Конспект урока по Математике «Тригонометрические формулы»


Тема: Тригонометрические формулы (25 часов)


Урок 6 – 7: Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла.


Цель: изучить зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла.

Для достижения поставленной цели необходимо:

  1. Знать:

  1. формулировки определений основных тригонометрических функций (синуса, косинуса и тангенса);

  2. знаки тригонометрических функций по четвертям;

  3. множество значений тригонометрических функций;

  4. основные формулы тригонометрии.

  1. Понимать:

  1. что пользоваться основным тригонометрическим тождеством можно только для одного и того же аргумента;

  2. алгоритм вычисления одной тригонометрической функции через другую.

  1. Применить:

    1. умение правильно выбрать нужную формулу для решения конкретного задания;

    2. умение работать с простыми дробями;

    3. умение выполнять преобразование тригонометрических выражений.

  1. Анализ:

      1. анализировать ошибки в логике рассуждения.

  1. Синтез:

    1. предложить свой способ решения примеров;

    2. составить кроссворд, используя полученные знания.

  1. Оценка:

    1. знаний и умений по данной теме для использования в других разделах алгебры.


Оборудование: макет тригонометрической окружности, раздаточный справочный материал с формулами и таблицами значений тригонометрических функций, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, листы с заданиями для самостоятельной работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Сообщение цели урока и плана работы на уроке.

  1. Актуализация знаний и умений.

Учащимся раздаются карты урока и даются пояснения как с ними работать.

На экран выводятся вопросы; учащиеся записывают ответы в тетрадь; преподаватель выводит на экран правильный ответ. После окончания опроса учащиеся выставляют баллы в карту урока для Задания № 1.

  1. В какой четверти находится угол в 1 радиан и чему он примерно равен?

I четверти, 1 рад.57,3).

  1. Какое слово пропущено в определение функции синус?

Синусом угла называется ………… точки единичной окружности. (Ордината)

  1. Какое слово пропущено в определении функции косинус?

Косинусом угла называется………… точки единичной окружности (Абсцисса).

  1. Допишите формулу:

  2. Определите знак произведения: ( )


  1. Какие значения может принимать синус?

  1. Вычислите:

( )


  1. Объяснение нового материала.

Изобразим единичную окружность с центром в точке О. Пусть при повороте радиуса ОА, равного R, на угол получен радиус ОВ (рис. 5). Тогда по определению где – абсцисса точки В, – ее ордината.

Отсюда следует, что

Точка В принадлежит окружности. Поэтому ее координаты удовлетворяют уравнению

Воспользовавшись тем, что получим

(1). Мы получили равенство справедливое при любых значениях входящих в него букв. Как называются такие равенства? Правильно – тождества. Равенство (1) называется основным тригонометрическим тождеством.

В равенстве (1) может принимать любые значения. Самостоятельно завершите запись:


1.

2.

3.

4.


Проверьте правильность вашей записи. Выставите себе баллы в карту урока для Задания № 2.

Продолжаем. Мы вывели основное тригонометрическое тождество, а для чего оно нам нужно?

Правильно – для нахождения по одному известному нам значению синуса значение косинуса и наоборот. Вот теперь мы с вами всегда сможем пользоваться основным тригонометрическим тождеством, но главное – для одного и того же аргумента.

Учащимся в тетради предлагается самостоятельно выразить из основного тригонометрического тождества синус через косинус и косинус через синус.

Для проверки к доске вызываются два ученика. Одному предлагается выразить синус через косинус, второму – косинус через синус.

На экран выводится верный ответ:

Учащиеся проверяют свои ответы и выставляют баллы в карту урока для Задания № 3.

В этих формулах от чего зависит знак перед корнем? (От того, в какой четверти расположен угол тригонометрической функции, которую мы определяем).


Пример 1. Вычислить если

Определим четверть, в которой находится угол . Четверть – III.

Вспомним, что синус в третьей четверти отрицательный, т. е. в формуле (2) перед корнем нужно поставить знак « – »:

Пример 2. Вычислить если

Определяем четверть, в которой находится угол . Четверть – IV, косинус в четвертой четверти положителен. Поэтому в формуле (3) перед корнем нужен знак « + »:


Выясним теперь зависимость между тангенсом и котангенсом. По определению тангенса и котангенса


Перемножая эти равенства, получаем:



Из равенства (4) можно выразить через и наоборот:



Равенства (4) – (6) верны при всех значениях, при которых имеют смысл, т. е. при

Выведем теперь формулы, выражающие соотношения между тангенсом и косинусом, а также котангенсом и синусом одного и того же аргумента.

Разделив обе части равенства (1) на , получим:

т.е.


Если обе части равенства (1) разделить на , то будем иметь:

т.е.


Рассмотрим примеры использования выведенных формул для нахождения значений тригонометрических функций по известному значению одной из них.


Пример 1. Найдем если известно, что

Решение:

  • Найдем сначала Для этого воспользуемся формулой (3). Так как является углом 2 четверти, то его косинус отрицателен. Значит,

  • Зная синус и косинус можно найти его тангенс:


  • Для отыскания котангенса угла удобно воспользоваться формулой (6):

Ответ:


Пример2. Известно, что . Найдем все остальные тригонометрические функции.

Решение:

  • Воспользуемся формулой (7). Имеем:

, . По условию задачи угол является углом 1 четверти, поэтому его косинус положителен. Значит

  • Зная , можно найти . Из формулы получим:

  • По известному легко найти :


Ответ:

Установленные соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же аргумента позволяют упрощать тригонометрические выражения.


Пример 3. Упростим выражение:

Решение: Воспользуемся формулами: . Получим:


  1. Закрепление.

А сейчас на экране представлены рубрики самооценки по данной теме. Отметьте, на какой уровень вы бы хотели сегодня выйти.


        1. Я понял тему и могу решать примеры по алгоритму, глядя в тетрадь, но с помощью наводящих вопросов (карточка – инструкция).

        2. Я понял тему и могу решать примеры по алгоритму, глядя в тетрадь, используя указания преподавателя.

        3. + Я понял тему и могу решать примеры по алгоритму, глядя в тетрадь, без наводящих вопросов и указаний.

        4. + Я понял тему и могу решать примеры по алгоритму, не заглядывая в тетрадь.


Какой бы уровень вы не выбрали, сначала внимательно просмотрите все задания, которые я вам раздала, а затем выполните задание, соответствующее выбранному вами уровню (перед вами лежат задания четырех вариантов, номер варианта соответствует уровням самооценки.)


1 вариант

  1. Дано: Найдите

Инструкция:

  • определите четверть, в которой находится угол . Если возникают затруднения, то можно посмотреть в справочнике;

  • определите знак функции синус в этой четверти. Проверьте себя, посмотрев в справочник;

  • напишите формулу (2) из сегодняшнего урока, указав перед корнем знак, который выбрали ранее;

  • в написанное выражение подставьте значение косинуса, вспомните, как дробь возводится в квадрат (нужно возвести в квадрат числитель и знаменатель дроби);

  • выполните вычисления под корнем, извлеките корень (нужно извлечь корень из числителя и знаменателя);

  • вспомните определение функции тангенс, (можно посмотреть в справочник), запишите формулу;

  • правильно выполните деление дробей: при деление дроби на дробь, вторую дробь нужно перевернуть и дальше числитель первой дроби умножить на числитель получившейся дроби, тоже нужно сделать и со знаменателями: ;

  • функцию котангенс можно найти по формуле (6) из сегодняшнего урока;

  • запишите ответ.

  1. Упростите выражение:

Инструкция:

    1. замените единицу равным ей выражением Только не забудьте, что в примере перед единицей стоит знак минус, значит у всех слагаемых изменится знак;

    2. приведите подобные;

    3. запишите ответ.



2 вариант

  1. Дано: Найдите

Указание: Для определения функции косинус воспользуйтесь формулой (3) из сегодняшнего урока. Не забудьте определить знак, который будет стоять перед корнем. Для вычисления значений тангенса и котангенса можно воспользоваться определением этих функций ил использовать формулы, которые мы вывели сегодня на уроке.

  1. Упростите

Указание. Сгруппируйте первый и третий члены выражения, вынесите за скобку общий множитель….


3 вариант


  1. Дано: Найдите

  2. Упростите: .



4 вариант


  1. Дано: Найдите

  2. Упростите .



А теперь, ребята, давайте проверим ответы. На экран выводятся правильные ответы, и учащиеся проверяют свои работы и выставляют баллы в карту урока для Задания № 4.

По карте урока оцените себя. Подсчитайте свои баллы и выставите их в карту.




  1. Домашнее задание.

    1. Записать все выведенные формулы в справочник.

    2. По учебнику №459 (3, 5), №460 (1)


6


Свежие документы:  Конспект урока по математике "Многочлен и его стандартный вид"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: