красным цветом — прямоугольника.
2. Какая часть прямоугольника закрашена?
2. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
6 группа.
1. Закрасить синим цветом — прямоугольника, красным цветом — прямоугольника.
2. Какая часть прямоугольника закрашена?
2. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
Приложение 3. Физкультминутка.
Раз – согнуться – разогнуться.
Два – нагнуться – потянуться.
Три – в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Приложение 4.
1. Все понял, могу помочь другим
2. Запомню надолго
3. Все понял
4. Могу, но нужна помощь
5. Ничего не понял