Разработка урока учителя математики МОУ «Лицей»
И.М. Лещенко по теме: «Задачи на смеси и сплавы».
Пояснительная записка.
Данный вид текстовых задач отсутствует в школьном курсе математики, но очень часто их используют на вступительных экзаменах в вузы и на единых государственных экзаменах, поэтому я решила расширить их тематику и познакомить учащихся с методикой их решения на примерах реальных экзаменационных задач в рамках часов, выделенных учащимся 9 класса для подготовки к итоговой аттестации. К этому моменту ребята уже умеют решать задачи на дроби и проценты, владеют навыками составления различных уравнений и их систем.
Цели и задачи урока:
— формирование умения решать задачи на смеси и сплавы
развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, выбирать наиболее рациональное решение
развитие познавательного интереса к предмету
воспитание уверенности в своих силах, работоспособности
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
I.Организационный момент: сообщение темы, целей урока, практической значимости рассматриваемой темы
II Актуализация опорных знаний и умений учащихся:
1. Что такое процент?
Процентом числа называется сотая часть этого числа
2. Как найти число b, составляющее p% от числа a
3. Как найти число a, если его p% равны числу b?
4. Сколько % число b составляет от числа a?
5. Как записать в виде десятичной дроби 40%; 100%; 185%; 7%; p% ?
Соответственно 0,4;1;1,85;0,07;0,01p
6.Что называют отношением двух чисел?
Их частное
7. Что оно показывает?
Во сколько раз первое число больше второго или какую часть I число составляет от второго.
Если значения двух величин выражены одной и той же единицей измерения, то их отношение называют также отношением этих величин (отношением масс, отношением объемов и т. д.)
III.Формирование новых знаний учащихся:
При решении текстовых задач на смеси, и сплавы постоянно приходится работать со следующими понятиями:
-абсолютное содержание вещества
-относительное содержание вещества
Абсолютное содержание вещества – это количество вещества, выраженное в обычных единицах измерения (грамм; килограмм; литр и т. д.)
Относительное содержание вещества – это отношение абсолютного содержания к общей массе (объёму).
Относительное содержание очень часто называют концентрацией или процентным содержанием
При этом используют различные формы записи процентного содержания вещества в долях и в процентах
Проиллюстрируем данные понятия на примере: в сосуд, содержащий 450 г воды, добавили 50 г соли. Найти абсолютное содержание соли и воды в растворе:
абсолютное содержание соли – 50 г
абсолютное содержание воды – 450 г
Каково процентное содержание соли и воды в растворе?
Процентное содержание соли 0,1 = 10%
Процентное содержание воды 0,9 = 90%
IV.Формирование умений учащихся:
Учащиеся получают на листках заранее напечатанные тексты задач, которые будут рассмотрены в ходе урока:
Задача №1: смешали 500 г 10% раствора соли и 400 г 55% раствора соли. Определить концентрацию соли в смеси.
По ходу решения задачи в форме диалога поэтапно будем находить недостающие элементы:
1) найдем абсолютное содержание соли в I растворе
500·0,1=50г
2) Найдем абсолютное содержание соли во II растворе.
400·0,55=220 г
3) Найдем массу получившейся смеси
500+400 = 900 г
4) Найдем абсолютное содержание соли в смеси
50+220=270 г
5)найдем концентрацию соли в смеси
270г (абсолютное содержание соли)
900 г (общая масса) = 0,3 = 30 %
Итак, концентрация соли в смеси двух исходных растворов равна 30%
Задача №2: кусок сплава меди и олова массой 36 кг содержит 45%.
Сколько меди нужно добавить к этому куску, чтобы получить сплав, содержащий 60% меди?
1) Найдем абсолютное содержание меди в сплаве
36·0,45=16,2 кг
2) что нужно знать, чтобы концентрация меди в новом куске была 60%?
абсолютное содержание меди в новом куске после добавки и получившуюся общую массу куска.
Тогда обозначим за x – массу добавленной меди
3) найдем абсолютное содержание меди в новом куске: 16,2+x
4) найдем массу получившегося куска: 36+x
5) зная процентное содержание меди в новом куске, составим уравнение
0,6;
Решая уравнение 5(16,2+x)=3(36+x)
получим x=13,5 кг меди нужно добавить к куску, чтобы получить 60% концентрацию.
Задача №3 смешали 20% и 40% растворов соляной кислоты и получили 25% раствор. Найти отношение масс исходных растворов.
Обозначим за x1 – абсолютное содержание кислоты в I растворе
x2 – абсолютное содержание кислоты во II растворе
за m1 – общую массу I раствора
за m2 – общую массу II раствора
Тогда концентрация I раствора: 0,2 (1)
концентрация II раствора: 0,4 (2)
При смешивании двух растворов общая масса смеси будет равна m1+m2, а абсолютное содержание чистой кислоты в смеси – x1+x2
Тогда процентное содержание кислоты в смеси равно 0,25 (3)
выразим x1 и x2 из (1) и (2) равенства, и получим и подставим в (3)
Получим 0,25
0,2m1=0,6m2
Таким образом, отношение масс исходных растворов равно 3:1.
В чём необычность данной задачи?
В том, что получили при решении задачи одно уравнение, а неизвестных – два!
Задача №4: имеются два раствора поваренной соли разной концентрации. Если слить вместе 100 г I раствора и 200 г второго, то получится 50% раствор. Если же слить 300 г I раствора и 200 г второго, то получится 42% раствор. Определить концентрацию данных растворов.
1) Найдем абсолютное содержание соли после того, как слили 100 г I раствора и 200 г второго.
(100+200) ·0,5=150 г
2) Найдем абсолютное содержание соли после того, как слили 300 г I раствора и 200 г. второго
(300+200) ·0,42=210г
3) обозначим за x – концентрацию соли в I растворе
за y- концентрацию соли во II растворе
тогда абсолютное содержание соли после I смешивания:
100x+200y=150
после II смешивания:
300x+200y=210
Получим систему уравнений с двумя неизвестными
Решая её, получим x=0,3=30% — концентрация соли в I растворе
y=0,6=60% — концентрация соли во II растворе
Задача №5: имеются два слитка, содержащие серебро. Процентное содержание серебра в I слитке на 40% меньше, чем во II слитке. После того, как оба слитка сплавили, получили слиток, содержащий 36% серебра. Найти массу I и II слитков, если в I слитке было 6 кг серебра, а во II – 12 кг.
Пусть масса I слитка – x кг, а II – у кг, тогда 6/x — процентное содержание серебра в I слитке, а 12/y— процентное содержание серебра во II слитке. Так как 12/y больше чем 6/x на 40%, можно составить уравнение 12/y — 6/x =0,4 .
После того, как куски сплавили, процентное содержание серебра в новом куске стало 36%, т.е. (12 + 6) /(x+y) =0,36 , где 12+6 – абсолютное содержание серебра, а (x+y) – общая масса.
Получим систему:
12/y — 6/x =0,4 .
(12 + 6) /(x+y) =0,36
Решая систему, получим:
y2 — 95y+1500=0
Откуда y1=20 кг, y2=75 кг – не удовлетворяет условию x+y=50 кг (*)
Тогда x=50-20=30кг
Итак, масса I слитка – 30 кг.
Масса II слитка – 20 кг
V.Самостоятельная работа учащихся по вариантам:
Смешали два сплава с содержанием меди 5% и 40%. Сколько нужно взять кг каждого сплава, чтобы получить 140 кг нового с содержанием меди 30%?
Смешали 10% и 25% растворы серной кислоты и получили 3кг 20% раствора. Какое количество каждого раствора смешали?
VI.Домашнее задание: две задачи распечатаны на листах, которые получили учащиеся в начале урока.
VII.Итог урока:
Сегодня мы рассмотрели решение текстовых задач на смеси и сплавы.
Ребята отвечают на вопросы:
что необходимо знать при решении таких задач? – абсолютное и процентное содержание вещества
какая связь между абсолютным и процентным содержанием?
Как найти концентрацию вещества при образовании новой смеси или при сплавлении?
-подсчитать абсолютное содержание веществ в каждой смеси или сплаве
-сложить абсолютное содержание
-найти общую массу получаемого раствора или сплава.
-найти концентрацию.
4) какими способами мы решали данные задачи?
-арифметически, составлением уравнений и систем уравнений.
Как мы видим, решение любой задачи на смеси, и сплавы сводится к нахождению абсолютного и процентного содержаний компонентов смеси или сплавов, фигурирующих в условии задачи.
Комментарии:
При решении задач ребята достаточно хорошо усвоили нахождение абсолютного и процентного содержания вещества. Затруднения возникли при решении полученной системы уравнений с двумя неизвестными – решают менее рациональными способом – подстановкой (задача 4), вместо сложения, что привело к громоздким вычислениям; не всегда видят, что нужно обозначить за неизвестную величину – x. Поэтому в течение урока я стараюсь ставить ученика в позицию говорящего и «делающего», т.к. не высказываясь на уроке, они хуже усваивают изучаемый материал и у них развивается неуверенность в своих силах.
Заверяю достоверность информации Директор МОУ «Лицей»
Дуко В.М.