Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»
Республики Марий Эл
Конспект урока по математике в 1 классе
«Величины. Длина»
Подготовила
учитель начальных классов
Козикова Наталья Сергеевна
г.Козьмодемьянск
2013
Тема урока: «Величины. Длина»
Цели: познакомить с понятиями: величина, измерение величины, единица измерения (мерка); установить общий принцип измерения длин отрезков; установить зависимость между результатами измерения величины и меркой; познакомить с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, ладонь, сантиметр и т. д.), научить использовать их практически; развивать математические способности, интерес к предмету, логическое мышление, аналитические способности.
Оборудование: таблица с геометрическими фигурами (см. п. II. 1), таблички с записью понятий: , , , три разноцветные полоски (две одинаковой длины, третья – другой длины),
Ход урока
I. Организационное начало.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Слайд 1.
— Героев какого мультфильма вы видите на экране?
Они пришли к нам на урок и принесли для вас интересные задания.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового.
1. Устные вычисления.
Слайд 2. Задание Слоненка.
— Решите цепочку примеров.
Слайд 3. Задание Мартышки.
-Сравните выражения.
С помощью каких знаков мы сравниваем выражения?
Слайд 4. Задание Попугая.
— Что мы будем делать в этом задании? Чего не хватает в задаче? О чем можно спросить?
-Что мы будем искать целое или часть?
-Как найти часть?
— Какое выражение можно составить?
-Назовите решение задачи.
-Назовите ответ.
-Найдите схему к этой задаче.
— Для чего ребята делали кормушки?
2. Понятие о геометрических фигурах.
Слайд 5.– Назовите данные геометрические фигуры.
(Отрезки и ломаные; замкнутые и незамкнутые линии.)
Слайд 6.
— По каким признакам можно разбить эти фигуры на группы? ( цвет, форма, размер)
3. Введение новых понятий.
– Какие свойства предметов знаете? (Цвет, форма, размер, материал, назначение и т. д.)
– Какие из данных свойств можно сравнить с помощью знаков «>», «<», «=»? (Анализируя предположения, учащиеся приходят к в ы в о д у: с помощью данных знаков можно сравнить предметы по длине, их массе, объёму.)
-Мы начинаем изучать такие свойства предметов, по которым их можно сравнить с помощью знаков больше, меньше или равно. Такие свойства предметов называются величинами (табличка на доску).
Слайд 7
— Скажите, можем ли мы определить, какой цвет больше: розовый или зеленый?
Слайд 8
-Значит цвет не является величиной. А можем определить какая форма больше : треугольная или круглая?( тоже нет)
— У вас на столе лежат полоски. Является ли длина полосок величиной? То есть можно ли их сравнивать –какая из них больше (длиннее), а какая меньше ( короче)? (Дети сравнивают длину полосок, совмещая их концы: зеленая полоска длиннее, а красная и синяя короче.)
– Как правильно сравнить полоски? (Наложением, совместив концы полосок.)
– Итак, в чём убедились, к какому в ы в о д у пришли?
(Длина – это величина, так как длины можно сравнивать.)
4. Определение темы урока, постановка цели.
Слайд 9.
— Назовите тему нашего урока. Чем мы будем заниматься на уроке ( измерять длину).
— Для чего нам это необходимо?
Физкультминутка «Зарядка для хвоста»
5. Измерение длин отрезков.
– Сравните по длине данные отрезки. (На доске даны два отрезка на значительном расстоянии друг от друга.)
– Как узнать, какой из них длиннее? П р о б л е м а!
Предлагают различные варианты. Главное: нужно выбрать какую-либо мерку.
– Выберите любую из полосок. Измерьте длину каждого из отрезков.
К доске приглашаются ребята, которые, используя цветные полоски, измеряют отрезки.
Вывод. Чтобы измерить длину отрезка, нужно выбрать мерку (единичный отрезок) и узнать, сколько раз он содержится в измеряемом отрезке.
Но так как полоски были разные, то и длина измеряемых отрезков получилась разная.
В ы в о д (делают учащиеся): сравнивать отрезки можно только тогда, когда они измерялись одинаковыми мерками. Открытие!
6. Единицы измерения длины.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у*.
* № 1, с. 1.
Маленький цветной отрезок называют единичным отрезком.
Единичный отрезок – мерка для измерения длины.
– Запишите, сколько раз каждый единичный отрезок укладывается в данный отрезок АБ.
– На что обратили внимание? Везде ли единичный отрезок одинаковый? Какой сделаем вывод? (В ы в о д: чем больше единичный отрезок, тем меньшее число раз он откладывается в отрезке.)
– Обратите внимание: рядом с цифрой стоит буква. Что она обозначает? (4 с. – 4 синих единичных отрезка, 6 к. – 6 красных единичных отрезков и т. д.)
Можно сказать, что это имя мерки. Поэтому такие числа называют именованными.
Слайд 10.
— Ребята, удав о чем то задумался…давайте посмотрим мультфильм.
Слайд 11( мультфильм)
— Чем измеряли удава? ( мартышками, слонами, попугаями)
— Почему в попугаях удав оказался длиннее? ( Попугай меньше остальных животных)
7. Старинные меры длины.
– Давайте представим себе, что мы оказались на необитаемом острове. Нам нужно измерить его. Как же это сделать?
Через постановку проблемы учащиеся знакомятся со старинными мерами длины: шаг, локоть, сажень, ладонь, дюйм. Пытаются их использовать на практике в классе.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
* № 2, с. 1. Сравнение единиц длины.
Слайд 12.
В древности использовались для измерения длин те измерительные приборы, которые всегда были при себе: длина пальца, размах рук и т.д.
Одной из самых распространенных единиц длины был локоть (Слайд 13.)- расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку, высоту дерева, срубленного на постройку дома, и т.д. Применялись и другие единицы измерения длин: сажень, ладонь, шаг, фут, ит.д. Слайды 14- 18.
Давайте встанем и измерим ширину парты, 1 ряд локтем, 2 ряд ладонью, а з ряд дюймом.
8. Сантиметр – единица длины.
*– Давайте измерим ширину класса с помощью шагов.
Приглашаются 2–3 ученика, которые шагами измеряют ширину кабинета. Устанавливают, что результат получился разный. Почему?! Длина шага отличается. =>
Вывод: сравнить длины отрезков можно только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками. Нужна единая единица измерения.
Люди договорились и взяли за единичный отрезок сантиметр. Помогает измерить длину предмета линейка или рулетка ( показать)
Слайд 19
— Возьмите все линейки,найдите цифру 0 , расстояние от 0 до единицы и есть сантиметр, так же от 2 до 3, от 5 до 6 и т. д.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
* № 3, с. 1.
– Как правильно использовать линейку, чтобы правильно измерить длину отрезка АБ?
Слайд 20.
Приложите линейку к отрезку.
Совместите один конец отрезка с нулем на шкале линейки.
Найдите на линейке число, соответствующее второму концу отрезка.
Назовите и запишите ответ.
— Чему равна длина отрезка АБ?
III. Повторение и закрепление пройденного.
1. Измерение длин отрезков.
* № 4, с. 1. ( Ответы: ДЕ= 5 м, МК = 3 см.)
2. Построение отрезков заданной длины.
– Постройте в тетради в клетку отрезок:
КМ = 4 см, ОБ = 7 см, СН = 3 см.
IV. Итог.
– Что узнали нового?
– Какие проблемы решали?
– Что показалось вам наиболее интересным?
– Что запомнилось?
— Что нужно сделать, чтобы измерить длину отрезка?( Чтобы измерить длину отрезка, нужно выбрать мерку и узнать сколько раз она содержится в отрезке.)
Рефлексия.
Реши для себя
— Как сегодня работал на уроке? (активно, старался, ленился…)
Нарисуй на полях тетради линейку успеха.
Используемая литература:
Петерсон Л.Г. Учебник — тетрадь по математике для 1 класса, — М.: «Ювента», 2011г.
Петерсон Л.Г Методические рекомендации для учителя- М.: «Ювента», 2011г.
Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие, , — М.: «Ювента», 2011г.