Муравьева Инна Николаевна –
учитель математики
МОУ «Никифоровская СОШ №1»
Никифоровского района
Тамбовской области
Урок – деловая игра
в 6 классе «Путешествие по Солнечной системе»
по теме «Действия с рациональными числами»
Цели урока:
обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме, проверка их полноты, глубины и прочности;
привитие любви к предмету математики, расширение кругозора обучающихся, повышение учебной мотивации, установление межпредметных связей;
формирование у учащихся ключевых компетенций;
воспитание внимательности, трудолюбия, аккуратности, ответственности.
Оборудование: мультимедийный проектор, тесты, карточки с задачами, карточки с примерами, звезды «Лучшему космонавту 6 «А» класса», смайлики, бортовые журналы.
Ход урока
Оргмомент. Девиз: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
Консультанты докладывают о выполнении домашней работы.
Вводное слово учителя. Сообщается тема, цели, форма урока. Слайд 1
Записать в тетрадь число и тему урока. В игре принимают участие три «экипажа космических кораблей», которые совершат путешествие по Солнечной системе. Учитель – руководитель полета. Учащиеся 11 класса – Центр управления полетом. Командиры кораблей заносят результаты выполнения заданий в бортовые журналы и вовремя передают данные в Центр управления полетом. В конце путешествия выбираются лучшие космонавты каждого экипажа.
1 этап. Подготовительный.
На этом этапе проверяется готовность всех членов экипажа к полету. Космонавты должны иметь высокую культуру вычислений и знать приемы, которые позволяют найти ошибку. Внимание на Слайд 2
Если поглядеть на ночное небо, то оно полно звезд, подобно тому, как мир состоит из бесконечности чисел, а звездные галактики и скопления – это множества чисел в математике.
Фронтальная работа.
— Какие числа называются натуральными? (используются при счете)
— Какие числа составляют множество целых чисел? (натуральные, им противоположные и 0)
— Найти ошибки! (0,-1 – целые числа; 2/5 – рациональное число; π – не рациональное число)
— Какие числа составляют множество рациональных чисел? (натуральные, целые и дробные)
— Найти вычислительные ошибки на следующем Слайде 3.
— Как записать числа -1/4 и 3/5 в виде десятичной дроби?
Самостоятельная работа (в парах взаимоконтроль).
Время — 4 минуты
1 вариант Ф.И. _____________________ | 2 вариант Ф.И.____________________ | ||
Вычислить:
| Вычислить:
| ||
| 2)2,56 – 2,97
| ||
3) — 2,8 * (- 1) | 3) – 3,5* (- 1)
| ||
|
| ||
5) *(-2,7) + *(-3,3) | 5) *(-3,3) + *(-5,7) | ||
Ответы: | + или — | Ответы: | + или — |
1) |
| 1) |
|
2) |
| 2) |
|
3) |
| 3) |
|
4) |
| 4) |
|
5) |
| 5)
|
|
Оценка: |
| Оценка: |
|
Слайд 4. Оценить друг друга по данному критерию. Лист передать командиру корабля, который их занесет в бортовой журнал и передаст в Центр управления полетом.
— Экипажи кораблей готовы к полету. Начинаем отсчет времени!
10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – Старт! Слайд 5
— Ракета небо прочеркнула,
Ей в космос путь давно не нов.
Не слышно рокотов и гула
Уж из – под облачных ковров.
И прежде чем, заметьте, кстати,
Ракете той был дан прицел,
Её маршрутом математик
На крыльях формул полетел!
Сухие строки уравнений –
В них сила разума влилась,
В них объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь…
Мы согласимся с В. Чкаловым, который сказал: «Полет – это математика».
2 этап. Работа в космосе. Задание: решить уравнения по учебнику Н.Я. Виленкина, и других. Время: 3 минуты.
№ 1217 (а)
№ 1177 (а)
№ 1212 (е)
Самопроверка по Слайду 6 . Командирам экипажей занести в бортовой журнал результаты и передать их в Центр управления полетом.
3 этап. Авария на кораблях.
Внимание! Поступило чрезвычайное сообщение: у кораблей одновременно отказали все компьютеры. Экипажам перейти на ручное управление! Чтобы принять правильное решение и выйти из этой ситуации, необходимо решить математические задачи.
Карточки с задачами дифференцируемые. Каждый член экипажа решает задания из карточки по своему уровню. Три космонавта выходят в «открытый космос», чтобы починить корабли. Выполнив задания, самопроверка с доской. Время: 5 минут.
| Ракета, имеющая скорость 8 км/с, становится искусственным спутником Земли. При увеличении её скорости в 2 раза она навсегда покинет нашу Солнечную систему. Найдите эту скорость. |
| В космической лаборатории космонавт – биолог рассчитывал за часа приготовить раствор и за 2 часа опрыснуть этим раствором все растения, участвующие в эксперименте. Однако на всю работу он потратил на 1 часа меньше, чем рассчитывал. Сколько времени (часов и минут) ушло у биолога на всю работу? |
| Расстояние от Солнца до планеты Земля 150 млн. км, а до планеты Венера 108 млн. км. Расстояние от Земли до Венеры ракета пролетела в три этапа. На первом этапе пути ракета пролетела в 4 раза больше млн. км, чем на втором этапе, а путь на третьем этапе составил от пути на втором этапе. Сколько млн. км пролетела ракета на каждом этапе? |
Ответы к задачам:
8* 2= 23 км/с – космическая скорость.
| |
|
2 часа и 11 минут |
|
4х +х + х = 42 6х=42; х=7 млн. км – второй этап; 33 млн. км – первый этап; 2 млн. км – третий этап. Проверка: 33+7+2= 42 млн. км. |
Компьютеры исправлены. Командирам экипажей занести в бортовой журнал результаты и передать их в Центр управления полетом.
Полет продолжается, полет нормальный!
4 этап. Исследовательская работа. Работа в группе.
Задание: ответить на вопрос задачи, выполнив вычисления, соотнеся ответ с правильным названием планеты. Время: 2 минуты.
Задание для 1 экипажа. Какая планета Солнечной системы была найдена « на кончике пера» только с помощью математических расчетов? | В понедельник в 4 классе четыре урока: русский язык, история, музыка и математика. Сколькими способами можно составить расписание для этого класса? 24 – Нептун 16 – Сатурн 12 — Юпитер |
Задание для 2 экипажа. Какая планета Солнечной системы имеет 63 спутника?
| Сколько трехзначных чисел можно составить из нечетных цифр?
15 – Венера 60 – Юпитер 20 — Сатурн |
Задание для 3 экипажа. Какая планета Солнечной системы, имея массу вторую по величине, обладает самой маленькой плотностью 687 кг/ м³?
| Найти закономерность и продолжить ряд чисел 2, 5, 11, 23, …
25 – Уран 39 – Нептун 47 — Сатурн |
Проверка на Слайде 7.
Командирам экипажей занести в бортовой журнал результаты и передать их в Центр управления полетом.
5 этап. Контакт, есть контакт!
На пути встречаются инопланетяне. Задание: чтобы установить с ними контакт, необходимо найти значения выражений.
Тест на совместимость. Работа в парах.
Для самоконтроля все промежуточные и окончательные ответы расположены на Слайде 8. Здесь же критерии оценивания. Время: 5 минут.
1 экипаж | (- 9,18:3,4- 3,7) * 2,1+ 2,04
|
2 экипаж | (15,54: (-4,2) – 2,5)* 1,4 + 1,08
|
3 экипаж |
(36,67+ 2,9* (-3,8)): (- 5,7) + 2,5 |
Ответы:
1 действие | 2 действие | 3 действие | 4 действие | |
1 экипаж | — 2,7 | — 6,4 | -13,44 | — 11,4 |
2 экипаж | — 3,7 | — 6,2 | — 8,68 | — 7,6 |
3 экипаж | — 11,02 | 25,65 | — 4,5 | — 2 |
Командирам экипажей занести в бортовой журнал результаты и передать их в Центр управления полетом. Контакт с инопланетянами установлен, благополучно возвращаемся на Землю домой. Слайд 9.
Итог урока.
— Что было на уроке самым полезным?
— Знание чего помогли вам совершить сегодня интересное путешествие?
Домашняя работа: составить любые задания по теме «Действия с рациональными числами».
Оценивание. Центр управления полетом оглашает оценки за урок, на слайде средний балл класса, качество знаний и уровень обученности
( программа XL). Награждаются лучшие космонавты каждого экипажа.
Рефлексия. Слайд 10. Перед вами три смайлика. Поднимите тот, который соответствует сейчас вашему настроению.
Фамилия, имя космонавта | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|