Конспект урока по Математике «Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом есть нули: 300 – 156″

Учитель начальных классов: Гарбузова Ирина Игоревна

Место работы: МБОУ «СОШ№2 имени А.И.Исаевой»

Эл. адреса: [email protected]

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом есть нули: 300 – 156».

Цели:

Образовательная:

— сформировать умение вычитать трёхзначные числа с переходом через разряд, когда в записи уменьшаемого есть нули.

Деятельностная:

— построить способ вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.

Воспитательная:

-способствовать воспитанию учебного сотрудничества.


Этапы урока:

I этап «Мотивация к учебной деятельности» (1-2 мин.)

II этап «Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии» (4-5 мин.)

III этап «Выявление места и причины затруднения» (3-4 мин.)

IV этап «Построение проекта выхода из затруднения» (4-6 мин.)

V этап «Реализация построенного проекта» (5-8 мин.)

VI этап «Первичное закрепление во внешней речи» (4-5 мин.)

VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону» (3-5 мин.)

VIII этап «Включение в систему знаний и повторение» (5-8 мин.)

IX этап «Рефлексия учебной деятельности» (2-3 мин.)


Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Прочитайте выражение «Математика – гимнастика ума». Почему так говорят. Ребята, сегодня урок я предлагаю начать с «разминки».

А)Попытайтесь отвечать на вопросы быстро:

Сколько единиц от 1 до 100? (100.)

Назови самое большое трёхзначное число. (999.)

2 десятка да 8 десятков. Сколько десятков получилось? (10 десятков.) А сотен? (1 сотня.)

Назовите соседа числа 129 справа. (130.)

Назовите число, которое на 1 меньше, чем дней в неделе. (6.)

На столе лежало 3 огурца, 2 морковки и 7 апельсинов. Сколько всего овощей лежало на столе? (5 овощей.)

Б) Назовите четвёртое лишнее. (Уменьшаемое, вычитаемое, сумма, разность).

В) — Назовите числа.

— Что вы можете сказать обо всех числах? (У всех чисел 0 в разряде единиц.)

— Назовите числа в порядке возрастания. (100; 120; 140; 160; 180.)

— Что заметили? (Каждое следующее число увеличивается на 20.)

— Какое число будет следующим? (200.)

— Сделайте графическую модель числа 200.


Над какой большой темой вы работаете на уроках математики? (Сложение и вычитание трёхзначных чисел.)

И сегодня вы продолжите работать над этой темой и узнаете новое о вычитании трёхзначных чисел. Как вы будете узнавать новое? (Сначала повторим необходимое, потом выполним задание для пробного действия. Если не получится, постараемся понять причину затруднения, поставим цель, выберем средства, …)

Верно, так всё и будет. Начинаем… (С повторения необходимого.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Организация учебного процесса на этапе 2:

Повторение способов вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.

Открыть на доске: 908 – 126

192 – 128.

Молодцы! Посмотрите на следующее задание. Что записано на доске? (Выражения.)

Что общего у обоих выражений? (Это разности.)

Найдите значения выражений, используя запись в столбик.

1 учащийся у доски с объяснением, остальные – в тетрадях.


Открыть на доске эталоны:


Какой из эталонов вы будете использовать? (Первый, так как в уменьшаемом не хватает единиц в разряде единиц.)

Свежие документы:  Конспект урока в 6 классе на тему «Вероятность случайного события»

1 у доски с объяснением, остальные – в тетрадях.


Молодцы! Мы закончили повторение необходимого.


Задание для пробного действия.

Раздать ¼ чистого листа с клетку.

Открыть на доске: 300 – 156.

Посмотрите на доску. Я предлагаю вам попробовать из 300 вычесть 156, используя запись в столбик.

— Ведь вы умеете вычитать трёхзначные числа в столбик? (Умеем.)

Что же в этом примере для вас ново? (Мы никогда ещё не вычитали трёхзначные числа, когда в уменьшаемом есть нули.)

Попробуете? (Попробуем.)

Пробуйте. Запишите решение примера на листе в клетку.

Проверим. Поднимите руку, кто не получил ответ.

В чём ваша трудность? (Мы не можем решить пример 300 – 156.)

Кто решил пример, назовите ответ. (144; 254; 244; 154; …)

Учитель фиксирует на доске все варианты ответов детей.

Что видите? (Получили разные ответы.)

Поднимите руку, кто считает, что его ответ верный.

Вы не подняли рук, значит, у вас тоже есть затруднение? Какое? (Мы не можем доказать, что правильно решили пример на вычитание трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

Вы все встретились с трудностью. Что же вы будете делать? (Подумаем, почему эта трудность возникла.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Давайте думать. Какое задание вы выполняли? (Мы решали пример 300 – 156.)

Что в этом задании было для вас новым? (Мы не решали примеры на вычитание трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

Расскажите, как вы действовали, и в каком месте ваших рассуждений засомневались. (…)

Почему же эти сомнения возникли? В чём причина затруднения? (Нет способа вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

Молодцы! Вы поняли причину затруднения. Что дальше? (Надо поставить перед собой цель, выбрать средства и спланировать свою дальнейшую работу.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Какую цель вы поставите перед собой? (Научиться вычитать трёхзначные числа, когда в уменьшаемом есть нули, построить способ вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

Как бы вы назвали урок? (Вычитание трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули.)

Открыть название темы на доске.

Какой инструмент поможет вам разобраться в решении таких примеров? (Графические модели.)

Какие известные вам способы могут помочь? (Способы вычитания двузначных чисел из круглого и вычитания трёхзначных с переходом через разряд в столбик.)

Средства вы выбрали. Осталось продумать план.

Учитель по ходу фиксирует план на доске.

(Сначала мы решим пример с помощью графических моделей, потом запишем и решим этот же пример в столбик и уточним эталон вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд.)

5. Реализация построенного проекта.

Действуйте по плану. Что сделаете сначала? (Попытаемся решить пример с помощью графических моделей.)

Выложите графическую модель примера 300 – 156.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Решение примеров на умножение и деление"

1 учащийся у доски, остальные – на партах:

Как вычитают трёхзначные числа с помощью графических моделей? (Из сотен вычитают сотни, из десятков – десятки, из единиц – единицы.)

Что здесь мешает так действовать? (В уменьшаемом нет единиц ни в разряде десятков, ни в разряде единиц.)

Где их взять? (У сотни.)

Молодец! Что нужно сделать с сотней? (Раздробить на 10 десятков.)

А где взять единицы? (Надо из 10 десятков взять 1 десяток и раздробить его на 10 единиц.)

Найдите соответствующую графическую модель в ваших конвертах.

Замените одну сотню этой моделью.

1 учащийся у доски, остальные – на партах:

Как будете действовать дальше? (Вычитать по общему правилу: 2 с – 1 с = 1 с, кладу 1 большой треугольник; 9 д – 5 д = 4 д, кладу 4 маленьких треугольника; 10 е – 6 е = 4 е, кладу 4 точки. Ответ: 144.)

Стереть с доски или зачеркнуть все неверные ответы.

Молодцы! Самое трудное позади. Что дальше по плану? (Записать и решить этот пример в столбик.)

Запишите пример в столбик и объясните, как его решить, пользуясь графическими моделями.

1 у доски с объяснением, остальные – в тетради.

(Пишу… Вычитаю единицы. Из 0 не могу вычесть 6, поэтому занимаю 1 сотню, дроблю её на 10 десятков, из которых занимаю 1 десяток, поэтому десятков остаётся 9. 1 десяток дроблю на 10 единиц: 10 – 6 = 4, пишу под единицами. Вычитаю десятки: 9 – 5 = 4, пишу под десятками. Вычитаю сотни: 3 – 1 – 1 = 1, пишу под сотнями. Ответ: 144.)

Осталось выполнить последний пункт плана. Какой? (Надо уточнить эталон вычитания трёхзначных чисел.)

Открыть на доске:


Что надо изменить в уменьшаемом? (В разряды десятков и единиц надо вписать нули.)

Вписать в уменьшаемое нули:


Восстановите, как вычитали в столбик, и закончите уточнение эталона в группах.

Раздать заготовки для уточнения эталона.

Выберите представителя от группы, который представит результат вашей работы.

Представитель от группы озвучивает результат. После согласования групп, эталон должен иметь такой вид:



Учитель раздаёт соответствующий лист из пособия «Построй свою математику».

Сравните результат вашей работы с предложенным вариантом эталона. Что скажете? (Мы пришли к правильному выводу.)

А зачем вам предложен эталон с графическими моделями? (Чтобы мы могли восстановить ход рассуждений, …)

Молодцы! Вы нашли способ решения самого сложного вида примеров на вычитание. Что дальше? (Надо потренироваться в применении этого способа при решении примеров.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) – Откройте в учебнике 1 на стр. 64.

Прочитайте задание.

Выполните решение 1 и 3 примеров.

По одному с места с объяснением.












(200 – 37. В уменьшаемом 0 единиц в разряде единиц и десятков, поэтому занимаю 1 сотню, дроблю её на 10 десятков. Один десяток занимаю, остаётся 9 десятков. 1 десяток дроблю на 10 единиц. Теперь можно выполнить вычитание: 1 с, 9 д – 3 д = 6 д, 10 е – 7 е = 3 е. Ответ 163.)

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 7 класса «Математическое ассорти»

Затем учащиеся объясняют решение примера в столбик.

Далее аналогично.

2) – Продолжаем тренироваться. Посмотрите на 2 на стр. 64. Прочитайте задание.





Решите 1 и 4 примеры без проверки.

По 1 у доски с объяснением, остальные – в учебнике.

Какой вид работы поможет вам выяснить, насколько вам понятен способ вычитания трёхзначных чисел, когда в уменьшаемом есть нули? (Самостоятельная работа.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Предлагаю вам самостоятельно решить 2 и 3 примеры (без проверки) из 2 на стр. 64. Готовы?

Приступайте.

Проверьте.

Открыть на доске эталон:



У кого есть ошибки? В чём их причина? (Не уменьшили количество десятков на 1, не уменьшили количество сотен на 1, допустили ошибки в счёте, …)

Какой план работы вы себе наметите? (При выполнении домашней работы постараться ещё раз осмыслить новый способ, …)

У кого всё получилось? Поставьте себе «+».

Как вы считаете, где вам может пригодиться умение применять новый способ? (В решении уравнений, задач, при выполнении действий с именованными числами, …)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Организация учебного процесса на этапе 8:

1) Выполнение действий с именованными числами.

Вы убедитесь в необходимости нового знания при выполнении 7 (б) на стр. 65.









1 у доски с объяснением, остальные – в тетради.

2) Решение задач.

У нас осталось время для работы с задачей. Посмотрите на 8 на стр. 65. Прочитайте задачу.











Что на схеме обозначает первый (второй) отрезок? (Количество заколок в первой (второй) коробке.)

Что обозначают части этих отрезков? (Количество красных и синих заколок.)

Глядя на схему, скажите, что известно? (Известно, что в первой коробке 10 заколок, из них 6 красных. Ещё известно, что во второй коробке 12 красных и 8 синих заколок.)

Прочитайте первый вопрос. (Сколько заколок во второй коробке?)

Выполните анализ задачи для ответа на этот вопрос. (Чтобы ответить на этот вопрос, надо к количеству красных заколок во второй коробке прибавить количество синих заколок во второй коробке, так как ищем целое. Мы можем сразу ответить на этот вопрос задачи, так как известны обе величины: 12 + 8 = 20 заколок во второй коробке.)

Прочитайте второй вопрос…

Далее аналогично.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9:

Молодцы! Вы много успели за урок. Пора подвести итог. Какую цель вы перед собой ставили? (Построить способ вычитания трёхзначных чисел с переходом через разряд, когда в уменьшаемом есть нули.)

Достигли цели? Докажите.

Расскажите, в чём суть нового способа? (Мы занимаем 1 сотню, дробим её на 10 десятков, а из 10 десятков занимаем 1 десяток. Десятков остаётся 9. 1 десяток дробим на 10 единиц.)

Расскажите о своей работе ученика на уроке: что получилось, а над чем надо продолжать работать?

Что пожелаете себе и друг другу, если затруднения остались?





6


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: